Главная / Новости / На базе Российской государственной детской библиотеки специалисты обсудили актуальные аспекты изучения чтения и читателей

На базе Российской государственной детской библиотеки специалисты обсудили актуальные аспекты изучения чтения и читателей

30–31 марта на базе Российской государственной детской библиотеки прошла в гибридном формате IV Научно-практическая лаборатория «Изучаем чтение: форматы и практики», организаторами которой выступили также Российская национальная библиотека и Российская библиотечная ассоциация. Очными и дистанционными участниками лаборатории стали более 700 специалистов из 70 регионов РФ, включая Луганскую Народную Республику и Донецкую Народную Республику, а также из Республики Казахстан и Латвии.

В течение двух дней в рамках Научно-практической лаборатории прошли обсуждения результатов социологических, психологических, библиотековедческих и педагогических исследований, посвященных, чтению детей, родителей и подростков, чтению книг в особых форматах, чтению в условиях бедности отношению к чтению работников системы образования и много другое.

С приветствием к участникам Лаборатории обратился Михаил Дмитриевич Афанасьев, президент РБА, который отметил, что развитие библиотечного дела невозможно без изучения читателя, без изучения отношения читателя к библиотеке. Михаил Дмитриевич высоко оценил работу двух федеральных библиотек (Российской государственной детской библиотеки и Российской национальной библиотеки) по изучению чтения и читателей, которые продолжают традиции, заложенные в Российской государственной библиотеке в середине XX века: «Сегодня есть острая потребность в изучении читателей, поскольку появились новые вызовы и новые проблемы. Заметно изменилась сама аудитория библиотек. Произошла атомизация общества. Нужно говорить о микрогруппах, субкультурах, существующих в нашем обществе (внутри детского сообщества, молодежи), ищущих свои ценности, ориентации и поведение», — подчеркнул он.

Со вступительным словом к участникам лаборатории обратилась Ольга Петровна Мезенцева, заместитель директора по науке и образовательной деятельности Российской государственной детской библиотеки. Она подчеркнула долгосрочность сотрудничества Российской государственной детской библиотеки и Российской национальной библиотеки на ниве исследовательской работы в библиотеках РФ. Специалисты Российской государственной детской библиотеки с 2014 года совместно с Центром чтения Российской национальной библиотеки реализуют масштабный проект электронной базы «Чтение и библиотечная аудитория: библиотековедческие и социологические исследования». Кроме того, были организованы Всероссийские конкурсы для библиотек «Изучаем чтение» в 2017 и 2021–2022 годах. «Одной из трудовых функций, вошедшей в профессиональный стандарт «Специалист по библиотечно-информационной деятельности» (вступивший в силу 1 марта 2023г.) является "Библиотечная исследовательская работа", которая была с определённым трудом включена в документ, что подчеркивает значимость этой важной составляющей работы библиотечных специалистов», — обратила внимание Ольга Петровна.

Пленарные доклады открыло выступление Юлии Петровны Мелентьевой, академика РАО, заведующей отделом изучения чтения Научного и издательского центра «Наука» РАН, заместителя председателя Научного совета по проблемам чтения РАО, доктора педагогических наук, профессора, о представлениях о чтении как ценности, которые трансформировались за последние несколько столетий. Особое внимание Юлия Петровна уделила феномену «русского чтения» как части национальной культуры.

Вера Петровна Чудинова, главный научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки, кандидат педагогических наук, рассмотрела понятие «образовательная бедность», которые было введено в научный оборот с конца XX века. Речь идет о социально-экономических условиях, в которых невозможно полноценно обеспечить качественное образование.

Елена Святославовна Богданова, доктор педагогических наук, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания, профессор Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина, познакомила аудиторию Лаборатории с исследованием семейного чтения c участием 730 респондентов, проведённым Институтом воспитания в сентябре 2022 года. О мотивах нечтения в семье подробно рассказала Аделя Динаровна Кавеева, руководитель исследовательских проектов Аналитического центра НАФИ, на материалах Всероссийского опроса россиян, проведённого в июле 2022 года. Александра Викторовна Березина, заместитель заведующего отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки, кандидат психологических наук, доцент, рассмотрела характеристики ценностных ориентаций читающих и не читающих подростков на материалах всероссийского опроса.

В докладе Ольги Николаевны Мяэотс, главного библиографа Центра детской книги и детских программ Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино, который зачитала Мария Борисовна Пономаренко, руководитель Центра детской книги и детских программ, было рассмотрено понятие визуальной грамотности как актуальной читательской компетенции.

Продолжение пленарного заседания включало презентацию книги Веры Петровны Чудиной «Развитие «наций читателей» в разных странах мира: исследования, стратегии, проекты, практики», которая вышла в 2022 году в серии «В помощь педагогу-библиотекарю», приложение к журналу «Школьная библиотека».

Вера Викторовна Ялышева, заведующая Центром чтения Российской национальной библиотеки, председатель Секции по чтению РБА, представила современные приоритеты в чтении возросных посетителей и сотрудников библиотек. Были рассмотрены списки самых читаемых авторов и их корреляции с самыми продаваемыми и рекалмируемыми изданиями.

Первый день Лаборатории завершился круглым столом «Организация конкурсов как форма содействия развитию научно-исследовательской работы библиотек», на котором были представлены проекты участников и победителей конкурса библиотечных исследований «Метод каталожного ящика», организованного Центральной городской публичной библиотекой имени В. В. Маяковского (Санкт-Петербург).

Второй день Лаборатории открыла лекция «Форматы "нечтения": творческие эксперименты с книгой. История и современность», Юлии Владимировны Щербининой, профессора кафедры риторики и культуры речи филологического факультета Московского педагогического государственного университета, доктора педагогических наук. Лектор показала различные артефакты, созданные из книг (от посуды до продуктов питания, от объемных картин до полноценных инсталляций), а также представила свою новую книгу «Книга как иллюзия: тайники, лжебиблиотеки, арт-объекты», только что вышедшую в издательстве «Альпина нон-фикшн».

Продолжил работу Лаборатории семинар «База "Чтение и библиотечная аудитория: библиотековедческие и социологические исследования": ориентир на профессиональный стандарт», в рамках которого эксперты обсудили новую трудовую функцию «Библиотечная исследовательская работа», утвержденная в новом профстандарте «Специалист по библиотечно-информационной деятельности», возможности для обучения, повышения квалификации и переподготовки сотрудников библиотек, ведущих научно-исследовательскую работу, а также представили возможности электронной базы, созданной Российской национальной библиотекой и Российской государственной детской библиотекой в 2014 году, аккумулирующей исследования библиотек России и транслирующей этот опыт на библиотеки всех уровней и типов.

Завершением второго дня работы Лаборатории стали три секции. Первая — «Изучение книги, чтения и библиотек», посвящённая обсуждения различных теоретических и эмпирических подходов к изучению читателя. Вторая — «Чтение подростков и молодёжи: изучение и практики приобщения», в рамках которой исследователи обсудили востребованность книг различных видов и жанров среди подростков и юношества. Третья — «Продвижение книги и чтения в библиотеке, семье и школе», осветившая практическую работу по приобщению к чтению детей в условиях различных социальных институтов.

Научно-практическая лаборатория «Изучаем чтение: форматы и практики» показала свою востребованность и в очередной раз выступила успешной площадкой по обмену опытом и материалами специалистов, которые занимаются исследовательской и научной работой по проблематике чтения и изучения библиотечной аудитории.

На сайте Российской государственной детской библиотеки можно найти подробный отчёт по итогам Лаборатории и видеозаписи онлайн-трансляции заседаний, также доступны материалы докладчиков.
 

Источник: по материалам сайта Российской государственной детской библиотеки

04.04.2023

Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2024 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru