Российская государственная детская библиотека подвела итоги IV Всероссийской научно-практической конференции «Растим читателя: педагогика детского и подросткового чтения»
7–8 октября на базе Российской государственной детской библиотеки состоялась в гибридном формате IV Всероссийская научно-практическая конференция «Растим читателя: педагогика детского и подросткового чтения», которая была организована в партнёрстве с Ассоциацией деятелей культуры, искусства и просвещения по приобщению детей к чтению «Растим читателя» при поддержке Министерства культуры РФ и посвящена теме «Поэзия в круге чтения современных детей и подростков».
В конференции в общей сложности приняли участие более 680 специалистов из 75 субъектов РФ, из них очно — более 100 специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростовской, Тульской, Калужской, Ивановской, Новосибирской, Саратовской, Тверской, Краснодарской, Архангельской, Свердловской, Московской областей и Республики Удмуртия.
С приветственным словом к участникам конференции обратилась Ольга Петровна Мезенцева, заместитель директора по науке и образовательной деятельности Российской государственной детской библиотеки, кандидат педагогических наук. В рамках пленарного заседания докладчики представили свое видение состояния современной детской и подростковой поэзии, а также ее присутствие как в круге чтения современных детей и подростков, так и в работе библиотекарей, работающих с читателями дошкольного и школьного возраста.
Ирина Николаевна Арзамасцева, профессор Московского педагогического государственного университета, доцент, доктор филологических наук, в своём докладе «Кончено время игры? О власти традиции в детском чтении стихов» говорила о взлётах и падениях игровой поэзии на протяжении последних двух веков. О современной детской поэзии в контексте российской традиции также рассуждала Зинаида Александровна Гриценко, кандидат филологических наук, доцент, автор учебников, учебных и методических пособий по детской литературе и детскому чтению.
Наталья Григорьевна Малахова, ведущий психолог отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки, в своём выступлении обратила внимание на особую роль поэзии в жизни дошкольника — того периода детства, когда закладываются основы как личности ребенка, так и его становления как читателя, в том числе умеющего услышать и прочувствовать именно поэтическую речь.
Татьяна Валерьевна Рудишина, главный библиотекарь Центральной городской детской библиотеки им. А. П. Гайдара (Москва), представила доклад о поэзии для подростков: что издаётся, что пишется и как читается современными подростками. Любовь Фридриховна Борусяк, ведущий научный сотрудник Лаборатории социокультурных образовательных практик Московского государственного педагогического университета, доцент, кандидат экономических наук, представила результаты исследования поэтических сообществ в социальной сети ВКонтакте: что думает о поэзии современная молодежь и какие авторы наиболее популярны у ее представителей.
В завершении пленарного заседания прозвучал доклад «Библиотекари о чтении поэзии: по результатам опроса Российской государственной детской библиотеки», который представила Елена Андреевна Колосова, заведующая отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки, кандидат социологических наук, доцент. Представленные в докладе результаты опроса показали, что в основном библиотекари работают с классической детской поэзией и используют в своей работе такие формы работы, как викторины и конкурсы. И только четверть библиотекарей проводят с детьми и подростками литературные занятия, в том числе в клубах и студиях.
В первый день конференции прошла параллель дискуссионных круглых столов. Первый круглый стол был посвящен роли поэзии в развитии ребенка. Вопрос, который обсуждался на этом круглом столе: «Зачем детям и подросткам читать стихи?». В рамках второго круглого стола «Детская и подростковая поэзия: от классики к современности» дискуссия развернулась вокруг вопроса преемственности традиций классической поэзии в современной детской и подростковой. Третий круглый стол был посвящен библиотечной педагогике. Участники круглого стола обсуждали, как читать стихи с детьми и подростками, что необходимо учитывать при организации в библиотеке занятий по поэзии.
Завершился первый день конференции линейкой мастер-классов от писателей, издателей специалистов библиотек Москвы и Архангельска.
Второй день конференции начался с открытой лекции «Полюбить стихи непросто...» Александры Николаевны Матрусовой, доцента кафедры общего и русского языкознания Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, кандидата филологических наук. В ходе лекции участники конференции познакомились с творчеством современных российских детских поэтов и открыли для себя новые имена.
Продолжился второй день представлением мастер-класса «Стихи на проводе» от ведущих психологов Российской государственной детской библиотеки Натальи Григорьевны Малаховой, Анастасии Олеговны Макаровой и Надежды Анатольевны Потмальниковой.
Во второй половине дня прошли две линейки мастер-классов от представителей библиотек и книжных клубов Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Новосибирска и Верхней Пышмы Свердловской области. Также были представлены стендовые доклады от специалистов библиотек из Архангельска, Оренбурга, Ростова-на-Дону и Таганрога.
Участники конференции традиционно отметили высокий уровень подготовки конференции, научную наполненность, интеллектуальную и эмоциональную насыщенность мероприятий, а также практическую значимость для библиотечного и педагогического сообществ.
На сайте Российской государственной детской библиотеки можно
Центр социологии, психологии и педагогики детского чтения