Ульяновская областная библиотека для детей и юношества провела IV Большой педагогический совет по чтению
1 апреля в Ульяновской областной библиотеке для детей и юношества им. С. Т. Аксакова состоялся IV Большой педагогический совет по чтению — областная межведомственная встреча, организованная по инициативе Аксаковки под эгидой Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области. В этом году дискуссия специалистов — библиотекарей, педагогов, психологов, литераторов — была посвящена теме «Сложные темы в детской литературе, которых боятся взрослые. Что делать?».
Работа Педсовета началась с приветственных слов Екатерины Павловны Куличковой, временно исполняющей обязанности директора библиотеки для детей и юношества, и Александра Александровича Дашко, советника Министра искусства и культурной политики Ульяновской области, члена Союза писателей России.
На IV Педсовете обсуждались сложные темы в детской литературе, которых боятся взрослые. В современной детской литературе сейчас затрагиваются «недетские» темы: войны, террора, репрессий, сиротства, смерти и школьной травли, жестокости, развода родителей, «особенных» детей, суицида и т. д. То есть, это «сложные» темы в детской литературе и детском чтении, которые дети не готовы обсуждать с взрослыми, а сами взрослые — не готовы обсуждать с детьми. Как говорить о них с детьми и подростками, чтобы они не остались со своими проблемами, болями, страхами, «неудобными» вопросами наедине? Как книгу сделать помощником для взрослого при разговоре с детьми и подростками на трудные темы? Что это за книги?
Библиотечные специалисты Аксаковки сделали подборку и представили современные художественные книги для детей и подростков, на примере которых проще и удобнее обсудить эти «сложные темы».
Специальным гостем Педсовета стала Марина Валерьевна Смирнова, президент фонда «Живая классика», которая рассказала об
Татьяна Юрьевна Кузьмина, медицинский, детский и семейный психолог, дала профессиональные советы, что необходимо учесть, разговаривая с подростками на темы суицида, смерти и буллинга. «Разговаривая с подростками о смерти, мы рассказываем о том, как всё устроено в нашем мире. Надо говорить обо всём что болит, констатируя, что это — жизнь, и что жизнь не замыкается на той или иной проблеме. Нам надо учиться говорить с ними о жизни со всей её сложностью и глубиной».
Андрей Александрович Архипов, специалист Центра японской культуры Дворца книги — Ульяновской областной научной библиотеки имени В. И. Ленина, представил японские книги и рассказал, как в японской культуре относятся к теме смерти.
Ольга Владимировна Желтова, руководитель регионального отделения Всероссийского общественного движения «Матери России» заместитель директора Центра социально-психологической помощи семье и детям Ульяновска, выразила благодарность библиотекарям за то, какую важную работу они ведут не только с подростками, но и с их родителями, которые боятся острых тем. А с ребёнком, подростком надо говорить! Говорить о том, что его волнует, что возмущает и смущает. Подчеркнула, что в многодетной семье это проще сделать, когда старшие дети могут поговорить на «сложные» темы с младшим.
Ирина Александровна Григорченко, учитель русского языка и литературы Мариинской гимназии, заслуженный учитель Российской Федерации, привела примеры из своей педагогической практики и высказала своё мнение — «говорить с подростками необходимо на эти темы только тогда, когда есть проблема».
Илья Александрович Таранов, член Союза писателей России, автор книг для детей и молодёжи, высказал мнение, что «сложные» темы «интересуют подростков, и говорить об этом все же необходимо. И книга в данном случае полезна. Зарубежные авторы пишут на эти темы больше, чем российские. Надо подключаться к этим сложным вопросам и нашим писателям, культивируя жизнеутверждающие принципы».
Евгения Владимировна Егорова, заместитель директора Ульяновской областной специальной библиотеки для слепых, высказала очень личную позицию. В подростковом возрасте она прошла через суицид, травлю и т.п. И считает, что это очень нужные книги, которые могут спасти подростка, помочь ему разрешить свои проблемы.
Все участники пришли к единому мнению: такие книги требуют индивидуального подхода, обязательного обсуждения, а многие книги необходимо сначала прочитать родителям. Самое главное, что книги на остросоциальные темы дают подростку «безопасный» жизненный опыт.
Педсовет завершился онлайн-встречей с Тамарой Шамильевной Крюковой, детским писателем, лауреатом первой премии Международного общественного фонда «Русская культура» за возрождение литературы для подростков России и первой премии IV Всероссийского конкурса произведений для детей и юношества «Алые паруса».
Источник: