Библиотеки Чановского района стали площадками для выездной Школы директоров муниципальных библиотек Новосибирской области
27–30 августа в Чановском районе (Новосибирская область) прошла выездная Школа директоров муниципальных библиотек региона, организованная Новосибирским библиотечным обществом, Новосибирской государственной областной научной библиотекой и Чановской централизованной библиотечной системой при поддержке Министерства культуры региона и Администрации Чановского района.
Ключевой темой Школы стала работа с местным сообществом и привлечением местных коммьюнити к событиям библиотек.
Работа Школы началась со знакомства с Чановской и Венгеровской модельными библиотеками — коллеги не только провели экскурсии по своим библиотекам, но и рассказали об опыте работы по созданию и развитию модельных библиотек, о роли деятельности учреждений в жизни муниципального образования.
Второй день — глубокое погружение в сферу профессиональных интересов и задач. Первая половина дня принесла встречу и общение с Виктором Ивановичем Губером, главой Чановского района. На открытии сессии «Формируя будущее: библиотека как ресурс развития территории» Виктор Иванович, что не обращать внимание на культуру — неправильно: «Краеведение, воспитание любви к родному краю, его истории, его людям, к русской культуре и литературе — одна из ключевых государственных задач. И именно в библиотеках это реализуется полнее всего», — подчеркнул он.
Игорь Валентинович Третьяков, заместитель главы администрации Чановского района по социальной работе, посвятил своё выступление роли библиотеки как носителя культурного кода территории.
С приветственным словом выступила Светлана Анатольевна Горохова, учёный секретарь Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского, советник генерального директора Библиотеки иностранной литературы, председатель Секции по международному сотрудничеству РБА (Санкт-Петербург). «Не каждый регион может похвастаться такими мероприятиями, как школа директоров», — сказала она. — «Это, безусловно, в первую очередь заслуга флагмана региона — областной научной библиотеки, регионального министерства культуры, которое поддерживает уже второй год выездную школу директоров, и, конечно же, всех сотрудников муниципальных библиотек региона».
Также Светлана Анатольевна отметила, что в библиотеках открываются дополнительные возможности подумать о том, как можно к лучшему изменить жизнь своих читателей во времена больших тектонических изменений: «Надеюсь, что в рамках работы школы мы поймём, что можно ещё сделать для того, чтобы каждому нашему читателю, каждому посетителю стало еще лучше, комфортнее и легче жить», — добавила она.
«Работа с сообществом в каждом районе ведётся на высоком уровне, будь то небольшое село или даже целый район», — считает Мария Сергеевна Давыдова, исполнительный директор Новосибирского библиотечного общества. — «Для библиотек главное не то, что на верхушке айсберга, а то, что скрывается под водой, в глубине каждого нашего читателя. Индивидуальный подход к каждому читателю, опыт каждой муниципальной библиотеки по привлечению местных сообществ к событиям библиотек позволяет создать полную и уникальную карту нашей области».
В формате-онлайн-подключения с участниками Школы директоров пообщалась Ирина Алексеевна Калинина, директор Шахтинской централизованной библиотечной системы (Казахстан), которая рассказала об инновационных библиотечных практиках своей библиотеки. В режиме видеоконференцсвязи к мероприятию присоединились также и представители библиотек новых регионов Российской Федерации.
Модератор второй сессии — Александр Геннадьевич Юминов, научный сотрудник Волго-Вятского филиала Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, исполнительный директор НКО «Кама — рекордс», руководитель проекта «Народный Музей исчезнувших деревень» (Нижний Новгород). В формате профессионального диалога прошла беседа о том, как сделать культуру региона ресурсом развития территории. Творческой лабораторией «Трансформация проекта в цепь мероприятий. Логистика проекта» с Александром Геннадьевичем в роли модератора завершился второй день Школы.
Итог второго дня работы Школы — новые идеи по развитию современной деятельности библиотек и местных сообществ, варианты решения возникающих вопросов при реализации текущих проектов.
Третий день работы выездной Школы директоров был посвящён социальной интеграции и новым форматам деятельности библиотек, проектам для местных сообществ.
Светлана Анатольевна Горохова, учёный секретарь Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского, советник генерального директора Библиотеки иностранной литературы, председатель Секции по международному сотрудничеству РБА (Санкт-Петербург), поделилась с коллегами из Новосибирской области своим видением того, как библиотеки могут выступать центрами развития городских сообществ на примере Маяковки, привела успешные реализованные кейсы, которые возможно адаптировать для применения на муниципальном уровне. А заодно вместе с директорами библиотек порассуждала о том, как наиболее эффективно выполнять свои задачи по информационно-библиотечному обслуживанию, что считать критерием эффективности работы библиотеки.
Анна Александровна Снеткова, заведующая программно-проектным сектором Управления научно-организационной работы и сетевого взаимодействия Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского, победитель Всероссийского конкурса «Библиотекарь года — 2022» в номинации «Лучший молодой библиотекарь года», рассказала о библиотеке Маяковского как о методическом центре для развития библиотек Санкт-Петербурга, о сетевом взаимодействии и сегментах профессионального сообщества.
Должны ли носить все сотрудники библиотеки униформу, цветы в библиотеке — всегда хорошо, бездомным не место в библиотеке — это только несколько вопросов из упражнения Джеффа, поиск ответов на которые разделил участников на несколько групп с противоположными мнениями. Следующий трек — непосредственно мозговой штурм «Библиотека будущего: вызовы как новые возможности развития». Участники в пяти группах искали ответы на вопросы о корпоративной культуре, новой роли библиотек и привлечении новых аудиторий, о библиотеке и экологии, работе с учредителем и кроссвозрастной коммуникации в библиотеке.
Вторая половина дня была посвящена проектным идеям и созданию групповых проектов. Директора муниципальных библиотек работали в группах. Задача каждой группы — не только определить проектную идею и заполнить карту проекта, но и презентовать его перед коллегами.
Елена Николаевна Волобоева, начальник научно-методического отдела Новосибирской государственной областной научной библиотеки, и Мария Сергеевна Давыдова, исполнительный директор Новосибирского библиотечного общества, провели для участников Школы директоров интенсив «Метод кейс-стади. Как эффективно справляться с проблемами и трудными случаями в реальной профессиональной деятельности». На конкретных примерах в игровой форме библиотекари разобрали варианты работы с читателями разных психологических типов.
Четыре дня плодотворной многогранной работы дали возможность руководителям библиотек не только обсудить общие проблемы и задачи, получить новые знания и навыки, но и узнать лучше друг друга, сдружиться.
Традиция выездной Школы — каждый год менять место проведения. В следующем году почётное звание «Библиотечной столицы Новосибирской области» перейдет к Маслянинскому району.
Ирина Юрьевна Паина,
пресс-центр