Комитет по культуре Госдумы провел Круглый стол о регулировании закупок в сфере культуры
14 ноября 2017 года по инициативе Комитета по культуре Государственной Думы РФ состоялся Круглый стол на тему «Совершенствование правового регулирования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в сфере культуры», в котором приняли участие депутаты, представители федеральных органов исполнительной власти, творческих союзов и учреждений культуры, деятели культуры, эксперты. Вел заседание А. М. Шолохов, заместитель председателя Комитета по культуре.
Правоприменительная практика реализации законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в сфере культуры выявила ряд существенных недостатков применения на практике отдельных положений Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в сфере культуры.
В сфере культуры существуют различные виды профессиональной деятельности — театральная и цирковая деятельность, музыкальное и изобразительное искусство, музейное и библиотечное дело, хореография, кинематография и другие.
В каждой отрасли культурной деятельности имеются свои специфические трудности при реализации положений Федерального закона. При этом участники Круглого стола обратили внимание на общие для всех отраслей культурной деятельности проблемы. В частности:
- низкий процент освоения выделяемых на осуществление закупки бюджетных средств;
- сложность формирования плана закупок на 3 года;
- оформление документации на каждую закупку несет зачастую больше затрат, чем сумма закупки;
- формирование начальной максимальной цены контракта;
- невозможность заключение контракта на закупку у единственного поставщика товаров, работ и услуг, созданных с применением современных инновационных технологий (например, компьютерное 3D-моделирование, создание сценических эффектов, использование видео-контента, лазерных проекций, имитация погодных условий и т.п.), с собственниками культурных ценностей (например, договор на организацию временной выставки) и т.д.;
- сложности формирования начальной максимальной цены контракта при создании художественного произведения
- проблемы целесообразности и эффективности проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.
По мнению участников Круглого стола, правоприменительная практика законодательства Российской Федерации показала неэффективность применения универсальных методов регулирования, не учитывающих отраслевую специфику и особенности отдельных направлений культурной деятельности.
В целях обобщения высказанных участниками Круглого стола замечаний и предложений участники рекомендовали Комитету по культуре создать рабочую группу по подготовке законодательных инициатив по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая должна выработать предложения по совершенствованию нормативной правовой базы, обеспечивающей реализацию Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в сфере культуры.