РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ
Главная / Новости / Российская государственная детская библиотека подвела итоги III Международной научно-практической конференции «Что и как читают наши дети: кросс-культурный аспект»

Российская государственная детская библиотека подвела итоги III Международной научно-практической конференции «Что и как читают наши дети: кросс-культурный аспект»

30–31 мая на базе Российской государственной детской библиотеки прошла в гибридном формате III Научно-практическая конференция «Что и как читают наши дети?», организованная в партнёрстве с Московским государственным институтом культуры, Институтом изучения детства, семьи и воспитания, Государственным институтом русского языка им. А. С. Пушкина и Культурно-образовательным проектом «Страна Читалия».

Интерес к конференции ежегодно растёт. В этом году к ней присоединилось более 2,3 тысячи специалистов библиотек и учреждений образования из 89 регионов, включая новые субъекты Российской Федерации, а также из зарубежных стран (Италия, США).

На пленарном заседании Наталья Валентиновна Агре, директор Института изучения детства, семьи и воспитания, член Общественной палаты РФ, член Координационного совета при Правительстве РФ по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства, представила итоги мониторинга ценностных ориентаций современных подростков и молодёжи, проведенного в 2023 году, и обозначила ключевые проблемы, выявленные в ходе исследования. 

Александр Николаевич Веракса, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, заместитель директора, заведующий лабораторией психологии детства и цифровой социализации Психологического института Российской академии образования, академик РАО, доктор психологических наук, показал важность детского и семейного чтения на материалах лонгитюдного исследования. Чем больше времени ребенок проводит перед экраном, тем беднее его словарный запас. Совместное чтение с родителями положительно сказывается на речи ребенка. В семьях, где ребенок проводит много времени перед экраном гаджета, практики воспитания характеризуются более редким чтением книг, стихов и, соответственно, более низким уровнем образования. 

Елена Святославовна Богданова, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания, доктор педагогических наук, доцент, подробно остановилась проблемах мотивации детско-юношеского чтения и способах их решения.

Ольга Николаевна Мачехина, профессор дирекции образовательных программ Московского городского педагогического университета, автор и руководитель Международного конкурса медиапроектов «Страна Читалия», доктор педагогических наук, почётный работник образования РФ, показала преимущества мероприятий состязательного характера на примере конкурса «Страна Читалия» для повышения мотивации к совместному чтению.

Вторая пленарная сессия была открыта докладом Елены Юрьевны Фесенко, генерального директора Издательского Дома «Лингва-Ф», представившей опыт проведения клуба семейного чтения «Книжные путешественники» как инструмента продвижения современных детских писателей.

Дарья Анатольевна Сторублевцева, заведующая кафедрой теории и методики библиотечно-информационного обслуживания детей и юношества Московского государственного института культуры, кандидат философских наук, доцент, представила опыт разработки проекта в русле STEM-образования по продвижению научно-технической литературы в библиотеках.

В Год семьи одной из ключевых тем конференции стала поддержка детского и семейного чтения: в частности, в рамках дискуссионной площадки «Приобщение детей к чтению: формы и методы работы с семьей в библиотеке» были представлены лучшие практики по продвижению семейного чтения и работы с родителями в библиотеках, обслуживающих детей.

Второй день конференции открыла работа секций, на которых был представлен практический опыт по приобщению детей к чтению и использованию различных подходов по работе с книгой. Были представлены доклады специалистов сферы культуры и образования из Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов России, а также из Вероны (Италия).

Для участников конференции прошли два практико-ориентированных мастер-класса. «Как оживают сказки: из опыта работы литературных студий Российской государственной детской библиотеки для дошкольников» — под таким названием представила мастер-класс Надежда Анатольевна Потмальникова, главный психолог отдела творческого развития читателей Российской государственной детской библиотеки. На примере детских игр было показано, как театрализация облегчает ребенку доступность восприятия литературных сюжетов

Второй мастер-класс «Приложение для контроля детского чтения bookgital в помощь педагогу и библиотекарю» представили Владимир Евгеньевич Чувалов, основатель web3.0 агентства Trigital и создатель приложения Bookgital (Москва), и Илья Вадимович Засимов, директор по продукту web3.0 агентства Trigital. Мастер-класс вызвал большое количество вопросов у библиотечной аудитории.

Научно-практическая конференция предоставила её участникам возможность познакомиться с новыми направлениями работы, услышать ведущих специалистов, обменяться практическим опытом с коллегами, и обсудить возможные перспективные направления сотрудничества. Гибридный формат расширил круг участников и позволил принять участие в заседаниях специалистам из самых отдалённых уголков РФ и зарубежных стран.

Заинтересованным специалистам доступны видеозаписи онлайн-трансляции заседаний.
 

Отдел социологии, психологии и педагогики детского чтения

Российской государственной детской библиотеки

05.06.2024

Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2024 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru