Российская государственная детская библиотека подвела итоги V Научно-практической лаборатории «Изучаем чтение: форматы и практики»
20–21 марта на базе Российской государственной детской библиотеки состоялась в гибридном формате V Научно-практическая лаборатория «Изучаем чтение: форматы и практики», организаторами которой выступили также Российская национальная библиотека и РБА (Секция детских библиотек, Секция по чтению) при поддержке Министерства культуры РФ. Лаборатория в этом году объединила более 1,5 тысячи специалистов из 81 субъекта РФ, включая Луганскую Народную Республику, Донецкую Народную Республику и Херсонскую область.
Ежегодно в работе Лаборатории принимают участие учёные, научные сотрудники исследовательских центров, специалисты в области изучения чтения, сотрудники библиотек, образовательных организаций и учреждений дошкольного образования.
Пленарное заседание открыла Ольга Петровна Мезенцева, заместитель директора по науке и образовательной деятельности Российской государственной детской библиотеки, которая в своем выступлении подчеркнула важность исследовательской деятельности в сфере чтения и библиотечного обслуживания. Актуальность исследовательской работы в условиях библиотеки отмечена в ныне действующем Профессиональном стандарте «Специалист по библиотечно-информационной деятельности». Одной из трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт, является «Библиотечная исследовательская работа», которая направлена на анализ состояния и основных направлений деятельности библиотеки, разработку программы исследования, формирование в библиотеке исследовательских групп, отвечающих за сбор обработку и анализ полученных данных относительно чтения и читателей библиотек.
Юлия Петровна Мелентьева, заведующий отделом изучения чтения Научного и издательского центра «Наука» РАН, заместитель председателя Научного совета по проблемам чтения Российской академии образования, академик РАО, в своём приветственном слове обозначила основные направления изучения чтения, которые сформировались на сегодняшний день: чтение различных читательских групп (школьники, студенты, рабочие и др.); социокультурные характеристики чтения (мотивы, интересы, уровень читательской культуры и др.). Юлия Петровна особенно подчеркнула необходимость формирования новых исследовательских задач, в связи с изменением и углублением понимания самого чтения как явления, формированием новых практик чтения, трансформацией представлений о том, что сегодня является книгой.
В первой части пленарного заседание прозвучали доклады, посвящённые теме семейного чтения, которая является приоритетной в Год семьи в РФ. Елена Николаевна Приступа, директор Института развития, здоровья и адаптации ребенка, представила подходы, которые связаны с изучением детского и семейного чтения. В своём выступлении Елена Николаевна отметила особое значения исследований психофизиологии читательской грамотности ребенка. Важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности здоровья ребенка при выборе форматов и книг для чтения. Традиции семейного чтения связаны с культурой чтения родителей, от того любят ли сами родители читать, есть ли домашняя библиотека, будет зависеть интерес к чтению и у детей. Если приобщать ребенка к культуре чтения с самого раннего возраста, в дальнейшем минимизируются риски разного рода девиантного поведения. Важнейшая роль в приобщении ребенка к чтению принадлежит семье как первичному институт социализации.
В этом году заключено соглашение о сотрудничестве между Российской государственной детской библиотекой и Институтом развития, здоровья и адаптации ребенка, в рамках которого планируется совместная исследовательская деятельность и работа с родителями по популяризации чтения.
Социологи Российской государственной детской библиотеки Вера Петровна Чудинова и Елена Андреевна Колосова обозначили основные тенденции, которые фиксируются исследователями относительно современной семьи как социальной группы и практик воспитания, которые закрепились в обществе. Были показаны возможности сравнения данных исследований с точки зрения изменений в чтении детей и семей (на примере зарубежных и российских исследований). Было анонсировано новое всероссийское исследование Российской государственной детской библиотеки «Семейное чтение детей и подростков. Роль родителей».
Вера Викторовна Ялышева, заведующая центром чтения Российской национальной библиотеки, на основе материалов Всероссийского конкурса «Библиотечная аналитика», который уже 10 лет проводится ежегодно в рамках Всероссийского корпоративного проекта Российской национальной библиотеки «Центральные библиотеки субъектов Российской Федерации», показала значимость и содержание методической поддержки исследовательской деятельности по изучению чтения с позиций региональных и муниципальных методических центров российских библиотек. По данным аналитических отчетов основные проблемы организации методической деятельности, в том числе и в данном направлении, связаны с кадровым дефицитом и преобладанием выполнения статистических функций.
Ряд пленарных докладов был посвящен изучению чтения студентов.
Мария Александровна Черняк, профессор кафедры русской литературы Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, обратилась к научно-творческому проекту студентов
Алина Михайловна Репкина, директор направления корпоративных продаж компании «ЛитРес», руководитель книжного рекомендательного сервиса LiveLib, представила целый ряд исследовательских направлений изучения пользовательской аудитории «ЛитРес».
Метакогнитивным читательским умениям и методам их формирования, связи чтения и мышления был посвящен доклад Марины Юрьевны Лебедевой, заведующей проектной научно-исследовательской лабораторией когнитивных и лингвистических исследований Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, кандидата филологических наук, доцента. Были представлены тенденции, характерные для чтения с цифровых и бумажных носителей.
Исследованию самостоятельного чтения студентов и методике изучения чтения на бумажных и электронных носителях в вузе свои выступления посвятили Ирина Александровна Мазаева, научный руководитель магистерской программы «Подготовка переводчиков для международных организаций» Московского государственного института международных отношений МИД России, доцент, кандидат педагогических наук, и Светлана Кимовна Павликова, доцент кафедры английского языка Одинцовского филиала Московского государственного института международных отношений МИД России, кандидат филологических наук.
Об особенностях влияния совместного чтения на развитие детей в лонгитюдной перспективе рассказала Екатерина Сергеевна Ощепкова, научный сотрудник кафедры педагогической психологии и педагогики факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, кандидат филологических наук. Екатерина Сергеевна представила всероссийский лонгитюдный проект
Ольга Сергеевна Алексеева, руководитель электронного журнала «Чтение детям», представила опыт проведения всероссийского
Отдельное мероприятие лаборатории было посвящено презентации проекта «Kids & Teens», реализованного компанией «Mediascope» в 2023 году. Марина Вячеславовна Пикулева, директор по специальным исследованиям «Mediascope», кандидат социологических наук, рассказала о проекте, направленном на изучение жизненных ценностей и медиапотребления детей и подростков от 4 до 17 лет. В ходе презентации Марина Вячеславовна подробно остановилась на том, какие методы использовались для получения данных (глубинные и формализованные онлайн интервью) и как формировалась выборка исследования (создавалась исследовательская панель). Представленные результаты показали портрет того поколения россиян, которое только начинает своей жизненный путь, но уже сформировало свои привычки, предпочтения и формы поведения.
Первый день лаборатории завершил проблемный семинар «Актуальные вопросы методической поддержки исследовательской деятельности библиотек», в рамках которого эксперты поделились опытом проведения исследовательской деятельности в библиотеках городского, муниципального и федерального уровня. Участники семинара обсудили важные вопросы, касающиеся планирования, реализации и обработки данных проведенных исследований.
Ведущие напомнили участникам лаборатории об
Второй день лаборатории открыл Круглый стол «Изучение семейного чтения: проблемы методики и методологии», на котором состоялся обмен опытом изучения семейного чтения библиотекарями, психологами, педагогами как на уровне региона, так и конкретных школ и библиотек. Были представлены результаты новых исследований чтения в семье от экспертов из Москвы, Московской области, Тулы, Саратова, Иркутска. Участники обсудили практики семейного чтения и роль межведомственного сотрудничества в целях изучения проблем семейного чтения.
Завершила работу Лаборатории секция «Изучение книги, чтения и библиотек: региональный опыт», в рамках которой исследователи из центральных региональных научных и детских, муниципальных библиотек и образовательных учреждений представили свои научные разработки и результаты исследований, посвященных потребностям современных читателей. Среди участников Лаборатории были специалисты из Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Тамбова, Череповца, Челябинска, Московской области, Вологды, Астрахани, Краснодара, Южно-Сахалинска, Иркутска, Самары, Омска, Белгорода, Казани, Орла. Целый ряд участников представили свои доклады в стендовом виде, которые доступны на странице Лаборатории.
Уже традиционно в рамках Лаборатории были представлены новые издания Российской национальной библиотеки и Российской государственной детской библиотеки по данной проблематике.
Научно-практическая лаборатория «Изучаем чтение: форматы и практики» — успешная межпрофессиональная и межотраслевая площадка для обмена опытом специалистов, которые занимаются исследовательской и научной работой по проблематике чтения и изучения библиотечной аудитории. Материалы лаборатории востребованы среди студентов, учёных и практиков.
Заинтересованные специалисты могут
Источник:
дополнительный источник фото: