На базе Российской государственной детской библиотеки специалисты обсудили актуальные аспекты изучения чтения и читателей
30–31 марта на базе Российской государственной детской библиотеки прошла в гибридном формате IV Научно-практическая лаборатория «Изучаем чтение: форматы и практики», организаторами которой выступили также Российская национальная библиотека и Российская библиотечная ассоциация. Очными и дистанционными участниками лаборатории стали более 700 специалистов из 70 регионов РФ, включая Луганскую Народную Республику и Донецкую Народную Республику, а также из Республики Казахстан и Латвии.
В течение двух дней в рамках Научно-практической лаборатории прошли обсуждения результатов социологических, психологических, библиотековедческих и педагогических исследований, посвященных, чтению детей, родителей и подростков, чтению книг в особых форматах, чтению в условиях бедности отношению к чтению работников системы образования и много другое.
С приветствием к участникам Лаборатории обратился Михаил Дмитриевич Афанасьев, президент РБА, который отметил, что развитие библиотечного дела невозможно без изучения читателя, без изучения отношения читателя к библиотеке. Михаил Дмитриевич высоко оценил работу двух федеральных библиотек (Российской государственной детской библиотеки и Российской национальной библиотеки) по изучению чтения и читателей, которые продолжают традиции, заложенные в Российской государственной библиотеке в середине XX века: «Сегодня есть острая потребность в изучении читателей, поскольку появились новые вызовы и новые проблемы. Заметно изменилась сама аудитория библиотек. Произошла атомизация общества. Нужно говорить о микрогруппах, субкультурах, существующих в нашем обществе (внутри детского сообщества, молодежи), ищущих свои ценности, ориентации и поведение», — подчеркнул он.
Со вступительным словом к участникам лаборатории обратилась Ольга Петровна Мезенцева, заместитель директора по науке и образовательной деятельности Российской государственной детской библиотеки. Она подчеркнула долгосрочность сотрудничества Российской государственной детской библиотеки и Российской национальной библиотеки на ниве исследовательской работы в библиотеках РФ. Специалисты Российской государственной детской библиотеки с 2014 года совместно с Центром чтения Российской национальной библиотеки реализуют масштабный проект электронной базы «Чтение и библиотечная аудитория: библиотековедческие и социологические исследования». Кроме того, были организованы Всероссийские конкурсы для библиотек «Изучаем чтение» в 2017 и 2021–2022 годах. «Одной из трудовых функций, вошедшей в профессиональный стандарт «Специалист по библиотечно-информационной деятельности» (вступивший в силу 1 марта 2023г.) является "Библиотечная исследовательская работа", которая была с определённым трудом включена в документ, что подчеркивает значимость этой важной составляющей работы библиотечных специалистов», — обратила внимание Ольга Петровна.
Пленарные доклады открыло выступление Юлии Петровны Мелентьевой, академика РАО, заведующей отделом изучения чтения Научного и издательского центра «Наука» РАН, заместителя председателя Научного совета по проблемам чтения РАО, доктора педагогических наук, профессора, о представлениях о чтении как ценности, которые трансформировались за последние несколько столетий. Особое внимание Юлия Петровна уделила феномену «русского чтения» как части национальной культуры.
Вера Петровна Чудинова, главный научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки, кандидат педагогических наук, рассмотрела понятие «образовательная бедность», которые было введено в научный оборот с конца XX века. Речь идет о социально-экономических условиях, в которых невозможно полноценно обеспечить качественное образование.
Елена Святославовна Богданова, доктор педагогических наук, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания, профессор Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина, познакомила аудиторию Лаборатории с исследованием семейного чтения c участием 730 респондентов, проведённым Институтом воспитания в сентябре 2022 года. О мотивах нечтения в семье подробно рассказала Аделя Динаровна Кавеева, руководитель исследовательских проектов Аналитического центра НАФИ, на материалах Всероссийского опроса россиян, проведённого в июле 2022 года. Александра Викторовна Березина, заместитель заведующего отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки, кандидат психологических наук, доцент, рассмотрела характеристики ценностных ориентаций читающих и не читающих подростков на материалах всероссийского опроса.
В докладе Ольги Николаевны Мяэотс, главного библиографа Центра детской книги и детских программ Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино, который зачитала Мария Борисовна Пономаренко, руководитель Центра детской книги и детских программ, было рассмотрено понятие визуальной грамотности как актуальной читательской компетенции.
Продолжение пленарного заседания включало презентацию книги Веры Петровны Чудиной
Вера Викторовна Ялышева, заведующая Центром чтения Российской национальной библиотеки, председатель Секции по чтению РБА, представила современные приоритеты в чтении возросных посетителей и сотрудников библиотек. Были рассмотрены списки самых читаемых авторов и их корреляции с самыми продаваемыми и рекалмируемыми изданиями.
Первый день Лаборатории завершился круглым столом «Организация конкурсов как форма содействия развитию научно-исследовательской работы библиотек», на котором были представлены проекты участников и победителей конкурса библиотечных исследований «Метод каталожного ящика», организованного Центральной городской публичной библиотекой имени В. В. Маяковского (Санкт-Петербург).
Второй день Лаборатории открыла лекция «Форматы "нечтения": творческие эксперименты с книгой. История и современность», Юлии Владимировны Щербининой, профессора кафедры риторики и культуры речи филологического факультета Московского педагогического государственного университета, доктора педагогических наук. Лектор показала различные артефакты, созданные из книг (от посуды до продуктов питания, от объемных картин до полноценных инсталляций), а также представила свою новую книгу «Книга как иллюзия: тайники, лжебиблиотеки, арт-объекты», только что вышедшую в издательстве «Альпина нон-фикшн».
Продолжил работу Лаборатории семинар «База "Чтение и библиотечная аудитория: библиотековедческие и социологические исследования": ориентир на профессиональный стандарт», в рамках которого эксперты обсудили новую трудовую функцию «Библиотечная исследовательская работа», утвержденная в новом профстандарте «Специалист по библиотечно-информационной деятельности», возможности для обучения, повышения квалификации и переподготовки сотрудников библиотек, ведущих научно-исследовательскую работу, а также представили возможности электронной базы, созданной Российской национальной библиотекой и Российской государственной детской библиотекой в 2014 году, аккумулирующей исследования библиотек России и транслирующей этот опыт на библиотеки всех уровней и типов.
Завершением второго дня работы Лаборатории стали три секции. Первая — «Изучение книги, чтения и библиотек», посвящённая обсуждения различных теоретических и эмпирических подходов к изучению читателя. Вторая — «Чтение подростков и молодёжи: изучение и практики приобщения», в рамках которой исследователи обсудили востребованность книг различных видов и жанров среди подростков и юношества. Третья — «Продвижение книги и чтения в библиотеке, семье и школе», осветившая практическую работу по приобщению к чтению детей в условиях различных социальных институтов.
Научно-практическая лаборатория «Изучаем чтение: форматы и практики» показала свою востребованность и в очередной раз выступила успешной площадкой по обмену опытом и материалами специалистов, которые занимаются исследовательской и научной работой по проблематике чтения и изучения библиотечной аудитории.
На сайте Российской государственной детской библиотеки можно найти
Источник: по материалам сайта