Архангельская областная детская библиотека стала площадкой для обмена актуальным опытом использования интерактивного оборудования в библиотеках
14–15 ноября в Архангельской областной детской библиотеке им. А. П. Гайдара прошла областная творческая мастерская «Интерактивное оборудование и книга: курс на интеграцию», которая была организована при поддержке Министерства культуры Архангельской области.
Профессиональный форум объединил библиотекарей из Архангельска, Северодвинска, Коноши, Няндомы, Вельска, Онежского района, Холмогорского, Приморского, Устьянского и Котласского округов. В формате видеовыступлений был представлен опыт библиотек Мурманска, Ростова-на-Дону, Челябинска, Ярославля. Гостем мастерской стала Ольга Александровна Лушкова, заместитель директора по работе с детьми Централизованной библиотечной системы Сыктывкара.
Открывая творческую мастерскую, Светлана Юрьевна Третьякова, директор Архангельской областной детской библиотеки им. А. П. Гайдара, вспомнила известную песенку «До чего дошёл прогресс». Библиотеки уже давно перешли от стадии отторжения новых технологий к активному использованию их в работе. Интерактивное оборудование появилось в библиотеках страны благодаря федеральным и региональным программам. Последними новостями, связанными с государственной поддержкой развития библиотек, поделилась Татьяна Викторовна Косенкова, ведущий консультант управления культуры и искусства Министерства культуры Архангельской области.
Частой ошибкой, допускаемой претендентами на статус модельной библиотеки, является нечёткое объяснение, для чего нужно библиотеке то или иное оборудование, как и кто будет заниматься такой работой. Методисты Ростовской областной детской библиотеки имени В. М. Величкиной провели региональное исследование, изучив опыт использования нового интерактивного оборудования в модернизированных библиотеках. Лидерами закупок, оправдавшими себя, оказались интерактивные стол, панель, киоск. Сложности возникли при эксплуатации роботов, звукопоглощающих штор и некоторых других видов оборудования.
Итоги исследования в формате видеовыступления представила методист Екатерина Юрьевна Нероба. Опытом использования интерактивного оборудования в библиотечных проектах, программах, мероприятиях в своих видеовыступлениях поделились сотрудники Цетрализованной системы детских библиотек Ярославля, Мурманской областной библиотеки для детей и юношества имени В.П. Махаевой, Челябинской областной детской библиотеки имени В. Маяковского.
Ольга Александровна Лушкова, заместитель директора по работе с детьми Централизованной библиотечной системы Сыктывкара, представила опыт работы Центральной городской детской библиотеки, которая была модернизирована ещё в 2019 году, и опыт использования интерактивного оборудования накоплен немалый. Ольга Александровна рассказала о том, как интерактивный глобус, сенсорная панель, графический планшет, мобильный планетарий делают библиотечные мероприятия более яркими, информационно насыщенными и увлекательными для детей. Более подробно она рассказал о работе интерактивной песочницы, возле которой собираются небольшие группы читателей и, кроме психологической разгрузки, получают новые знания, выполняют интересные задания (например, найти кость динозавра или сделать свой вулкан) и, конечно, слушают чтение в особой атмосфере.
В Архангельской областной детской библиотеке им. А. П. Гайдара нет такого количества оборудования, однако опыт использования того, что есть, накоплен достаточно богатый. Заместитель директора Светлана Валерьевна Медведева рассказала о том, как сенсорная панель помогает при проведении квестов и в работе с индивидуальными читателями, каков механизм управления очаровательным библиотечным роботом, как строится программа занятий по лего-конструированию и программированию и т.д.
Очень важно, что в каждом из приведённых выше выступлений речь шла не только о преимуществах, которые привносит интерактивное оборудование в работу, но и о проблемах. Если суммировать, сложность использования в библиотеках различной техники сводится к следующему:
- необходимость в регулярной закупке новых деталей, в обновлении программного обеспечения, которые могут подняться в цене или исчезнуть с отечественного рынка;
- необходимость строго соблюдать правила эксплуатации;
- быстрая изнашиваемость оборудования при интенсивном использовании;
- необходимость в обучении сотрудников соответствующим навыкам и в мотивации их к новым видам деятельности;
- грамотный менеджмент, предполагающий чёткое представление о том, как именно впишется новое оборудование в работу с читателями.
Замечательно, что областная творческая мастерская дала возможность поучиться на чужих ошибках и задуматься о перспективах работы своей библиотеки.
В рамках мастерской были подведены итоги областного профессионального конкурса «Супертехника для суперидей», многие из участников которого смогли приехать в Архангельск и получить грамоты и памятные подарки. Перед участниками мастерской выступили два победителя конкурса. Валентина Валерьевна Дюкарева, ведущий библиотекарь отдела литературы для дошкольников и младших школьников библиотеки «Книжная гавань» Муниципальной библиотечной системы Северодвинска, рассказала о том, как готовит познавательные занятия с применением интерактивного глобуса, книг с дополненной реальностью и т.д., и представила опыт работы модельной библиотеки «Книжная гавань» с интерактивным оборудованием в целом. Анастасия Андреевна Швайко, ведущий библиотекарь районной детской библиотеки Котласского муниципального округа (посёлок Шипицыно), рассказала о том, как реализует программу занятий в детской мультстудии.
В первый день творческой мастерской состоялась презентация краеведческой настольной игры «Поморские смотрины», разработанной Еленой Витальевной Яковлевой, заведующей методическим отделом Архангельской областной детской библиотеки им. А. П. Гайдара. Идею игры подарили популярные в последние годы виммельбухи, визуальной разработкой занималась Татьяна Ермакова. Участники мастерской получили возможность услышать из уст самой архангельской художницы рассказ о радостях и трудностях работы над образами игры и, конечно, попробовать поиграть самим. Завершала первый день мастерской экскурсия по Библиотеке — Архангельскому литературному музею.
Второй день мастерской был полностью практическим. Библиотекари попробовали поработать в сервисе Яндекс.Телемост, порисовать с нейросетями и на световых песочных столах, помастерить из конструктора шар-папье, позаниматься лего-конструированием. И вновь речь шла не только о несомненных плюсах работы с оборудованием, но и о трудностях, возможных ошибках.
Ещё 10 лет назад сложно было представить себе, что профессиональный библиотечный форум будет посвящён исключительно оборудованию. Всё дело в том, что сенсорная панель, интерактивный глобус и интерактивная песочница органично вплетаются в работу с книгой. А если и не имеют непосредственного отношения к чтению, несомненно делают библиотеку более привлекательной для современных читателей.
Источник: