Новосибирская областная молодёжная библиотека организовала авторскую мастерскую «Настольные игры как полезный досуг молодёжи в библиотеке»
28 марта в Новосибирской областной молодёжной библиотеке состоялась авторская мастерская «Настольные игры как полезный досуг молодёжи в библиотеке» — это уникальный формат мероприятия, в рамках которого проводятся творческие и практические занятия, направленные на развитие определённых навыков и техник библиотечной деятельности.
Главным ведущим выступил Никита Сергеевич Шевцов, начальник Центра поддержки культурных инициатив молодёжи Новосибирской областной молодёжной библиотеки. Опыт разработки настольных игр представили Александр Андреевич Челноков, ведущий библиотекарь отдела литературных программ библиотеки, и коллеги из библиотек Куйбышева, Новосибирска, Маслянинского и Черепановского районов Новосибирской области.
Мероприятие собрало в стенах библиотеки 45 библиотечных специалистов из 20 районов и городов Новосибирской области, объединённых общим интересом и любовью к настольным играм. Целью авторской мастерской было не только ознакомить участников с широким спектром настолок, но и продемонстрировать, как они могут стать неотъемлемой частью библиотечного пространства, способствуя социализации, развитию интеллекта и творческого мышления.
Авторская мастерская началась с анализа ответов на вопросы, которые были заданы участникам при регистрации на встречу. По итогам рассмотрения выборки ответов выяснилось, что большинство утвердительно ответило на вопрос о наличии в библиотеках настольных игр. 64% слушателей заявили о практике использования игр. Преимущественно были упомянуты игротеки, как регулярные, так и по запросу аудитории, выдача в читальном зале. Некоторые коллеги рассказали, что сами создают настольные игры.
Далее Никита Сергеевич дал историческую справку о появлении и развитии в разных странах настольных игр, их отдельных элементов, правил, геймдизайна и многом другом, начиная от древних времен до наших дней. Погрузив участников в историю, ведущий поделился опытом Новосибирской областной молодёжной библиотеки по распределению игр на категории, а также знаковыми игровыми принципами и механиками. Для удобства работы кураторы игротеки Новосибирской областной молодёжной библиотеки используют следующие категории настольных игр: абстрактные игры, еврогеймы, америтреш, варгеймы, настольные ролевые игры, патигеймы, игры с составлением колоды. Ведущий разобрал каждую из категорий по основным элементам геймдизайна на примерах конкретных игр.
Коллеги ознакомились с плюсами и минусами различных форматов предоставления настольных игр посетителям библиотеки. Особое внимание было уделено роли настольных игр в формировании коммуникативных навыков, связи личностных качеств посетителей и их предпочтений в играх. Например, было сказано о том, что настольные ролевые игры способствуют развитию целого комплекса надпрофессиональных навыков. Именно поэтому данный вид игр может включаться в занятия по социальной адаптации посетителей библиотеки. Аудитория же патигеймов открыта для контакта, так что из нее проще всего набрать волонтёров на сопровождение крупных мероприятий учреждения.
Еще один полезный аспект — эффективные методы организации игротеки. Ведущий продемонстрировал разные форматы предоставления настольных игр пользователям, а также описал обязанности куратора игротеки, необходимые этой должности качества.
Отдельно в программе авторской мастерской был выделен блок, посвященный собственным разработкам библиотекарей Новосибирской области. Светлана Сергеевна Ершова (Маслянинский район) представила игры «Путешествие по Маслянинскому району» и «По родной земле Маслянинской», Наталья Сергеевна Жеренкова (Куйбышев) — игру «Пешком в историю России», Оксана Вячеславовна Мазалова (Черепановский район) — игру «Знатоки Черепановского района», Николай Александрович Глебов (Новосибирск) — игру «Живая история: Закаменка. Начало». Каждый из выступающих отметил, что создание и наличие собственных игр на базе библиотеки не только способствует увлекательному времяпровождению, но и является ценным инструментом социализации и развития пользователей.
Закрывал теоретическую часть мероприятия Александр Андреевич Челноков, который представил опыт создания настольной литературно-краеведческой игры «Литературное кольцо Сибири». Эта настольная интеллектуальная игра посвящена творчеству и жизни сибирских авторов, а также различным фактам, связанным с городом Новосибирском и Новосибирской областью. В 2021 году печатные экземпляры игры были подарены библиотечным системам каждого из районов области. Ведущий рассказал о возникновении идеи создания игры, о механизмах разработки правил, вопросов, визуального оформления. Александр Андреевич предупредил, что этап балансирования сложности и наполнения вопросов является одним из самых ключевых и ответственных.
Практическая часть авторской мастерской началась мозговым штурмом «Форматы использования настольных игр в библиотеке». Участникам было предложено разделиться на 5 команд и коллективно разобрать правила популярных игр из фонда Молодежной библиотеки. Работая в группах, специалистам необходимо было адаптировать конкретные игры к возможностям собственной библиотеки, изменив предлагаемые форматы и некоторые элементы. Все команды успешно справились с поставленной задачей и презентовали свои разработки присутствующим. В ходе обсуждения участники генерировали завидные идеи и привлекали внимание к ним цепляющими названиями, смыслами и сюжетами.
В процессе работы авторской мастерской коллегам была предложена возможность ознакомиться с выставками ресурсов из фонда Новосибирской областной молодежной библиотеки. На выставке «Игровое пространство библиотеки» были представлены книги, статьи из профессиональных журналов и методические пособия сотрудников Новосибирской областной молодёжной библиотеки по данной теме. На выставке «Игры по книгам, книги по играм» можно было ознакомиться с настольными играми и художественными книгами, дополняющими друг друга.
В качестве раздаточной продукции коллеги получили рекомендательный библиографический список ресурсов по теме мероприятия и список настольных игр для начала комплектования фонда при создании игротеки. Данные разработки помогут опытным игромастерам разнообразить форматы проведения игротек, а начинающим — разобраться, с чего начинается организация игротеки в библиотеке.
Авторская мастерская оказалась познавательной для всех участников. По итогам мероприятия было проведено анкетирование специалистов: коллеги пожелали полных залов на игротеках, поблагодарили за полученную мотивацию к развитию новых идей и находки, которые планируют применять в работе.
Заинтересованные специалисты могут
Источник: