Российская национальная библиотека подвела итоги двух учебных сессий программы «Организация научно-исследовательской деятельности в библиотеках»
17 октября — 2 декабря на базе Института дополнительного образования Российской национальной библиотеки прошло обучение 100 специалистов из 85 регионов России по программе повышения квалификации «Организация научно-исследовательской деятельности в библиотеках», которая разработана по поручению и при поддержке Министерства культуры РФ в рамках мероприятий по реализации «Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года» (письмо Министерства культуры РФ от 31.03.2022 № 4375-01.1-63–ОЯ). Программу разработали и провели ведущие специалисты Российской национальной библиотеки при участии Российской государственной библиотеки.
Программа проведена в две учебные сессии: с 17 октября по 28 октября этого года (первый поток слушателей); с 21 ноября по 2 декабря этого года (второй поток слушателей). Каждая сессия продолжительностью 20 академических часов, 2 недели обучения, заочная форма с применением дистанционных образовательных технологий, лекционные и практические занятия (в форме электронного курса), вебинары (итоговые занятия) проводились в режиме реального времени, итоговая аттестация (эссе). Программа разработана для руководителей, заместителей руководителей по научной работе, руководителей научных структурных подразделений, ученых секретарей, научных сотрудников и сотрудников, занятых организацией и выполнением НИР в библиотеках.
Слушателями первого потока стали 49 специалистов из 45 субъектов РФ, в том числе из 13 республик (Адыгея, Башкортостан, Ингушетия, Калмыкия, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Татарстан, Удмуртская Республика, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия), 5 краев (Алтайский, Забайкальский, Красноярский, Пермский, Хабаровский), 22 областей (Архангельская, Брянская, Воронежская, Ивановская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тульская, Ульяновская, Ярославская), 1 автономной области и 2 округов (Еврейская автономная область, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра), 2 городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург). В этом потоке обучались в основном специалисты из руководящего состава (директора, заместители директора по научной, научно-методической, библиотечной работе), а также ученые секретари, методисты, библиографы, библиотекари из региональных библиотек.
Во втором потоке повысил квалификацию 51 специалист из 42 субъектов РФ, в том числе из 10 Республик (Адыгея, Алтай, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Карелия, Коми, Крым, Саха (Якутия), Тыва), 5 краев (Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Ставропольский, Хабаровский), 24 областей (Амурская, Астраханская, Белгородская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Новгородская, Новосибирская, Орловская, Псковская, Саратовская, Сахалинская, Тверская, Тюменская, Челябинская), 3 городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь). В составе обучающихся 2‑го потока были в основном руководители библиотек и подразделений, осуществляющих научно-исследовательскую работу, а также ученые секретари, методисты, библиографы, библиотекари.
В программе были рассмотрены такие важнейшие темы, как государственная политика в области библиотечного дела, нормативно-правовое обеспечение научно-исследовательской деятельности, организация научно-исследовательской работы в центральных библиотеках субъектов РФ, методы современных библиотековедческих, библиографических и книговедческих исследований, научная деятельность библиотек в наукометрических системах, научные исследования в методической работе, научно-библиографическая деятельность библиотек и многие другие.
По итогам обучения слушатели представили эссе по теме «Приоритеты научных исследований в библиотеках N-ской области». Работы слушателей были проанализированы на итоговом занятии и получили высокую оценку преподавателей (В. Р. Фирсов, А. Ю. Самарин, И. Н. Вибе, П. А. Лодыгина).
Владимир Руфинович Фирсов, доктор педагогических наук, заместитель генерального директора по научной деятельности Российской национальной библиотеки: «Проанализировав ваши работы с большим интересом, я отметил, что структурно они во многом схожи. Это может объясняться тем, что у нас сложились общие представления относительно того, как должна быть организована научно-исследовательская работа в библиотеках. Подавляющее большинство работ раскрывают содержание таким образом, чтобы быть полезным для дальнейшего развития библиотек по научно-исследовательскому направлению».
Александр Юрьевич Самарин, доктор исторических наук, заместитель генерального директора по научно-издательской деятельности Российской государственной библиотеки: «Впечатление в целом позитивное, большинство работ хорошо структурировано, внимание уделяется правовой базе в регионе и библиотеке. Многие авторы проанализировали содержание собственной работы».
Организаторами программы было принято решение о подготовке сборника научных публикаций слушателей на основе их письменных работ. По итогам успешного прохождения обучения слушатели получили удостоверения о повышении квалификации. Поздравляем выпускников программы!
Ирина Николаевна Вибе,
директор Института дополнительного образования