Вырицкая детская библиотека стала площадкой для Авторской библиотечной школы «Будущее в литературе для детей. Традиции в русской, советской, мировой книге»
3 июня в посёлке Вырица (Ленинградская область), на базе Вырицкой детской библиотеки, в гибридном формате состоялась Авторская библиотечная школа «Будущее в литературе для детей. Традиции в русской, советской, мировой книге», организованная Ленинградской областной детской библиотекой и Вырицким библиотечно-информационным комплексом в рамках программы «Летних дней детской литературы в Вырице» под научным руководством Валентина Вадимовича Головина, доктора филологических наук, директора Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом).
Участниками Школы стали более 60 специалистов очно и 30 в онлайн-формате. Санкт-Петербург, Москва, Владимирская, Ленинградская, Мурманская, Орловская, Свердловская и Ярославская области, Алтайский и Краснодарский край, Республика Крым, а также Республика Беларусь, Республика Казахстан — география Авторской библиотечной школы. Специалисты Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино, Специальной городской детской библиотеки им. А. С. Пушкина (Санкт-Петербург), областных, краевых, центральных городских, публичных и детских библиотек – активное сообщество участников дискуссии, авторов вопросов, выступлений на тему Школы.
«Угадал ли кто-нибудь из детских писателей будущее?» — вопрос детского писателя Станислава Владимировича Востокова, «Какая ценность для взрослых открывается в непосредственном проективном будущем детей?» — размышления детского писателя Алексея Александровича Олейникова. «Как проявляется чувство времени у ребенка?» — комментарий и эссе художницы Екатерины Владимировны Толстой. «Будущее наступает быстрее? И почему издателю важен детский взгляд и образ будущего современных детей?» — позиция Надежды Григорьевны Крученицкой (издательство «Розовый жираф»). «Каковы модели личного будущего и будущее в антиутопиях?» — проблема, представленная издателем Мариной Алексеевной Кадетовой («Компасгид»). «Что является критериями выбора автора, сюжета, жанра книги о будущем?» — взгляд ведущего редактора Марии Сергеевны Закрученко («Абрикобукс»).
Авторская библиотечная школа традиционно привлекает главным событием и процессом — продуктивной коммуникацией исследователей и практиков детской книги и детского чтения. Открытая лекция Валентина Вадимовича Головина — обоснованные гипотезы и предмет ближайших исследований и увлекательная история отношений и взаимодействия с текстом для практического опыта (на примере рассказов В. Ю. Драгунского). Поэтика, модели будущего у героя и автора детской книги, анализ форм перехода к будущему (жанровых, типологических, философских) проблемы поддержки рефлексии будущего у читающего ребенка — вот содержание научно-просветительского диалога участников Школы.
Сюжеты и темы обсуждения проблемы будущего в детской книге — парадоксальны и неожиданны. Например, сообщение историка детской литературы Светланы Геннадьевны Маслинской «Было ли будущее в детской литературе 100 лет назад?», вызвало желание аудитории в уточнении множества деталей на этапе развития советской детской книги в 20-е годы. «Путешествие» от будущего к прошлому в советской школьной повести 60-80-х годов, предложенное Инной Анатольевной Сергиенко, обнаружило множество открытий в современном поколении взрослых.
«Для чего будущее в детской литературе?» — поиск ответа на этот вопрос поэта Сергея Анатольевичв Махотина обнаруживает события, которые необходимо исследовать, понять в диалоге с современным поколением. Дети «вынашивают» собственные идеи и модели будущего, или проецируют заданные взрослыми? Как это выражено в образах, сюжетах, поэтике произведений детской литературы?
Заинтересованные специалисты могут
Людмила Валентиновна Степанова,
заведующая сектором проектной деятельности методического отдела