Омская государственная областная научная библиотека провела форсайт-сессию «Поиск эффективной модели развития библиотеки»
27 сентября на базе Омской государственной областной научной библиотеки имени А. С. Пушкина в очно-дистанционном формате прошла форсайт-сессия «Поиск эффективной модели развития библиотеки» для специалистов государственных и муниципальных библиотек Омской области, организованная специалистами методического отдела и посвящённая проблемам инновационного моделирования библиотечной отрасли.
На сессии были представлены доклады специалистов Омской, Новосибирской и Иркутской областей. Программа включала в себя две части: «Формируя будущее библиотек» (теоретическая) и «Стратегические альтернативы и приоритеты. Стратегии, которые мы выбираем» (практическая).
Особое внимание было уделено таким вопросам, как форсайт-инновационный инструмент моделирования будущего; библиотекарь-будущего: от идеи до воплощения; библиотека: обзор лучших практик библиотек Новосибирского региона.
В ходе первой части сессии участники мероприятия прослушали доклады:
— Ольги Николаевны Кисляковой, заведующей сектором анализа и прогнозирования деятельности библиотек методического отдела Омской государственной областной научной библиотеки имени А. С. Пушкина «Форсайт-инновационный инструмент моделирования будущего», в ходе которого слушатели познакомились с инструментарием форсайта – «Картой будущего», проработали возможные риски и основные роли в проектировании будущего, определили необходимые компетенции, формы взаимодействия и ресурсы, необходимые для реализации желаемого будущего.
— Ольги Язеповны Палкевич, главного научного сотрудника научно-методического отдела Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки имени И. И. Молчанова-Сибирского. В своём выступлении она познакомила омских специалистов с форсайт-сессией «Библиотекарь Будущего», которая проходила 25-26 февраля 2021 года на базе их библиотеки. Данное мероприятие позволило посмотреть на библиотеку XXI века как на сложную самоорганизующуюся систему, поставить вопросы об её уникальном ценностном предложении в настоящем и будущем, обсудить новый профессионализм библиотекаря в горизонте 2035 года.
— Елены Михайловны Агариной, начальника отдела координации и развития Новосибирской областной молодёжной библиотеки, президента Новосибирской региональной общественной организации «Гильдия молодых библиотекарей». Докладчик поделилась инновационными методами и формами работы с молодыми кадрами, разработкой проектов и программ, связанных с чтением, информационным обслуживанием пользователей.
— Татьяны Ивановны Царегородцевой, директора Тарской централизованной библиотечной системы имени Л. Н. Чашечникова. В начале года центральная районная библиотека Тарского муниципального района Омской области выступила площадкой для масштабного проекта «Форсайт-школа «Тара 2.0», поддержанного грантом компании «Газпром нефть» в рамках программы «Родные города». О цели проекта, об участниках, ведущих спикерах школы участникам сессии рассказала Татьяна Ивановна.
Вторая часть форсайта — это «мозговой штурм», практическая работа в группах с приглашёнными кураторами по пяти направлениям: «библиотека-музей», куратор: Ирина Викторовна Прохорова, заместитель директора по развитию основной деятельности Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля; «библиотека и туризм», куратор: Юлия Владимировна Богиня, сотрудник Туристского информационного центра; «библиотека и медиа», куратор: Дарья Сергеевна Нециевская, старший продюсер, про-директор «Омской телевизионной компании»; «библиотека и книга», куратор: Надежда Ивановна Кузнецова, заместитель директора «Омских муниципальных библиотек»; «библиотека и краеведение», куратор: Евгения Владимировна Фёдорова, специалист по маркетингу Автономного учреждения «Омская крепость». Эксперты поделились с участниками своим опытом и знаниями.
В результате работы форсайт-сессии были созданы проекты библиотеки будущего. Кураторы групп и участники сессии пришли к выводу, что реализация социально значимых проектов является одним из ведущих направлений деятельности общедоступных библиотек и отличный результат достигается при совмещении реальных и виртуальных форм библиотечной деятельности.
Участники форсайт-сессии на практике познакомились с уникальной методикой прогнозирования будущего, позволяющей максимально эффективно понять достоинства и недостатки прошлого и учесть это в создании новых технологий.
Пресс-служба
Дополнительный источник фото: