Мордовская республиканская детская библиотека стала площадкой для разговора о роли библиотеки, книги и чтения в жизни детей с ограниченными возможностями
13 ноября в Мордовской республиканской детской библиотеке прошёл Республиканский семинар «Библиотека, книга, чтение в жизни особого ребенка», который был организован при поддержке Министерства культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия и объединил более 100 специалистов республиканских, муниципальных и школьных библиотек из 18 муниципальных районов республики для обмена лучшими инклюзивными практиками работы с детьми.
Открыли семинар Юлия Александровна Елисеева, заместитель министра культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия, и Ольга Ивановна Федотова, директор Мордовской республиканской детской библиотеки. Модератором дискуссии выступила Галина Николаевна Зорькина, заведующая научно-методическим отделом Мордовской республиканской детской библиотеки.
Первым спикером Дискуссионной трибуны выступила Светлана Анатольевна Грибова, заместитель директора по научной работе Мордовской республиканской детской библиотеки, с сообщением «Палитра инклюзивных практик: от локальных активностей к экосистеме». Она рассказала о специфике работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, предупредила, с какими проблемами могут столкнуться библиотекари, выбравшие это направление работы, отметила, почему это направление в современной детской библиотеке стало важным. Дала рекомендации, как выявить эту целевую группу, какие исследования провести. Также Светлана Анатольевна рассказала о республиканских некоммерческих организациях, которые поддерживают особых детей и их семьи и оказывают им помощь. Это было мотивационное выступление, призывающее коллег без опаски работать с инклюзивными проектами.
В выступлении «Особенный мир особого ребенка. Психологическая готовность библиотечных специалистов, профилактика выгорания» Ангелина Михайловна Малафеевская, ведущий педагог-психолог Мордовской республиканской детской библиотеки, акцентировала внимание слушателей на том, что библиотекарь, работающий с особенными детьми и их родителями, должен владеть информацией из надежных профессиональных источников о методах, способах взаимодействия с ними. Рассказала, почему происходит выгорание библиотекарей, и посоветовала методики поддержания психологического здоровья.
У Арины Александровны Булычевой, заведующей методическим отделом Мордовской республиканской специальной библиотеки для слепых, огромный опыт по реализации инклюзивных социокультурных грантовых проектов, направленных на поддержку и продвижение чтения в специальных форматах на национальных (мокша, эрзя) и русском языках и на социокультурную реабилитацию инвалидов по зрению. Арина Александровна поделилась с коллегами пошаговым гайдом продуктивной работы со слабовидящими и незрячими читателями не только в рамках грантовой деятельности.
«Библиотека без границ: социально-ориентированная деятельность в библиотеке» — так была сформулирована тема выступления Галины Ивановны Плигиной, заведующей отделом внешних коммуникаций и социокультурной деятельности Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина Республики Мордовия. Инклюзивные проекты здесь начались с частной инициативы. Теперь инклюзия — отдельное направление работы в Национальной библиотеке: для семей с особенными детьми проходят благотворительные акции с привлечением партнеров, активности к праздникам, мастер-классы, театрализованные представления.
В выступлении «“С книгой по жизни”: проект по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья» Светлана Анатольевна Чугунова, заведующая Библиотекой № 5 им. С. Я. Маршака Централизованной библиотечной системы Саранска, рассказала о многолетнем сотрудничестве с Саранской общеобразовательной школой для детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках проекта «С книгой по жизни» разработана программа «Чтение — лучшее лечение». Цель программы — с помощью книги содействовать процессу социальной адаптации особенных детей. Благодаря книге особенные дети получают навыки культуры общения со сверстниками, проявляют свои творческие способности.
Татьяна Валентиновна Давыдова, заведующая Библиотекой № 6 им. К. И. Чуковского Централизованной библиотечной системы Саранска, представила проект «Библиотека — территория книжной терапии» и программу «Библиотерапия, или Исцеление чтением». Речь шла о том, каким образом реализуется библиотерапевтическая деятельность с детьми с тяжелыми нарушениями речи и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Татьяна Михайловна Шишканова, заведующая отделом библиотечного обслуживания населения Краснослободской центральной библиотеки Краснослободского муниципального района, презентовала проект «Наша жизнь», по которому библиотека работает с учениками Краснослободской школы-интерната для детей, которые обучаются по адаптированным образовательным программам. Встречи проходят в клубе «Лучики». Успешному приобщению особенных детей к чтению способствуют сказкотерапия, куклотерапия, игротерапия, фольклор, театрализация. В свою работу библиотекари активно вовлекают родителей.
Елена Михайловна Антонова, заведующая структурным подразделением «Атяшевская районная детская модельная библиотека» Центральной районной библиотеки Атяшевского муниципального района, рассказала о сотрудничестве библиотеки с отделением общественной организации «Много дети» по Атяшевскому району. Среди подопечных этой организации — дети из многодетных и неполных семей, дети-инвалиды.
Любовь Кузьминична Вешкина, заведующая Атюрьевской детской библиотекой — структурным подразделением Атюрьевской централизованной библиотечной системы, в выступлении «Книга, чтение, библиотека в жизни особого ребенка» говорила о современных компьютерных технологиях для читателей с ограниченными возможностями здоровья, которыми оснащена их модельная библиотека «БиблиоКРУГ» (текстофон, тифлофлешплеер, речевой синтезатор, говорящие книги). Подробно рассказала о библиотерапии, методах психологической помощи детям (сказкотерапия, арт-терапия, игротерапия).
Тему социального партнёрства затронула в своём видеовыступлении Татьяна Ивановна Маркова, заведующая структурным подразделением «Детская библиотека» Районной библиотеки Торбеевского муниципального района. Сотрудничество в такой важной и сложной деятельности придает уверенности в своих силах, появляется возможность долгосрочного планирования, открывает больше возможностей и для библиотеки и для партнёров.
Подводя итоги работы Республиканского семинара, Галина Николаевна Зорькина, заведующая научно-методическим отделом Мордовской республиканской детской библиотеки, отметила: «Одна из задач, которые были поставлены государством в работе с детьми-инвалидами, — это их социализация, гармоничное встраивание в жизнь общества. Как показывает опыт библиотекарей, работающих с особенными детьми, благодаря книге и чтению получается интегрировать их в общество здоровых сверстников, при этом последние учатся таким образом быть толерантными, милосердными. Так библиотеки становятся площадками для социализации детей и развития их творческого потенциала, чему способствуют игропрактики, театрализованные представления, уроки арт-терапии, сказкотерапии. У каждой библиотеки свои "фишки", каждый библиотекарь знает сильные сферы в этом направлении и становится в своей области экспертом».
Библиотекари Мордовской республиканской детской библиотеки в рамках семинара презентовали свои проекты и программы, провели экскурсию по отделам. Участники семинара знакомились с книгами, посвященными теме семинара, и выставкой работ детей из Саранской общеобразовательной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Источник: по материалам