Российская государственная библиотека для молодёжи подвела итоги Года педагога и наставника в библиотеках России
20 декабря на базе Российской государственной библиотеке для молодёжи состоялся вебинар, посвящённый итогам Года педагога и наставника в библиотеках России. Рассмотреть эту тему на системном уровне — задача, которая стояла перед федеральной библиотекой для молодёжи в уходящем году.
В рамках итогового вебинара первый вывод был сформулирован в приветственном слове Марины Павловны Захаренко, заместителя директора Российской государственной библиотеки для молодёжи по научной и методической работе: «Наставничество сегодня — актуальный тренд развития кадровой политики в различных областях. Это кадровая технология, исторически хорошо зарекомендовавшая себя и в библиотечном деле. Библиотеки России понимают это, готовы продвигаться дальше в этом направлении, внедрять различные формы и виды наставнической деятельности».
Вероника Владимировна Лещинская, руководитель Всероссийского центра библиотечного кадрового потенциала Российской государственной библиотеки для молодёжи, отметила: «На сегодняшний момент можно сказать, что наставничество в библиотеке развивается в неформальной плоскости. Формирование системы кадровой политики, включающей в себя наставничество в качестве её эффективного инструмента, происходит неравномерно и точечно, в основном благодаря инициативе конкретных библиотек и зачастую вне зависимости от целей и задач официального Года педагога и наставника».
Вероника Владимировна подробно рассказала о направлениях развития наставничества в библиотеках, об актуальных тенденциях для формирования наставничества как кадровой технологии в библиотечном деле, а также сделала детальный обзор результатов проведенного по инициативе библиотеки для молодёжи всероссийского опроса сотрудников библиотек «Наставничество в библиотеке», который показал: библиотечные сотрудники в целом положительно оценивают роль наставничества в адаптации молодых библиотекарей, но пока далеки от понимания необходимости выстраивания системы наставничества с соблюдением необходимых формальностей и этапов.
Лишь 4% от общего числа участвующих в опросе библиотекарей отметили, что наставничество развивается у них в библиотеке на системном уровне согласно утвержденному положению о наставничестве, а 1,5% отметили, что имеется проект по наставничеству. Вместе с тем, абсолютное большинство голосов специалистов библиотечного дела было отдано за дальнейшее развитие наставничества за рамками Года педагога и наставника. В библиотечной среде единогласно считают, что наставничество — это инвестиции в развитие кадрового потенциала современной конкурентоспособной библиотеки. Наставничество воспринимается в качестве перспективного и актуального направления для развития библиотечной отрасли в соответствии с целями и задачами Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года.
В Российской государственной библиотеке для молодёжи в течение года прошла серия различных профессиональных мероприятий, направленных на оценку степени развития наставничества в библиотеках России и определения перспективных направлений этой деятельности. В числе состоявшихся событий: цикл вебинаров «Наставничество в библиотеке», межведомственный семинар
В 2023 году в библиотеках России проводились различные просветительские, методические и научно-практические мероприятия, происходил непрерывный обмен опытом и лучшими практиками наставничества, реализовывались проекты, направленные на его развитие в библиотечной среде. Профессиональные события года отличились разноформатностью, межведомственностью и дискуссионностью, межрегиональным и всероссийским охватом и большим резонансом. Это говорит об актуальности, значимости и перспективности данного направления для библиотек России.
В качестве общего итога можно отметить, что специалисты библиотек готовы к возрождению традиции наставничества на новом уровне с учетом требований времени и социально-экономических потребностей государства.
Заинтересованные специалисты могут
Вероника Владимировна Лещинская,
руководитель Всероссийского центра библиотечного кадрового потенциала