Выездная сессия Открытого лектория «Культура 2.0» прошла на XX Форуме «Библиокараван — 2022» в Красноярске
8 сентября в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярская края в рамках XX Форума публичных библиотек России «Библиокараван — 2022» состоялись экспертная дискуссия «Библиотека для всех» и мастер-класс «Организация пространства библиотеки» — мероприятия выездной сессии Открытого лектория «Культура 2.0». Это специальный дискуссионный проект образовательной программы Санкт-Петербургского международного культурного форума, который реализуется при поддержке Министерства культуры РФ.
Спикеры из Москвы, Петербурга и Нижнего Тагила обсудили проблемы и задачи библиотек на пути к образу соответствующего вызовам времени открытого пространства знаний и общения, которое выполняет не только просветительскую, но и социальную функцию.
Когда библиотека реализует комплексный подход в вопросе инклюзии, она одновременно выполняет просветительскую функцию и обеспечивает доступность учреждения для самых разных аудиторий, налаживая с ними прочный живой контакт, который помогает совместно готовить проекты, направленные на решение социальных проблем, затрагивающих представителей этих групп.
Опрос, проведенный в преддверии выездной сессии Открытого лектория, показал, что 76% библиотек проводят инклюзивные мероприятия, а в 65% институций есть сотрудник, отвечающий за инклюзивное направление.
Своими наработками в области реализации инклюзивных проектов поделились эксперты «Культуры 2.0» в ходе дискуссии «Библиотека для всех». Так, Анна Сергеевна Васенина, заведующая Центральной детской библиотекой Петроградского района (Санкт-Петербург), представила социальную программу по борьбе с буллингом «Мы не верим в монстров». В проекте петербургской библиотеки его создатели выстраивают диалог с детьми и подростками, оказавшимися в одной из ролей, с помощью произведений художественной литературы. В своем выступлении спикер обратила особое внимание на неоднозначность восприятия в социуме проблемы травли: «Не все педагоги готовы признать, что в их классе есть проблема буллинга, и мы стараемся говорить о существовании проблемы, даем понять, что дети могут обратиться к взрослым за решением проблемы. В процессе буллинга есть три позиции: жертва, кто травит и наблюдатель. У наблюдателя как раз есть силы исправить положение».
Еще один участник дискуссии, Юлия Николаевна Наумова, советник директора по развитию социального и инклюзивного направления, руководитель Лаборатории инклюзивных и социальных практик Российской государственной библиотеки для молодёжи (Москва), отметила важность для развития инклюзивных проектов правильного отношения с особенным посетителям со стороны сотрудников учреждения и самих читателей: «Главное в инклюзии — это человек. Все, начиная с сотрудников охраны и заканчивая посетителями библиотеки, играют важную роль. Мы даем повод присутствия человека с инвалидностью в нашей библиотеке, даем ему возможность принять участие в новой социальной роли».
Организациям, которые только в начале пути развития инклюзии, Оксана Сергеевна Лобырева, заведующая Центром адаптивной культуры Центральной городской библиотеки (Нижний Тагил), посоветовала определиться в ключевых моментах. Необходимо понять запрос, который существует в ареале работы библиотеки. Для кого задумывается проект, нужен ли он целевой аудитории. Кроме того, следует оценить, какие ресурсы понадобятся и в какие сроки? «Инклюзия наступит, когда любое мероприятие станет доступным во всех смыслах. Человек сможет прийти с любой категорией инвалидности и стать его полноценным участником». При этом, эксперт подчеркнула, что не надо бояться инклюзивных проектов.
На практическом мастер-классе «Организация пространства библиотеки» Ирина Петровна Кирюхина, куратор музейных проектов бюро музейной сценографии «Метаформа» (Санкт-Петербург) и Наталья Александровна Каш, историк дизайна, старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, с 2012 по 2021 год являвшаяся куратором и методистом проектно-выставочного отдела библиотеки им. В. В. Маяковского (Санкт-Петербург), поделились с участниками мероприятия практическими инструментами создания дружелюбной и открытой среды. Главный секрет в том, чтобы сформулировать ключевые ценности и уникальные черты конкретного учреждения. Отталкиваясь от них, можно выбирать различные инструменты для создания той самой идеальной сценографии пространства. Эксперты «Культуры 2.0» подчеркнули, что один из краеугольных камней комфортного и дружелюбного пространства — правильно выстроенные коммуникации. А один из наиболее простых и эффективных инструментов правильной организации учреждения — примерить на себя роль посетителя. Они наглядно показали, как смоделировать путь читателя и оценить, насколько в реальности комфортна созданная среда, в чем состоят слабые места и где точки роста.
На странице Санкт-Петербургского международного культурного форума ВКонтакте доступны видеозаписи онлайн-трансляций:
Источник: по матриалам пресс-службы