Главная / Деятельность / Секции и круглые столы / Ежегодные отчеты Конференции РБА

Заседание секции 30. Секция по чтению

XXVIII Ежегодная сессия Конференции РБА, Казань, 19.05.2024-24.05.2024

21.05.2024г.

21 мая на площадке Национальной библиотеки Республики Татарстан состоялось заседание Секции по чтению РБА, в котором приняли участие 63 специалиста из 19 субъектов РФ. В программе прозвучало 22 доклада, которые вызвали большой интерес, множество вопросов и комментариев участников.

Ведущими первой части заседания выступили Вера Викторовна Ялышева, председатель Секции по чтению РБА, заведующая Центром чтения Российской национальной библиотеки, и Светлана Иннокентьевна Бойтунова, заведующая Научно-исследовательским институтом чтения имени Ю. Н. Столярова Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия).

Открыла работу секционного заседания Вера Викторовна, которая рассказала о деятельности секции в прошедшем году, представила членов постоянного комитета и направления работы, которые они поддерживают. Важно, что в состав постоянного комитета Секции в 2024 году вошла Светлана Иннокентьевна Бойтунова, заведующая Научно-исследовательским институтом чтения имени Ю. Н. Столярова Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия). Были представлены приоритетные направления работы секции и планы на 2024–2025 гг.

В первом блоке заседания прозвучали четыре доклада профессоров вузов культуры и теоретиков чтения. Открыл его доклад «Читателеведение: диалог ранее накопленных и новых подходов» Виолетты Яковлевны Аскаровой, профессора Челябинского государственного института культуры, в котором она обрисовала проблемное пространство современных читателеведческих исследований. Читателеведение как научная дисциплина о чтении и читателях развивается на основе полидисциплинарного подхода. Виолетта Яковлевна выделила основные институты, организации и специалистов, разрабатывающих различные научные направления. Была подробно представлена проблематика философских, исторических, культурологических, литературоведческих, психолого-педагогических, филологических читателеведческих исследований, социологии чтения и библиотековедения.

Наталья Викторовна Лопатина, профессор, заведующая кафедрой библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры, проанализировала цифровую инфраструктуру чтения, сложившуюся на сегодняшний день, показала возможности нейросетей в рекомендательной библиографии, продемонстрировала разницу между рекомендательными текстами, созданными человеком и искусственным интеллектом для различных социальных групп читателей.

Ирина Владимировна Лизунова, доктор исторических наук, директор Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН, в докладе «Современное чтение: упадок или возрождение» рассуждала о различных, зачастую диаметрально противоположных подходах к пониманию чтения в современном мире. В 2023 году библиотекой был учреждён специальный научный журнал «Книга. Чтение. Медиасреда», созданный как площадка для обсуждения проблематики чтения в современном мире медиатехнологий.

Анализу такой активно растущей культурной практики как аудиочтение был посвящен доклад Людмилы Ефимовны Савич, профессора Казанского государственного института культуры. Людмила Ефимовна проанализировала научную разработанность этой проблематики, представила направления изучения, значимость и востребованность аудиокниг в современной культуре, функции, которые выполняет аудиочтение.

Следующий блок, включивший 5 докладов, был посвящен исследовательской проблематике в сфере чтения. Аиза Борисовна Неустроева, кандидат социологических наук, старший научной сотрудник Научно-исследовательского института чтения им. Ю. Н. Столярова Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия), представила итоги мониторинга детского чтения в Якутии на основе социологических исследований, проведенных в 2013, 2019, 2021, 2022 и 2024 гг. Были показаны тенденции изменения отношения к чтению, параметров семейного чтения, электронного и школьного чтения, читательские способности детей разного возраста и пола.

Опыт Российской государственной детской библиотеки по изучению семейного чтения был обобщён в докладе Елены Андреевны Колосовой, кандидата социологических наук, заведующей отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения, и Веры Петровны Чудиновой, кандидата педагогических наук, главного научного сотрудника этого отдела. Были названы основные проблемы, характеризующие семейное чтение, и анонсировано всероссийское исследование «Чтение детей и подростков в семье: роль родителей», проводимое в 2024 году в рамках программы мероприятий к Году семьи в РФ.

Анализ опыта участия муниципальных библиотек Татарстана в социологических исследованиях за 2021–2023 гг. был представлен в докладе Эльвиры Гусмановны Хусаиновой, главного библиотекаря научно-методического отдела Национальной библиотеки Республики Татарстан.

В 2023 году Новосибирская государственная областная научная библиотека выпустила отдельным изданием сборник: «Чтение в Новосибирской области. 2019–2023: итоги социологического исследования». Он включает программу, инструментарий, содержание исследования, выводы и рекомендации регионального социологического исследования: совместной работы библиотекарей и социологов, вузовских преподавателей Новосибирска. С итогами этой работы познакомила Светлана Антоновна Тарасова, директор Новосибирской государственной областной научной библиотеки.

Наконец опыт исследовательской деятельности по изучению читателей конкретной библиотеки получил отражение в докладе «Читательские предпочтения разных категорий читателей в крупной научной библиотеке» Натальи Витальевны Махотиной, кандидата педагогических наук, заместителя директора по библиотечной работе, и Марии Анатольевны Шевченко, заведующей отделом обслуживания читателей Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН. В 2023 году в этой библиотеке изучался как состав читателей, так и востребованность различных разделов фонда, различных видов документов по отраслям знания. Были выявлены самые востребованные книги, составлены рейтинги самых спрашиваемых научных, научно-популярных изданий, изданий справочного характера, художественной литературы, изданий по библиотечному делу.

После перерыва вели заседание члены постоянного комитета секции по чтению Татьяна Николаевна Буханцева, директор Вологодской областной универсальной научной библиотеки, и Елена Андреевна Колосова, кандидат социологических наук, заведующая отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки. Этот блок был посвящен конкретным разноплановым проектам библиотек по поддержке чтения.

Открыл его доклад Юлии Владимировны Назиповой, директора Централизованной библиотечной системы г. Елабуги Республики Татарстан. В 2022 году впервые в истории Татарстана сразу два города республики — Елабуга и Чистополь — получили почётное звание «Литературный город России», учреждаемое Союзом писателей России. Одним из оснований для присвоения почётного звания послужила активная работа библиотек этих городов по проведению комплекса мероприятий литературной направленности. Опыт Елабуги, имеющей богатую литературную историю, сложившиеся литературные традиции, включенность в современную культурную жизнь страны и был представлен в докладе Юлии Владимировны.

В прошлом году на заседании секции по чтению Мария Сергеевна Давыдова, исполнительный директор Новосибирского библиотечного общества, презентовала новый крупный проект по поддержке чтения «Чтение — энергия жизни», получивший президентский грант. В этот раз Мария Сергеевна в докладе «Развитие читательских компетенций у детей и взрослых через реализацию социокультурного проекта» рассказала об итогах его реализации, способствовавших созданию условий для повышения статуса чтения и читательской активности, развития культурной и читательской компетентности населения региона. С 1 июня 2023 года по 29 февраля 2024 года по проекту было проведено 12 социокультурных мероприятий, участниками которых стали не менее 5 000 человек. В СМИ, в Интернет и на улицах города было размещено порядка 510 публикаций. С целью поддержки литературного творчества впервые был проведен конкурс и вручена Первая открытая литературная премия им. Ю. М. Магалифа.

Издательскому проекту Вологодской Вологодской областной универсальной научной библиотеки «Книги для семейного чтения» был посвящен доклад директора этой библиотеки Татьяны Николаевны Буханцевой. Тема издательской деятельности была продолжена и в докладе Яны Борисовны Юркевич, директора Централизованной библиотечной системы г. Сургута, которая многоаспектно представила практики поддержки чтения библиотеками этого города. Уже издано 15 брошюр серии «Народное чтение» при поддержке Администрации Сургута, которые используются на различных мероприятиях, позволяют знакомить жителей с классикой «малыми порциями». Сериальный опыт издания библиотеками произведений малого формата классиков и знаковых авторов региона получает распространение и позволяет говорить о востребованности такой издательской стратегии. Для молодых родителей ведется издательский проект «Я родился, я читаю». Подростки обсуждают книги в клубе «Неформат». Зарекомендовал себя и опыт проведения читательских конференций по книгам о Великой отечественной войне.

ХМАО-Югра была представлена еще одной библиотекой. Практика работы Сургутской районной централизованной библиотечной системы, которая позволила Сургутскому району выиграть окружной конкурс и стать самым читающим муниципальным районом Югры была продемонстрирована в докладе заместителя директора Татьяны Александровны Видовой. Районные конкурсы для разных категорий читателей, книжные и виртуальные выставки, издательская деятельность, создание краеведческих информационных ресурсов, клубная деятельность, умение работать со СМИ и широким кругом партнеров, включенность библиотеки в общественную жизнь района и широкий охват жителей — всё это способствует широкой востребованности библиотечных услуг, значимости книги и чтения для жителей района.

Новые формы организации читательской деятельности через участие в сетевых акциях раскрыла в своем докладе Елена Григорьевна Смутнева, начальник координационно-методического отдела Новосибирской областной детской библиотеки. Как член постоянного комитета секции по чтению она регулярно рассказывает и приглашает к участию в проектах, обучающих мероприятиях по поддержке чтения, реализуемых на ВикиСибириаде. Это одна из постоянно действующих площадок для библиотекарей муниципальных и школьных библиотек, педагогов и родителей, а также школьников по развитию читательской деятельности в электронной среде.

Бесспорно уникальный опыт продвижения чтения в подростковой среде был представлен в докладе Людмилы Валентиновны Степановой, заведующей сектором Ленинградской областной детской библиотеки, которая с 2020 года выступает идейным организатором международного форума читателей детской и юношеской литературы «Книжный Выборг». Это площадка свободного общения писателей, издателей, педагогов, психологов, библиотекарей и подростков Ленинградской области, где последним дана возможность выступать ведущими, модераторами, организаторами многочисленных книжных событий, стать участниками межпоколенческого диалога о литературе и книжной культуре.

Мария Ивановна Елисеева, библиотекарь Юношеской библиотеки Республики Коми, представила свой опыт создания книжной рекомендации для молодежи через формирование книжных подборок, «книжных боксов». На основе интересов читателя Мария Ивановна создает персональные подборки книг по запросам. Этот проект был запущен к 50-летию библиотек и оказался весьма востребованным. Популяризация книг в молодежной среде требует понимания потребностей, ценностей и привычек молодых людей. Старинная библиотечная идея индивидуального подхода к каждому читателю в современных условиях приобретает новое звучание в библиотечном обслуживании. Вместе с тем она требует от библиотекаря высокого профессионализма и знания литературы.

Опыт Государственной специальной центральной библиотеки для слепых Санкт-Петербурга по созданию передвижных тактильных выставок по литературным произведениям был рассмотрен в докладе ведущего методиста Ксении Владимировны Карпенко. Она подробно рассмотрела содержание выставки, посвящённой блокаде Ленинграда «Живая память: истории народного подвига» и пригласила библиотеки к сотрудничеству по ее экспонированию, дала методические рекомендации по работе с разными читательскими группами, представила полиграфическое сопровождение выставки. Выставка построена таким образом, что на эмоциональную вовлеченность и интерес к ее материалам работают визуальное, аудиальное, тактильное и кинестетическое восприятие.

Традиционно в работе секции принимают участие и издатели. Марина Владимировна Минаева, заместитель генерального директора Издательства «Детская литература», рассказала о продукции издательства, методических ресурсах и проектах по поддержке чтения, пригласила библиотеки к сотрудничеству.

В конце заседания состоялся доклад Тимура Джавдетовича Сулейманова, помощника Раиса Республики Татарстан, председателя совета регионального отделения Общероссийского движения детей и молодежи «Движение первых» Республики Татарстан, посвящённый изучению чтения детей и молодежи, которое провела эта организация. Данный внепрограммный доклад вызвал большой интерес и многочисленные вопросы участников заседания из разных регионов. Это уникальный проект для «Движения первых», который был создан и реализован только региональным отделением Татарстана. Тимур Джавдетович высказал готовность к взаимодействию с библиотеками и иными региональными отделениями движения по распространению данного опыта на другие регионы страны.

Таким образом на заседании был представлен и обсужден опыт осмысления, поддержки и изучения чтения как теоретиками, так и практиками, специалистами библиотек разных типов и видов, издателями, представителями регионального отделения «Движения первых» Татарстана. Участники заседания получили возможность не только познакомиться с новым для себя опытом, получить ответы на интересующие их вопросы, но и завязать новые контакты и возможность использовать имеющийся опыт, спланировать свою дальнейшую деятельность.

Участники заседания отметили:

  1. актуальность полидисциплинарного подхода к изучению вопросов и проблем чтения в современном мире;
  2. необходимость продолжения взаимодействия ученых, экспертов, специалистов в области чтения и читателеведения, библиотекарей, педагогов, представителей общественности по вопросам продвижения и популяризации чтения среди различных групп населения;
  3. значимость и востребованность в читательской среде создания систем персональных тематических рекомендаций, актуализации индивидуальных рекомендательно-библиографических продуктов на базе библиотечного обслуживания с целью продвижения книги и книжной культуры.

В целях продвижения чтения, повышения эффективности работы библиотек по привлечению читателей из различных групп населения и разных возрастов, создания площадок для обмена опытом между научным и библиотечным сообществами, занимающимися вопросами чтения, участники заседания одобрили следующие рекомендации:

  1. провести в 2025–2026 гг. III Всероссийский конкурс для библиотек «Изучаем чтение»;
  2. продолжить работу по профессиональному обсуждению и распространению актуальных сетевых, межрегиональных проектов по поддержке чтения;
  3. способствовать популяризации среди библиотек и учреждений высшего профессионального образования электронной базы данных «Чтение и библиотечная аудитория: библиотековедческие и социологические исследования», регулярно пополнять базу исследований чтения;
  4. продолжить работу научно-практической лаборатории «Изучаем чтение: форматы и практики» на базе Российской государственной детской библиотеки, в том числе проведение её выездных мероприятий на ежегодных Конгрессах РБА.
  5. организовать ежегодные профессиональные межведомственные встречи и семинары для расширения взаимодействия в русле работы по поддержке и изучению чтения среди различных социальных групп населения.


Вера Викторовна Ялышева,

председатель Секции по чтению РБА,

заведующая Центром чтения Российской национальной библиотеки





Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2024 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru