Главная / Новости / Санкт-Петербургская специальная центральная детская библиотека представила итоги Всероссийского научно-практического семинара «Библиотека — первое место работы»

Санкт-Петербургская специальная центральная детская библиотека представила итоги Всероссийского научно-практического семинара «Библиотека — первое место работы»

10–11 октября в гибридном формате прошёл Всероссийский научно-практический семинар «Библиотека — первое место работы: взаимодействие вуза и работодателя по адаптации молодых специалистов». Семинар был организован Санкт-Петербургским государственным институтом культуры совместно с Санкт-Петербургской специальной центральной детской библиотеки имени А. С. Пушкина и РБА (Секция библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования и Молодёжная секция).

Целью семинара было создание пространства открытой дискуссии для обсуждения актуальных вопросов адаптации молодых специалистов на основе взаимодействия вуза и библиотеки.

Первый день работы семинара состоялся на базе Библиотечно-информационного факультета Санкт-Петербургского государственного института культуры, где собрались педагоги, студенты, специалисты в области библиотечного обслуживания Санкт-Петербурга, Москвы, Карелии и других регионов России. Модераторами первого дня семинара стали Валентина Владимировна Брежнева, доктор педагогических наук, профессор, декан библиотечно-информационного факультета Санкт-Петербургского государственного института культуры, член Правления РБА, и Светлана Васильевна Королева, директор Санкт-Петербургской специальной центральной детской библиотеки имени А. С. Пушкина.

Открыл семинар приветственным словом Виктор Алексеевич Мутьев, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научной и творческой работе Санкт-Петербургского государственного института культуры. Он подчеркнул, что институт заинтересован в трудоустройстве выпускников. «Институт находится внутри библиотечного сообщества и ни в коей мере не отделен от него. Мы всегда рады взаимодействию, рады реализовывать совместные проекты, совместные научно-практические мероприятия и только в этой сцепке между библиотеками, институтами и колледжами может быть достигнут должный результат», — отметил Виктор Алексеевич.

О проблемах адаптации персонала в управлении библиотекой рассказала Марина Николаевна Колесникова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой Библиотековедения и теории чтения Санкт-Петербургского государственного института культуры, член постоянного комитета Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА. В своем докладе она рассмотрела виды, аспекты, этапы и проблемы адаптации молодого специалиста в библиотеке. Отдельное внимание было уделено факторам, затрудняющим адаптацию и факторам, способствующим успешному приспособлению работника к новому месту работы. Марина Николаевна предложила в качестве возможного решения — онбординг, т.е. поэтапное вовлечение нового сотрудника в рабочую и социальную среду организации.

«Студенчество как часть профессионального библиотечного сообщества» — так назывался доклад декана библиотечно-информационного факультета Санкт-Петербургского государственного института культуры Валентины Владимировны Брежневой. Были представлены основные проблемы мотивации абитуриентов: желание жить и учиться в Петербурге, отсутствие нужных ЕГЭ, поступление «по остаточному принципу», «закрытость» профессии, нежелание работать в библиотеке. Спикер коснулась таких важных тем библиотечно-информационного факультета как погружение в профессию, учебная и внеучебная деятельность, целевое обучение. Валентина Владимировна отметила, что главным результатом, к которому надо стремиться молодому специалисту — это любовь к библиотеке, погружение в профессию, ощущение себя частью профессионального сообщества.

Продолжила семинар Лариса Игоревна Горская, кандидат педагогических наук, доцент, научный сотрудник Научно-исследовательского отдела изданий Академии наук Библиотеки Российской академии наук, доцент кафедры медиалогии и литературы Санкт-Петербургского государственного института культуры, с докладом «"Мы выбираем, нас выбирают": БАН — от студента в сотрудники». Лариса Игоревна познакомила слушателей семинара с работой Научно-исследовательского отдела изданий Академии наук, представила подробный анализ трудовых ресурсов отдела по основным показателям (профессиональное библиотечное образование, стаж, возраст и пол), а также рассказала о практикантах и студентах, которые параллельно учатся в Санкт-Петербургском государственном институте культуры и работают в Научно-исследовательском отделе изданий Академии наук.

Интересный проект Российской государственной библиотеки для молодежи «Вакансия библиотекарь: вторичная профориентация студентов» представила Наталья Викторовна Третьякова, начальник отдела региональных связей и проектной деятельности Российской государственной библиотеки для молодежи. Спикер отметила, что официальной целью проекта была вторичная профессиональная ориентация студентов библиотечных факультетов, осмысление ими библиотеки как места работы по выбранному направлению обучения. Но настоящая цель проекта — вдохновить молодых библиотекарей. «Если эти студенты не станут библиотекарями, то пусть станут амбассадорами библиотек», — отметила Наталья Викторовна.

В завершение первой части семинара в секции «Биржа труда» было представлено дефиле студентов 3 курса библиотечно-информационного факультета Санкт-Петербургского государственного института культуры, в рамках которого студенты в формате дефиле презентовали работодателям свои профессиональные компетенции, имеющийся опыт, а также индивидуальные качества, раскрывающие их конкурентные преимущества.

Вторая часть семинара началась с панельной дискуссии «Практики в библиотеке как средство формирования профессиональных компетенций специалистов». Модератором выступила Алена Андреевна Катина, преподаватель кафедры библиотековедения и теории чтения Санкт-Петербургского государственного института культуры.

Панельная дискуссия началась с онлайн-доклада «Инновационные подходы к обучению и развитию профессиональных компетенций молодых специалистов в контексте современной библиотеки: опыт практикоориентированной кафедры». Спикерами выступили Дарья Анатольевна Сторублёвцева, кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой теории и методики библиотечно-информационного обслуживания детей и юношества Московского государственного института культуры, и Ольга Петровна Мезенцева, кандидат педагогических наук, заместитель директора по науке и образовательной деятельности Российской государственной детской библиотеки. В своем докладе коллеги подробно рассказали о созданной в 2023 году кафедре «Теория и методика библиотечно-информационного обслуживания детей и юношества», о её целях и задачах и их реализации на практике, а также о работе Московского государственного института культуры со студентами в сотрудничестве с Российской государственной детской библиотекой.

О дополнительном профессиональном образовании молодых библиотечных специалистов, обслуживающих детей рассказала в своем онлайн-выступлении Наталья Викторовна Науменко, заведующая Центром непрерывного образования Российской государственной детской библиотеки. Докладчик отметила, что наряду с профессиональными компетенциями современного библиотекаря, специалисты, работающие с детьми, должны владеть широким комплексом междисциплинарных знаний. Наталья Викторовна подробно рассказала о дополнительном профессиональном образовании Российской государственной детской библиотеки: программах профессиональной переподготовки, программах повышения квалификации, а также циклах открытых лекций и мастер-классов для специалистов библиотек России.

Продолжила семинар Анна Андреевна Грузова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационного менеджмента Санкт-Петербургского государственного института культуры, которая подняла тему сотрудничества Санкт-Петербургского государственного института культуры с библиотеками Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Завершился первый день семинара мастер-классом по формированию чек-листа по привлечению волонтеров в организацию и проведению социально-значимых мероприятий в библиотеках как путь вхождения в профессию, который прошел под руководством Алены Андреевны Катиной, преподавателя кафедры библиотековедения и теории чтения Санкт-Петербургского государственного института культуры.

11 октября, второй день Всероссийского научно-практического семинара, прошёл на площадке Санкт-Петербургской специальной центральной детской библиотеки им. А.С. Пушкина.

Второй день начался с работы секции «Работа с начинающими специалистами. Взгляд библиотек». В рамках секции с докладом «Библиотека — место работы № 1» выступила Раиса Николаевна Панкова, директор Централизованной библиотечной системы Выборгского района Санкт-Петербурга, которая рассказала о взаимодействии библиотек Централизованной библиотечной системы Выборгского района с выпускниками вузов и начинающими библиотекарями. По словам Раисы Николаевны Централизованная библиотечная система Выборгского района позиционирует себя как площадка для реализации любых проектов, которые могут быть осуществлены как практикантами и начинающими специалистами, так и волонтерами и опытными библиотекарями.

Екатерина Андреевна Михайленко, методист сектора проектов отдела региональных связей и проектной деятельности Российской государственной библиотеки для молодёжи, продолжила тему своей коллеги и рассказала о реализации проекта «Вакансия библиотекарь: вторичная профориентация студентов» и создании Дневника практики — рабочей тетради в качестве инструмента обучения в помощь студентам.

Виктория Андреевна Архипова, заведующая отделом культурных программ и выставочной работы Централизованной библиотечной системы Приморского района Санкт-Петербурга, познакомила специалистов библиотек с внутрисистемным проектом по повышению квалификации сотрудников библиотек Приморского района, представила цели и задачи проекта, а также поделилась опытом его реализации.

Светлана Валерьевна Кургузова, руководитель «Школы профессионального мастерства» Центральной городской публичной библиотеки имени В. В. Маяковского, в своем докладе подробно описала все возможности непрерывного профессионального обучения для молодых работников библиотеки: как внутрибиблиотечного, так и городского и всероссийского уровней.

Тему работающих студентов и соединения теории и практики подняла в своем выступлении Светлана Андреевна Нуритдинова, библиотекарь 2 категории Библиотеки чтения и творчества филиала № 4 Санкт-Петербургской специальной центральной детской библиотеки имени А. С. Пушкина. 

В продолжение семинара состоялась панельная дискуссия «Молодые специалисты в библиотеке: ожидания и реальность. Успешные практики», в которой также приняли участие представители различных Централизованных библиотечных систем Санкт-Петербурга. Наталья Михайловна Ярцева, директор Невской централизованной библиотечной системы, поделилась идеями о том, где найти молодого специалиста и как его удержать. О разработанных внутренних системах повышения квалификации рассказали Ирина Владимировна Вчерашняя, заместитель директора по библиотечной работе Централизованной библиотечной системы Петроградского района, и Ольга Сергеевна Лахтачева, заведующая методическим отделом Межрайонной централизованной библиотечной системы имени М. Ю. Лермонтова. Также опытом создания «Центра практического профессионального развития библиотекарей Централизованной библиотечной системы Калининского района» поделилась Мария Вячеславовна Леонтьева, заместитель директора по библиотечной работе Централизованной библиотечной системы Калининского района.

В рамках панельной дискуссии были подняты такие вопросы как: возможность сочетания рабочих обязанностей с внутрисистемной стажировкой в организации работы молодого специалиста, создание «Молодёжных советов» в библиотеках как форма работы с сотрудниками и др.

В конце мероприятия Наталия Сергеевна Николаева, заместитель директора по библиотечной работе Санкт-Петербургской специальной центральной детской библиотеки имени А. С. Пушкина, отметила, что успех по адаптации молодых сотрудников связан с тесным взаимодействием вузов и работодателей, внимательным отношением к студентам и молодым сотрудникам, которые приходят в библиотеки. Необходимо больше доверять молодым сотрудникам, узнавать их способности и таланты для того, чтобы дать возможность реализоваться в многогранном пространстве библиотеки, что позволит библиотеке стать тем уникальным ярким креативным местом, которое пока еще закрыто от общества и имеет некие стереотипы. «Наша с вами задача совместными усилиями сломать эти стереотипы и работать с нашими молодыми специалистами, растить их, чтобы они стали нашими сотрудниками или амбассадорами библиотек», — заключила Наталия Сергеевна.

Заинтересованные специалисты могут посмотреть видеозапись онлайн-трансляции семинара: первый день, второй день.


Ольга Юрьевна Максимова,

ведущий методист отдела библиотечных инноваций и методической работы

Санкт-Петербургской специальной центральной детской библиотеки имени А. С. Пушкина

17.10.2024

Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2024 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru