Памяти Валерии Дмитриевны Стельмах, выдающегося учёного в области социологии чтения
27 августа ушла из жизни Валерия Дмитриевна Стельмах — человек, чьё имя известно и дорого всем, кто связан с библиотечным миром, проблемами чтения, его научным изучением. Она стояла у истоков создания социологии чтения в России, сформировала школу исследователей в этой области, способствовала осознанию значения чтения как глобального явления, общности его основных характеристик в разных культурах, сплочению исследователей разных стран.
Валерия Дмитриевна окончила Библиотечный институт (сейчас — Московский государственный институт культуры); всю жизнь проработала в Государственной библиотеке им. В. И. Ленина — Российской государственной библиотеке, защитила кандидатскую диссертацию, получила звание «Заслуженный работник культуры РФ».
В 1960–1980-х годах она руководила легендарным и первым в стране сектором книги и чтения, созданным по инициативе Огана Степановича Чубарьяна (1908–1976), который тогда исполнял обязанности директора Государственной библиотеки им. В. И. Ленина. Именно в этом секторе началась научная жизнь таких известных впоследствии исследователей, как Михаил Дмитриевич Афанасьев, Лев Дмитриевич Гудков, Борис Владимирович Дубин (1946–2014), Абрам Ильич Рейтблат, Мариэтта Омаровна Чудакова (1937–2021) и других. С сектором охотно сотрудничали видные учёные того периода — социологи, психологи: Леонид Абрамович Гордон (1930–2001), Владимир Эммануилович Шляпентох (1926–2015), Владимир Николаевич Шубкин (1923–2010), Алексей Алексеевич Леонтьев (1936–2004), Юрий Александрович Левада (1930–2006), а также библиотечные социологи Польши, Венгрии, ГДР, Чехословакии, Болгарии.
При непосредственном участии Валерии Дмитриевны были проведены уникальные репрезентативные социологические исследования: «Советский читатель» (1968), «Книга и чтение в жизни небольших городов» (1973), «Книга и чтение в жизни советского села» (1978), «Книга и чтение в жизни рабочего класса» (1982), показавшие состояние чтения в стране. По той же методике были проведены аналогичные исследования в тогдашних советских республиках — Эстонии, Украине и других, что дало ещё более масштабное видение проблемы.
Под редакцией В. Д. Стельмах вышли такие сборники научных работ, как «Социология книги и чтения» (1979), «Книга и чтение в зеркале социологии (1990), «Библиотека и чтение: проблемы исследования» (1995), «Библиотека и чтение в ситуации культурных изменений» (1998), «Читающий мир и мир чтения» (2003), «Чтение: проблемы поддержки и развития»(2004).
Особую роль в этом списке играет уникальное исследование — «Как создаются читающие нации» (2006), составителем и соавтором которого была Валерия Дмитриевна. В исследовании впервые была предпринята попытка описания опыта России, США и Великобритании по продвижению чтения и развитию читателя. Эта книга стала результатом той большой работы на международном уровне, которую вела Валерия Дмитриевна на протяжении многих лет. Именно благодаря ей была создана Секция чтения в ИФЛА, активно работающая и по сей день, за что в 2005 году на Конференции ИФЛА в Осло она была награждена медалью «За вклад в развитие ИФЛА».
В 2000-х годах Валерия Дмитриевна внесла большой вклад в становление и развитие программы «Чтение», которая была инициирована Некоммерческим фондом «Пушкинская библиотека». Именно благодаря её усилиям стали создаваться региональные Центры чтения при крупных библиотеках (первый — при Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, работающий и сегодня), основной задачей которых стало повышение в обществе престижа чтения, работа с нечитающим населением.
Она была организатором и участником многочисленных акций, форумов чтения, фестивалей, конкурсов книжных проектов, циклов встреч писателей с читателями в разных городах и сёлах нашей страны.
Всё, что сделано Валерией Дмитриевной за практически 50 лет активной работы, переоценить трудно. Сейчас ни одно научное исследование в области чтения не может обойтись без ссылок на её работы. Она прожила яркую жизнь, побывала во многих странах мира, участвовала в масштабных мероприятиях, всегда была очень уважаема и востребована. Никогда не преподавала, предпочитая, как она говорила, «не учить, а учиться», формально не имела прямых учеников, но я уверена, что многие профессионалы в области чтения, в том числе и автор этой статьи, считают за честь назвать Валерию Дмитриевну Стельмах своим Учителем!
Долгая и светлая память!
Юлия Петровна Мелентьева,
академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник культуры РФ,
заведующая отделом проблем чтения Научного и издательского центра «Наука» РАН;
источник фото: