Главная / Новости / Библиотеки Чебоксар, Пскова и Минска объединила профессиональная онлайн-встреча «Имидж библиотеки в СМИ: слагаемые успеха»

Библиотеки Чебоксар, Пскова и Минска объединила профессиональная онлайн-встреча «Имидж библиотеки в СМИ: слагаемые успеха»

18 сентября на базе Библиотеки-центра семейного чтения им. М. Трубиной — филиала № 4 Объединения библиотек города Чебоксары, библиотек Централизованной библиотечной системы Пскова, Псковской областной универсальной научной библиотеки им. В. Я. Курбатова и Минской областной библиотеки им. А. С. Пушкина (Республика Беларусь) прошёл Межрегиональный онлайн-семинар с международным участием «Имидж библиотеки в СМИ: слагаемые успеха». Профессиональная встреча состоялась в рамках методического и информационного межрегионального проекта «Методическое: Чебоксары — Псков».

Поскольку тема формирования имиджа библиотеки в настоящее время как никогда актуальна, многогранна, многоаспектна, было решено посвятить её обсуждению несколько профессиональных встреч. Предметом для обмена опытом и обсуждения в ходе первой встречи стало влияние библиотечных интернет-проектов и реализуемых социальных практик на создание положительного образа современной библиотеки. Модераторами методического мероприятия выступили Людмила Владимировна Слабченко, первый заместитель директора Централизованной библиотечной системы Пскова, и Татьяна Николаевна Миронова, главный методист инновационно-методического отдела Центральной городской библиотеки им. В. Маяковского Объединения библиотек города Чебоксары.

Открывая семинар, Людмила Владимировна тепло приветствовала участников, призвала библиотекарей больше рассказывать в медиа-пространстве об успешных проектах и конкурсах, об открытии и работе модельных библиотек; о том, что в библиотеках работают живые, очень интересные и умные люди; привлекать первых лиц города — это придаёт вес событиям от библиотеки. Особенно важна для населения, по мнению Людмилы Владимировны, работа библиотеки на сайте и в социальных сетях: «Многие узнают о жизни библиотек именно в соцсетях, обсуждают важные темы в комментариях, получают обратную связь. Яркий пример такого продвижения — страница ВКонтакте «Библиотеки города Пскова».

Татьяна Николаевна в своём вступительном слове пожелала участникам семинара напряжённой и вдохновенной работы, результатом которой станет притягательный образ библиотеки как места, без которого современный человек не мыслит своего развития.

Уникальный интернет-проект «Имя Александра Невского на карте Пскова» представила участникам семинара Настасья Георгиевна Бурова, заведующая отделом информационно-коммуникационных технологий Центральной городской библиотеки Централизованной библиотечной системы Пскова. Проект был реализован в 2021 году, в честь 800-летия со дня рождения князя и полководца Александра Невского (1221–1263). В рамках проекта создан краеведческий сайт. «Материалы сайта, — рассказала Настасья Георгиевна,— дают информационную возможность каждому посетителю поближе познакомиться с личностью Александра Невского, раскрыть "псковский период" его жизни, рассказать о памятных местах Пскова, связанных с именем великого князя, а также представить всю имеющуюся литературу (как для взрослых, так и для детей) в городских библиотеках. В ходе обсуждения представленного интернет-проекта участники профессиональной встречи пришли к выводу, что подобные краеведческие ресурсы, дающие исчерпывающую информацию о героическом прошлом страны и выдающихся исторических личностях — своего рода фундамент для гражданско-патриотического воспитания новых поколений. Таких ресурсов должно быть больше; их продвижение должно быть максимально активным не только в преддверии юбилейных дат, а постоянно.

Вера Викторовна Макарова, библиотекарь отдела художественной и детской литературы Центральной городской библиотеки им. В. Маяковского Объединения библиотек города Чебоксары, представила проект «В поисках Писателя», получивший поддержку в конкурсе социально-культурных проектов компании "Лукойл" в 2024 году. Проект посвящен знаменательной дате — 555-летию города Чебоксары. Идея проекта проста, как всё гениальное. В Чебоксарах много улиц, названных именами поэтов и писателей. Команде проекта хотелось сделать ко Дню рождения родного города необычный подарок. Решили, что виртуальная литературная карта будет создана на основе конкурса видеороликов, снятых юными чебоксарцами. Участники конкурса в возрасте от 7 до 18 лет в своих работах рассказывали об объектах города (улице, доме, памятнике), носящих имена чувашских, русских и зарубежных писателей. «Ребята удивили членов жюри своим креативом — кто-то играл на барабанах, кто-то водил экскурсии, а кто-то вообще применил свои актерские таланты на все 100 процентов, — рассказала Вера Викторовна. — С результатом нашего проекта можно ознакомиться на сайте Объединения библиотек города Чебоксары. На виртуальной литературной карте Чебоксар «В поисках Писателя» выложены 22 лучших видеоролика, созданных юными читателями городских библиотек». Участники семинара с большим интересом просмотрели видеоролики, созданные победителями конкурса, и отметили, что такой опыт работы с подрастающим поколением заслуживает тиражирования и требует продолжения.

Одним из наиболее эффективных способов продвижения книги и чтения среди детей и подростков и популяризации Молодёжной библиотеки им. К. Чуковского — филиала № 1 Объединения библиотек города Чебоксары является ментальная карта «Чудо-дерево сказок Корнея Чуковского». Электронный ресурс представила в своём выступлении Мария Павловна Рожкова, заведующая библиотекой. Она познакомила присутствующих с возможностями программ для создания ментальных карт; этапами их создания; продемонстрировала ментальные карты «"Чудо-дерево" сказок Корнея Чуковского» и «Добрые сказки на все времена», размещённые на странице библиотеки ВКонтакте. Данные ментальные карты были подготовлены в 2022 году, к 140-летию со дня рождения детского писателя Корнея Ивановича Чуковского (1882–1969), чьё имя носит библиотека. Они знакомят с основными произведениями Корнея Чуковского, предоставляют возможность прочитать их и посмотреть мультфильм по каждому из произведений. Завершая выступление, Мария Павловна отметила: «Использование ментальных карт в работе библиотеки является эффективным способом продвижения книги и чтения, активизирует интерес к изучаемой теме, и самое основное — позволяет сворачивать объёмную информацию, не теряя при этом её элементов. Неоспоримые преимущества этих ресурсов в том, что время их проведения не ограничено, они доступны для читателя днём и ночью постоянно. Посещение таких выставок часто является первым шагом к знакомству пользователя с ресурсами библиотеки». Своё абсолютное согласие с позицией Марии Павловны выразили все участники семинара; реакция на полученную информацию была: «Вдохновили, будем делать!».

Крайне важную, нужную и непростую тему взаимодействия библиотек с многодетными семьями и семьями с детьми с особенностями развития затронула в своем видео-сообщении Наталья Леонтьевна Жаркевич, заведующая отделом маркетинга и социокультурной деятельности Минской областной библиотеки им. А. С. Пушкина. Наталья Леонтьевна осветила возможности продвижения библиотеки через социальные проекты, опираясь на опыт работы клуба для многодетных и семей с детьми с особенностями развития «Навстречу солнцу». Участников семинара впечатлил объём и содержание работы специалистов библиотеки с особенными семьями, организация работы клуба, фотовыставка «Дети солнца», мастер-классы с консультациями психолога, школа волонтёра, арт-терапевтические занятия для родителей «особенных» детей, способы привлечения волонтёров и узких специалистов. Наталья Леонтьевна обратила внимание участников семинара на то, что социальные проекты — это только один вид деятельности по продвижению библиотеки в СМИ, что Минская областная библиотека им. А. Пушкина использует возможности практически всех других доступных каналов: участие библиотечных специалистов в программе «Мировое утро» на радио «Мир» в рубрике «Книжный эксперт»; ведение страниц и рубрик в социальных сетях; публикации в печатных и электронных СМИ и др.

В работе семинара принимала участие Ольга Игоревна Миронович, приглашённый эксперт, журналист из Пскова. Она призвала участников семинара привлекать к написанию пост-релизов, статей о библиотечных мероприятиях профессиональных журналистов, которые умеют сделать из обыденного, на первый взгляд, события настоящую сенсацию. И это делает библиотечное пространство привлекательным для населения.

Подводя итоги семинара, Людмила Владимировна Слабченко дала следующие рекомендации участникам по формированию имиджа библиотеки: «Нужно учитывать предпочтения современных читателей, которым интересно то, что их касается, приносит пользу, развлекает и вызывает эмоции. Нужно самостоятельно находить интересные темы внутри собственной библиотеки; спикеров, которые могут увлеченно рассказать о своём учреждении; стараться писать тексты без штампов и канцеляризмов, просто и понятно; помнить, что библиотеки, как и многие сейчас, находятся в инфополе с жёсткой конкуренцией за внимание людей. Нужна коммуникационная стратегия — документ, который позволит всем без исключения библиотекам выстроить стратегию продвижения в рамках региона, повысить их востребованность населением через информирование в СМИ, проанализировать свои сильные и слабые стороны, найти свою целевую аудиторию».

Закрывая семинар, Татьяна Николаевна Миронова сделала следующие выводы: «Стремление библиотекарей сделать жизнь людей насыщенной книжными открытиями и интересными событиями; создать комфортные и доступные всем категориям, включая людей с ОВЗ и инвалидностью, условия для получения и переработки информации, организации свободного времени, постепенно подводит жителей города к потребности посещать библиотеки, и мы это наблюдаем сегодня. Но мы, действительно, пока рассказываем о себе крайне мало и преимущественно в профессиональной периодике. Мы почти не используем, к сожалению, такой актуальный формат получения информации, как подкастинг. Поэтому на первый план в решении задачи формирования положительного имиджа библиотеки в СМИ выходит максимально возможное расширение источников для публикации статей, пресс-релизов, анонсов, афиш, аналитической информации, созданных нами ресурсов; для обмена мнениями и просто человеческого общения. И в этом наш главный помощник — служба по связям с общественностью. Согласитесь, даже если мы создали уникальнейший, полезнейший, интереснейший ресурс, но не презентовали его, не рассказали и не показали везде, где только возможно, он, скорее всего, будет мало востребованным продуктом. И начинать распространение информации нужно, прежде всего, с коллег по профессии. Кто, как не мы сами, может повлиять на рост числа посещений и обращений к нашим электронным ресурсам, библиотечным фондам и услугам, рекомендуя людям то, что уже сделано? Специалисты, выступившие сегодня, познакомили нас, профессионалов, с уже созданными продуктами, внедрёнными услугами, помогающими привлечь к библиотекам внимание населения. Несомненно, такой обмен информацией вдохновляет и вызывает желание сделать ещё больше и ещё лучше. Будем работать, коллеги!».
 

Татьяна Николаевна Миронова,

главный методист инновационно-методического отдела

Центральной городской библиотеки им. В Маяковского (Чебоксары)

20.09.2024

Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2024 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru