Библиотека иностранной литературы стала площадкой для обсуждения роли чтения в воспитании гражданственности и патриотизма
4–5 апреля во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы им. М. И. Рудомино состоялась VIII Международная научно-практическая конференция «Чтение и грамотность в образовании и культуре: воспитание гражданина и читателя», которая была организована в партнёрстве с Межрегиональной общественной организацией «Русская ассоциация чтения».
Конференция носила полидисциплинарный характер. В заседаниях приняли участие специалисты из разных областей науки: педагогики, психологии, филологии, представлявших высшие и средние специальные учебные заведения, министерства и научные институты, школы и колледжи, федеральные, национальные, муниципальные и школьные библиотеки. Среди участников также были 6 докторов и 9 кандидатов наук, что обеспечило высокий научный уровень дискуссий.
В очном формате в конференции приняли участие 59 человек из Москвы, Калужской, Псковской, Свердловской, Челябинской областей, Краснодарского и Пермского краёв, Донецкой и Луганской народных республик. Международный статус конференции подтвержден участием докладчиков из Узбекистана (Ташкент), слушателей из Беларуси и Казахстана.
На открытии конференции с приветствиями и напутственными словами к участникам обратились Павел Леонидович Кузьмин, генеральный директор Библиотеки иностранной литературы; Наталья Николаевна Сметанникова, президент Русской ассоциации чтения, и Ольга Павловна Колударова, министр образования и науки Донецкой Народной Республики.
С докладами и сообщениями выступили 28 человек, 8 докладов были представлены на пленарном заседании.
Докладчики осветили современное состояние вопросов воспитания гражданственности и патриотизма с позиций разных наук, их научно-педагогическую и социально-общественную ценность, отраженную в цифрах и реалиях книжной продукции, образования и культуры, эффективных проектах библиотек по продвижению чтения и грамотности.
Так, в докладе Натальи Николаевны Сметанниковой, президента Русской ассоциации чтения, доктора педагогических наук, были представлены новые знания из смежных областей (политологии, лингвистики, психолингвистики, культурологии, журналистики) о современном миропорядке в обществе постправды, бушующей в настоящее время «смысловой» информационной войне, фейковых новостях, манипуляциях, симуляциях и симулякрах, методиках распознавания приёмов влияния на сознание читателя и противостояния западной пропаганде, а также приёмах ведения пропагандистского общения. Была предложена методика работы, состоящая из пяти блоков: информационно-знаниевого блока, блока навыков и умений, блока, связанного с видео/аудио культурой, блока цифровизации, блока развития читателя.
Глубина освещения вопросов воспитания гражданственности и патриотизма была зафиксирована в двух фундаментальных докладах мэтров науки о чтении: Юлии Петровны Мелентьевой, академика Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора, заведующей отделом проблем чтения Научного и издательского центра «Наука» РАН, и Виолетты Яковлевны Аскаровой, профессора кафедры библиотечно-информационной деятельности, Челябинский государственный институт культуры, доктора филологических наук, о «русском чтении» и истории воспитания читателя — гражданина от Древнего Египта до наших дней. Проделанный человечеством путь зафиксирован в названии доклада: от воспитания к самовоспитанию, от наставлений до «праздника непослушания».
В докладе Марии Владимировны Белоколенко, заместителя генерального директора по библиотечной работе Библиотеки иностранной литературы, обращено внимание на многоаспектность трактовки категории гражданственности социальными и гуманитарными науками в современных условиях и взаимосвязь позиций трактовки с читательскими компетенциями. Были представлены проекты, направленные на развитие читательской деятельности в рамках межнациональной и межкультурной коммуникации и на укрепление авторитета России в мире, что имеет сильнейшее воспитательное воздействие на молодёжь, её самосознание и патриотические чувства. Докладчик пригласила делегатов конференции принять участие в отборе книг из фондов «Иностранки» для создания
Александр Николаевич Воропаев, начальник отдела поддержки литературного процесса, книжных выставок и пропаганды чтения Минцифры России, представил систему государственной поддержки издания и продвижения социально значимой литературы, имеющей важное культурологическое значение и направленной на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
В содержании других докладов были раскрыты механизмы воспитательно-образовательной работы, были зафиксированы некоторые практические задачи для всех учреждений-членов Русской ассоциации чтения:
- Разместить в библиотеках, включая школьные библиотеки алгоритм проверки информации на фейковость.
- Переосмыслить список читаемой литературы, особенно литературы для внеклассного чтения в пользу обильного чтения отечественной патриотической литературы.
- Переосмыслить рекомендательный список литературы с позиций индивидуальной и профессиональной значимости жанров (для облегчения выбора дальнейшей профессии).
- Переосмыслить методики работы с текстами в пользу интерактивности, эмоциональности, сочетания разных приёмов чтения и обсуждения прочитанного. Рекомендуем ознакомиться с методикой работы с книгой в проекте «Умное чтение».
- Содействовать включению раздела воспитательно-пропагандистской работы на основе чтения, воспитание читателя чтением в Программу поддержки детского и юношеского чтения, готовящуюся к утверждению на государственном уровне.
В ходе конференции пришла печальная новость о кончине 4 апреля великого педагога и учёного Ирины Алексеевны Зимней, на чьих работах выросло не одно поколение преподавателей и научных работников. Собравшиеся почтили её память и познакомились с её работами на выставке книг.
На сайте Библиотеки инстранной литературы представлен
Заинтересованные специалисты могут посмотреть видеозаписи онлайн-трансляций заседаний:
Центр библиотековедения и профессионального взаимодействия