Главная / Новости / В Государственной Думе РФ состоялись парламентские слушания «Цифровизация в сфере культуры. Законодательство и правоприменительная практика»

В Государственной Думе РФ состоялись парламентские слушания «Цифровизация в сфере культуры. Законодательство и правоприменительная практика»

13 февраля 2018 года в Государственной Думе РФ по инициативе Комитета по культуре Госдумы состоялись парламентские слушания, посвященные теме «Цифровизация в сфере культуры. Законодательство и правоприменительная практика». Слушания вели заместитель председателя Госдумы Петр Олегович Толстой и первый заместитель председателя Комитета по культуре Елена Григорьевна Драпеко. Среди приглашенных гостей были представители Министерства культуры РФ, Совета Федерации РФ, Администрации Президента РФ, а также специалисты сферы культуры и информационных технологий.

В своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации В. В. Путин объявил о запуске масштабной системной программы развития экономики нового технологического поколения — цифровой экономики. В рамках реализации мер государственной политики Российской Федерации по созданию необходимых условий для развития цифровой экономики Российской Федерации цифровизация в сфере культуры является необходимым условием для создания качественно новой модели формирования нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности.

В соответствии с «Основами государственной культурной политики» (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808)одной из приоритетных задач государственной культурной политики в области осуществления всех видов культурной деятельности и развития связанных с ними индустрий является использование цифровых коммуникационных технологий в том числе для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания.

В этой связи огромное значение приобретает задача по формированию единого российского электронного пространства знаний на основе оцифрованных книжных, архивных, музейных фондов, собранных в Национальную электронную библиотеку и национальные электронные архивы по различным отраслям знания и сферам творческой деятельности.

Для формирования информационного пространства знаний необходимо в том числе:

  • сформировать безопасную информационную среду на основе популяризации информационных ресурсов, способствующих распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
  • усовершенствовать механизмы обмена знаниями;
  • обеспечить формирование Национальной электронной библиотеки и иных государственных информационных систем, включающих в себя объекты исторического, научного и культурного наследия народов Российской Федерации, а также доступ к ним максимально широкого круга пользователей;
  • создать условия для популяризации русской культуры и науки за рубежом, в том числе для противодействия попыткам искажения и фальсификации исторических и других фактов;
  • принять меры по эффективному использованию современных информационных платформ для распространения достоверной и качественной информации российского производства;
  • обеспечить насыщение рынка доступными, качественными и легальными медиапродуктами и сервисами российского производства.

Предусмотренные отраслевым законодательством информационные системы направлены прежде всего на обеспечение сбора, регистрации и анализа информации о количестве и качественном составе объектов культурного наследия и культурных ценностей, осуществляемых путем сплошного непрерывного документального учета всех объектов культуры и проверки достоверности этой информации государственного учета, а также на обеспечение межведомственного взаимодействия в сфере культуры. Ведение таких информационных систем, как единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации, Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации, реестр книжных памятников, государственный регистр фильмов, является, в том числе,наиболее действенным механизмом обеспечения правовой защиты включенных в них объектов культуры.

Цифровизация в сфере культуры должна обеспечить активное вовлечение в целевую аудиторию учреждений культуры нового поколения, ориентированного в основном на цифровой формат восприятия информации. Данную аудиторию необходимо вовлекать реальными проектами в области популяризации достижений культуры. 

Общероссийской информационной площадкой в сфере культуры является портал «Культура.рф», на котором в свободном доступе представлено многообразие культурного наследия и традиций народов России в оцифрованном виде. Основной задачей при создании представленной Министерством культуры Российской Федерации в 2017 году обновленной версии портала «Культура.рф» стала разработка удобного, понятного, интересного для читателей и полезного для учреждений культуры формата представления информации. На формирование единого культурного пространства страны с использованием информационных технологий, приобщения жителей различных регионов страны к концертной жизни направлен проект «Всероссийский виртуальный концертный зал». В сеть виртуальных залов входит 160 залов из 47 регионов России, включая малые города и села, куда осуществляются прямые трансляции из Московской филармонии. 

Цифровизация в сфере культуры также должна обеспечить развитие новых направлений внутреннего и въездного туризма посредством оптимизации деятельности в сфере использования и сохранения культурного достояния народов Российской Федерации.

Приоритетными задачами по развитию информатизации и цифровизации в сфере культуры являются: развитие материально-технической базы учреждений культуры, повышение уровня информатизации учреждений культуры, внедрение информационных систем учета посетителей учреждений культуры и продажи билетов, оцифровка культурного наследия, формирование электронных баз данных, увеличение доли информационных ресурсов о культуре в сети Интернет, в том числе путем создания информационных порталов, виртуальных музеев и внедрения технологий дополненной и виртуальной реальности, формирование единого информационного пространства в сфере культуры. 

Учитывая, что государственный бюджет по-прежнему остается главным источником существования культуры, по-прежнему превалирует прямое бюджетное распределение, представляется необходимым предусмотреть на законодательном уровне возможность финансирования проектов по цифровизации в сфере культуры с помощью механизмов государственно-частного партнерства, взаимодействия и координации деятельности федеральных и региональных государственных институтов развития. Цифровизация в сфере культуры обладает потенциалом по привлечению в сферу культуры новых источников дохода, по обеспечению привлечения инвестиций в сферу культуры.

Рекомендации участников парламентских слушаний:

1. Правительству Российской Федерации:

— дополнить цели программы «Цифровая экономика Российской Федерации» целью формирования единого российского электронного пространства знаний на основе оцифрованных книжных, архивных, музейных фондов, собранных в Национальную электронную библиотеку и национальные электронные архивы по различным отраслям знания и сферам творческой деятельности;

— предусмотреть в программе «Цифровая экономика Российской Федерации» особенности цифровизациив сфере культуры;

— обеспечить формирование нормативно-правовой базы для реализации задач по цифровизации в сфере культуры;

— предусмотреть финансирование развития портала «Культура.рф» после завершения государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 313;

— включить в Ежегодный государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации раздел о цифровизации и применении новых технологий в сфере культуры;

— проработать вопрос о необходимости формирования межведомственного реестра культурных ценностей, имеющих особое значение, и культурных ценностей, находящихся в розыске.

2. Министерству культуры Российской Федерации:

— обеспечить скорейшее формирование предусмотренного Федеральным законом от 29 декабря 1994 года № 78-ФЗ "О библиотечном деле" реестра книжных памятников;

— обеспечить интеграцию и реализацию совместных проектов культурно-информационных интернет-порталов, созданных за счет средств федерального бюджета.

3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

— разработать комплекс мер по увеличению информационной активности учреждений культуры субъектов Российской Федерации на базе Единого информационного пространства в сфере культуры и Единого портала популяризации культурного наследия и традиций народов России — Культура.РФ;

— разработать комплекс мер по повышению эффективности деятельности учреждений культуры субъектов Российской Федерации в области продвижения достижений культуры посредством цифровых технологий;

— обеспечить финансирование мероприятий государственных музеев, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации,по оцифровке музейных предметов и музейных коллекций с целью их включения в Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации.
 

Источник: сайт Государственной Думы Российской Федерации

14.02.2018

Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2024 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru