Совместное заседание секций 29-A. Рабочая группа «Библиотеки и социальные медиа», 29. Секция издательской и книгораспространительской деятельности, 30. Секция по чтению
XXVIII Ежегодная сессия Конференции РБА, Казань, 19.05.2024-24.05.2024
22.05.2024г.
Тема: Специальное мероприятие «Медленное чтение для взрослых и детей»
Специальное мероприятие «Медленное чтение для взрослых и детей» состоялось 22 мая 2024 года в Библиотеке филиале № 26 Централизованной библиотечной системы города Казани под эгидой Секции по чтению, Секции издательской и книгораспространительской деятельности и Рабочей группы «Библиотеки и социальные медиа». Всемерную поддержку в его подготовке и проведении оказали Резеда Наилевна Исмагилова, директор Централизованной библиотечной системы города Казани, кандидат педагогических наук, Гулия Ниязовна Сабирова, заведующая Библиотекой филиалом № 26, а также сотрудники библиотеки и коллектив Централизованной библиотечной системы.
Продолжительность встречи составила пять с половиной часов. В работе приняли участие 75 взрослых из 16 регионов России: Москва, Санкт Петербург, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Крым, Республика Саха (Якутия), Владимирская, Вологодская, Мурманская, Рязанская, Самарская, Свердловская, Тверская, Томская, Челябинская области, Хабаровский край, а также 13 детей — учащиеся 5 В класса гимназии № 90 города Казани (руководитель — Наталья Николаевна Мухина, заведующая библиотекой гимназии № 90, кандидат исторических наук). Сотрудниками Централизованной библиотечной системы города Казани велась видеозапись.
Специальное мероприятие состояло из двух частей — теоретической и практической. В первой части были заслушаны 15-минутные выступления специалистов из Москвы: Екатерины Васильевны Никоноровой, доктора философских наук, директора департамента «Издательство "Пашков Дом"» Российской государственной библиотеки, председателя Секции издательской и книгораспространительской деятельности РБА (видеодоклад «Медленное чтение — путь к становлению и развитию человеческого капитала»), Анастасии Георгиевны Гачевой, доктора филологических наук, заведующей отделом новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья Института мировой литературы имени А. М. Горького Российской академии наук, главного библиотекаря Библиотеки № 180 имени Н. Ф. Фёдорова Объединения культурных центров Юго-Западного административного округа города Москвы («Медленное чтение в современной библиотеке: специфика, возможности, перспективы»), Юрия Юрьевича Чёрного, кандидата философских наук, руководителя Центра по изучению проблем информатики Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук, куратора научно-просветительского проекта «TechnoScience» в Библиотеке № 240 Объединения культурных центров Северо-Западного административного округа города Москвы («Медленное чтение: от практики — к методике, от методики — к теории») и Анастасии Николаевны Гумаровой, кандидата философских наук, младшего научного сотрудника философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, ведущего библиотекаря Библиотеки № 180 имени Н. Ф. Фёдорова Объединения культурных центров Юго-Западного административного округа города Москвы, преподавателя семейной школы «Зинзивер» («Чтение и понимание с детьми: опыт книжного клуба в библиотеке»). Доклады касались сущности чтения, а также теории, методики и практики медленного чтения. Был обоснован тезис о важности навыка медленного (изучающего) чтения для развития человеческого капитала. Было отмечено, что проблем чтения не сводится к проблеме отсутствия источника информации, но и связана с умением глубоко проникать в содержание текста при наличии самого источника. Чтение является не только индивидуальной, но и групповой деятельностью, способствующей формированию навыков диалога, способности донести до членов группы собственную точку зрения. При совместном чтении под руководством библиотекаря или волонтёра чтения в стенах библиотеки оказываются одновременно задействованы все четыре элемента библиотеки как системы (библиотечный фонд, библиотечный персонал, читатели и материально-техническая база) по Юрию Николаевичу Столярову, российскому учёному, специалисту в области библиотековедения, документологии, книговедения. Поэтому такой вид чтения можно считать соответствующим самой сущности библиотеки как социального института. Также было отмечено, что родовым понятием по отношению к понятию «чтение» является речевая деятельность. Чтение следует рассматривать как один из видов речевой деятельности, наряду с говорением, слушанием и письмом — как её рецептивный вид, связанный с восприятием письменной речи. Между двумя видами речи — устной и письменной — нет непроходимой границы. Использование технологий устной речи для истолкования письменной (в частности, чтение вслух) способствует её более глубокому пониманию.
Были сформулированы принципы медленного чтения, как аксиологические, так и филологические: чтение как раскрытие идеала автора книги, его «образа совершенства» (Михаил Осипович Гершензон, русский мыслитель, историк культуры); чтение как нравственная миссия; чтение как творческий акт; чтение как собирание себя и мира; важность позиции не только автора, но и читателя; неотделимость творчества от биографии автора произведения; субъект-субъектный метод чтения; принцип герменевтического круга, когда части понимаются из целого и одновременно свидетельствуют о нём. Было показано, как работает в читательских практиках представление Николая Федоровича Фёдорова, русского религиозного мыслителя и философа, деятеля библиотековедения, педагога, о воскрешающем чтении, когда читающий восстанавливает образ автора по произведению, вступает с ним в диалог. Также было показано, как можно встраивать мероприятия медленного чтения в работу библиотек, как и в какой мере можно использовать элементы медленного чтения при проведении лекториев, семинаров, встреч, мемориальных акций и др.
Во второй части были проведены три мастер-класса по медленному чтению: Анастасии Николаевны Гумаровой для детей (татарская народная сказка «Лунная девушка», Анастасии Георгиевны Гачевой для взрослых (рассказ А. П. Платонова «Юшка», 1935) и Юрия Юрьевича Чёрного для взрослых (книга эссе и хайбунов Н. Г. Ахуновой «Чёрная бабочка», 2018).
Каждый мастер класс строился на основе собственной методики. Анастасия Николаевна Гумарова поделилась опытом чтения в детском «Клубе книжных первооткрывателей» в Библиотеке № 180 имени Н. Ф. Фёдорова. Представленная практика основывается на следующих принципах: 1) понимать может каждый (и ребёнок 5-ти лет, и подросток, и взрослый — каждый понимает текст на своём уровне); 2) понять можно любой текст. При чтении текста необходима активность каждого участника: то, что каждый участник свободно высказывает собственное понимание прочитанного, позволяет достичь «цветущей сложности» субъективного и общего понимания текста. Перед началом чтения ведущий ставит задачи: понять предмет текста (о чём текст?) и понять содержание текста (что говорится о предмете?). По ходу чтения делаются остановки для обсуждения незнакомых слов и фрагментов, заинтересовавших участников. В конце чтения проводится опрос всех участников по поставленным задачам. Среди многих результатов коллективного понимания волшебной сказки «Лунная девушка» интересным выводом стало то, что это текст о семейных отношениях, а исчезновение девушки в конце сказки можно понимать метафорически — как вознесение на Луну, — или реалистично — как смерть и освобождение от тягот жизни.
На примере рассказа советского писателя Андрея Платоновича Платонова «Юшка» Анастасии Георгиевны Гачевой была показана методика работы с произведением малой формы. Рассказ был разбит на 21 фрагмент, каждый из которых представлял законченное в смысловом и сюжетном отношении целое. Перед чтением ведущая предложила участникам по ходу чтения фиксировать, что именно в тексте их особенно зацепило, что оказалось непонятно, что представляется им ключом к произведению и др. Также она задала участникам общий вопрос, который предполагалось разрешить в ходе чтения и обсуждения. Участники расположились полукругом и читали друг за другом, каждый — свой фрагмент. По завершении чтения каждого фрагмента следовал его разбор, давались комментарии участников и ведущего. По ходу работы с текстом ведущая делала необходимые пояснения, касающиеся биографии Андрея Платонова, исторических обстоятельств создания произведения, его места в творчестве писателя. Главной целью чтения и обсуждения было побуждение каждого из читающих к собственной рефлексии о произведении, однако при этом ведущим задавались определённые векторы понимания текста, не позволяющие скатиться к волюнтаризму интерпретаций. Эта методика, предполагающая использование элементов литературно философского анализа произведения и его обсуждение, применяется в ходе работы семинаров медленного чтения в Библиотеке № 180 имени Н. Ф. Фёдорова Объединения культурных центров Юго-Западного административного округа города Москвы.
Юрий Юрьевич Чёрный продемонстрировал возможности авторской методики, которая применяется им в Библиотеке № 240 «TechnoScience» Объединения культурных центров Северо-Западного административного округа города Москвы и в работе клуба «Медленное чтение в ИНИОНе», действующего в Центре по изучению проблем информатики Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук. Её суть состоит в создании двух целостностей — сначала герменевтического круга, обеспечивающего движение от предпонимания к постпониманию текста, а внутри него — последовательного чтения произведения или его фрагмента вслух участниками малой группы по кругу (кругам) до тех пор, пока произведение или отрывок из него не будут прочитаны полностью. На определённом этапе работы (как правило, это полчаса вводной части и ещё полчаса чтения вслух) малая группа входит в состояние потока по психологу Михаю Чиксентмихайи. Это делает участников чтения восприимчивыми для глубокого понимания содержания произведения. Дальнейшее получасовое чтение вслух и последующее обсуждение, обмен ассоциациями, впечатлениями, корректировка исходной гипотезы закрепляют полученный результат. Для чтения была выбрана книга эссе и хайбунов «Чёрная бабочка» известного автора из Татарстана — российской поэтессы, прозаика, драматурга, заслуженного работника Республики Татарстан Наили Гарифзяновны Ахуновой. В начале встречи Юрий Юрьевич задал гипотезу предпонимания текста как признания в любви к своим родителям — отцу Гарифзяну Ахунзяновичу Ахунову, матери — Шаиде Абдрахмановне Максудовой, брату — Рашиду Гарифзяновичу Ахунову, мужу — Борису Гиршевичу Вайнеру (все они — известные литераторы), друзьям и коллегам, городу Казани и родному краю. Эта гипотеза основывалась не только на тексте произведения, но и на результате личного знакомства и четырёхчасовой экскурсии по центру Казани по местам, описанным в книге. Такую экскурсию Наиля Гарифзяновна Ахунова по просьбе Юрия Юрьевича Чёрного провела 19 мая для всех желающих. После вступительного слова ведущего началось чтение вслух заранее отобранных эссе, посвящённых писателям и деятелям культуры Татарстана, а также хайбунов — лирических миниатюр в японском стиле. В соответствии с пожеланием Наили Гарифзяновны, каждый хайбун читался дважды. Собравшиеся, в том числе жители Казани — члены руководимого автором Литературного объединения имени Г. А. Ахунова, друзья и поклонники её творчества, совершили настоящее погружение в творческий мир поэтессы. Это отметила и сама автор, и её супруг, известный детский поэт, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая 2024 года Борис Григорьевич Вайнер, принявший участие во встрече. Проведение этого мастер класса потребовало от ведущего большой предварительной работы.
Теоретическая и практическая части специального мероприятия вызвали интерес и воодушевление собравшихся. Представленная палитра теоретических подходов и практических методов и приёмов, способствующих глубокому пониманию содержания текста, стала тем материалом для специалистов библиотечной сферы, который они могут применить в своих библиотеках. Участники мероприятия рекомендовали сделать формат специального мероприятия по медленному чтению постоянной составляющей Конгрессов РБА.
Организаторы специального мероприятия предлагают провести в 2025 году под эгидой РБА при партнёрстве Институтом мировой литературы имени А. М. Горького Российской академии наук и Институтом научной информации по общественным наукам Российской академии наук отдельную конференцию по медленному чтению с широким привлечением практиков и теоретиков.