РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ
Главная / Новости / Алтайская краевая универсальная научная библиотека традиционно стала площадкой для литературной программы Всероссийского фестиваля «Шукшинские дни на Алтае»

Алтайская краевая универсальная научная библиотека традиционно стала площадкой для литературной программы Всероссийского фестиваля «Шукшинские дни на Алтае»

19–20 июля Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В. Я. Шишкова была площадкой Всероссийского фестиваля «Шукшинские дни на Алтае» и приняла интересных гостей, которые радовали, удивляли и восхищали читающую публику региона.

Старт литературного блока Шукшинского фестиваля, по традиции, происходит в Алтайской краевой библиотеке. Первым событием стал круглый стол, посвященный 75-летию журнала «Алтай». Тема беседы была заявлена следующая: «Читающая страна? Разговор о современной литературе: имена, проблемы, тенденции». Но, конечно, не обошлось и без бесед о личности Василия Шукшина и его роли в жизни каждого из гостей, в числе которых были писатели и поэты, читатели и ученые, библиотекари и редакторы. Поговорили о векторах чтения и о том, что влияет на читательский спрос, о литературном процессе в стране и ситуации в региональном книгоиздании, о важности премий и о том, как поместить региональную литературу в круг российского чтения. Не смотря на то, что событие в большей степени было профессиональным, разговор с большим вниманием слушали гости в зале, — и ближе к концу встречи некоторые не удержались от включения в интересную беседу!

А вечером в библиотеке солировал литературный амбассадор дальнего Востока Василий Олегович Авченко — писатель, открывающий современному читателю историю, особенности и красоту своего любимого края, «необъятного, как Космос». Невозможно передать всю прелесть долгого, теплого и интересного разговора, но приведем некоторые цитаты.

«Что это — дальневосточный характер? В своих книгах пытаюсь найти ответ на этот вопрос. Но я всегда очень боюсь обобщений, даже в мыслях. Конечно, есть некий комплекс черт, которые определяются какими-то факторами, сложившимися в данном регионе — историческими, климатическими... Но все равно переливы в этом спектре всегда такие тонкие… Вот говорят, что дальневосточники — это всегда какое-то преодоление, как будто каждый там с утра до вечера что-то преодолевает. Да он в офисе сидит, как какой-то житель Москвы или Новосибирска, например, — если брать обычное городское население, а не рыбаков, например. Мне кажется, все мы в России достаточно однородны, что не отменяет, конечно, термина "сибиряк" или "дальневосточник"».

«Мы видим только то, что под фонарем, а что за пределами этого круга, от нас скрыто. Наши периферии - это для жителей центра страны то, что за пределами круга света. Я стараюсь своим маленьким фонариком подсветить Дальний Восток, чтобы о нем знали больше, понимали его. Там столько всего происходило! Мы ведь узнаем об исторических событиях как? Из художественной литературы. Если бы Толстой не написал «Войну и мир», мы вряд ли бы что-то знали о войне 1812 года. И он же написал «Севастопольские рассказы», из которых мы знаем, что была Крымская война. Но она, между прочим, велась и на Тихом океане! Но этот факт ушел на периферию нашего внимания, потому что не было своего Льва Толстого на этой территории. И таких примеров масса! Кто знает, что в 1900 году русская армия штурмовала Пекин?».

«Иероглифика это даже не письмо, а, скорее, живопись. Иероглиф состоит из комбинации символов, дает нам некую картину, которую нужно расшифровывать. И если знаешь ключи, то это вполне по силам. Этой книгой ("Дальний Восток. Иероглиф пространства"), как ключами, я пытаюсь раскрыть территорию, которую мы называем Дальним Востоком».

«Аляску мы потеряли, в том числе, потому, что она не успела войти в орбиту отечественной культуры. К счастью, Приморье этой участи избежало и никуда уже от России не денется. Очень важен, как мне кажется, этот процесс, чтобы у территории были какие-то свои певцы, чтобы в литературе, творчестве возникали ее образы. Очень велика роль тех людей, которых мы можем назвать гениями места. У нас страна москвоцентрична, все крутится там и в городах-милионниках, но от Красноярска дальше к востоку ни одного города-милионника нет. Крайне неравномерно распределены население, финансы и так далее. И то же самое происходит с литературой — большая часть авторов «золотого фонда» сосредоточена в Москве и Петербурге — в административном центре страны. Мне бы хотелось, чтобы такого дисбаланса не было, каждой территории нужен свой летописец. Тысячи людей пишут о Москве и Петербурге. И чем дальше от этих городов, тем меньше «местных летописцев». На Дальнем Востоке, где и населения мало, больших авторов практически нет. Из прошлого — Владимир Арсеньев и Александр Фадеев, но и они как-то на периферии сейчас. Алтаю повезло: у вас есть своя гигантская фигура, которая нас всех собрала в эти дни — Шукшин».

20 июля началось в «Шишковке» поэтически — своё творчество дарил алтайским читателям Алексей Арнольдович Пурин из Санкт-Петербурга. А вечер был посвящен магической прозе Анны Александровны Матвеевой из Екатеринбурга, которая сейчас живет на два города и прилетела к нам из Москвы. Автор многих книг рассказов, разгадавшая тайну перевала Дятлова, открывшая широкой публике истории девушек с картин великих художников и создавшая невероятной красоты роман о судьбе своей бабушки, Анна подарила нам прекрасное время, в котором были разговоры обо всем, — от секретов мастерства и особенностей работы с документальными источниками и до хорошей зависти, коллегах по перу, «себе в искусстве» и хороших книгах. Порадуем вас несколькими цитатами».

«Роман "Каждые сто лет" написан по дневникам моей бабушки. Как у всех людей, которым довелось жить в те времена, жизнь у нее была богатой на впечатления. Бабушка была литературно одарена, блестяще писала и ее дневники - это почти готовая проза. Я всегда знала, что такую книгу напишу. Но писать о своей семье очень тяжело. Мне нужно было дойти до своего нынешнего возраста и состояния души, почувствовать, что я могу за это взяться. И только тогда я начала работу. Дневники написаны на французском — чтобы никто из окружения не мог прочитать. Но там нет никаких страшных тайн: обычные бытовые истории. Однако это исторический документ, и я задавалась вопросом, могу ли я что-то менять там. И решила — да, могу, потому что это — история моей семьи. Когда я работала над книгой "Перевал Дятлова", там я даже ошибки в документах оставляла, а здесь позволила себе что-то деликатно, но корректировать по собственному усмотрению».

«Библиотека для меня — очень свежее, модное, светлое место, здесь всегда вижу хороших людей. Все встречи, которые организуют библиотекари, как правило, на порядок выше любых других. И ваша библиотека производит именно такое впечатление!

«Дмитрий Быков однажды сказал, что именно по книгам Романа Сенчина будут когда-нибудь восстанавливать облик нашего времени. Он очень талантлив и внимателен к деталям, он создает очень точный портрет времени. Это такой… писатель "от жизни". И вот он пишет повесть "Русская зима", где совершает попытку выступать от лица женщины. Тот, кто видел Сенчина хоть раз, поймет весь героизм этой попытки. В этой повести Сенчин выводит меня в эпизодической роли Полины Гордеевой — ничего такая тетка, нормальная получилась, мне она понравилась. Но сам факт появления в книге мне был не слишком приятен. Страшно читать: а что там твой персонаж на следующей странице сделает? Я Романа попросила в следующий раз, если он такое соберется делать, предупредить и согласовать!»

«Шукшин — любимый писатель мамы любимый и один из очень уважаемых моим сыном-киноведом режиссеров. Я хорошо знакома с творчеством вашего гениального земляка, но есть у меня и небольшая личная, но дорогая мне история, связанная с ним. Всего три выпускника ВГИК удостоены памятника, который установлен возле института: Тарковский, Шпаликов и Шукшин. Когда мой сын два года назад поступал в этот вуз, я сидела в ожидании результатов возле этого памятника, рядом с Василием Макаровичем… Сын поступил, и с тех пор, когда иду мимо, обязательно его мысленно благодарю. А сын, перед моей поездкой сюда, устроил мне жесткий экзамен на знание творчества Шукшина!»

Фестиваль продолжается: литераторы продолжают встречи с читателями в библиотеках Алтайского края. Финал состоится на родине Василий Шукшина — в селе Сростки, где на горе Пикет, у знаменитого памятника Шукшину, пройдет красивая церемония завершения фестиваля.
 

Екатерина Олеговна Пушкарская,

специалист по связям с общественностью

Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В. Я. Шишкова

25.07.2022

Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2024 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru