Главная / Новости / Российская государственная детская библиотека подвела итоги V Всероссийской научно-практической конференции «Растим читателя: педагогика детского и подросткового чтения»

Российская государственная детская библиотека подвела итоги V Всероссийской научно-практической конференции «Растим читателя: педагогика детского и подросткового чтения»

10–13 октября в Российской государственной детской библиотеке состоялась V Всероссийская научно-практическая конференция «Растим читателя: педагогика детского и подросткового чтения», которая была организована в партнёрстве с Ассоциацией деятелей культуры, искусства и просвещения «Растим читателя» при поддержке Министерства культуры РФ и посвящена теме «Библиотечная педагогика: специфика, проблемы, тенденции».

В конференции приняли участие более 1,4 тысячи специалистов из 75 субъектов РФ. Из них очно более 100 специалистов из 23 регионов: Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельской, Владимирской, Вологодской, Московской, Нижегородской, Рязанской, Саратовской, Свердловской, Тверской, Тульской, Тюменской, Челябинской, Ярославской областей, Пермского, Хабаровского края, Ханты-Мансийского автономного округа, Республики Башкортостан, Республики Бурятия, Республики Коми, Чеченской Республики, Удмуртской Республики.

Трансляция мероприятий конференции в дни её проведения набрала более 6,4 тысячи просмотров.

С приветственным словом к участникам конференции обратилась Ольга Петровна Мезенцева, заместитель директора по науке и образовательной деятельности Российской государственной детской библиотеки, кандидат педагогических наук.

В рамках пленарного заседания докладчики представили базовые и новые принципы библиотечной педагогики, перспективы подготовки специализированных кадров для организации обслуживания детей и подростков в общедоступных и школьных библиотеках, практики привлечения посетителей в учреждения культуры, опыт работы с детской аудиторией в условиях школы и библиотеки с применением различных форматов и методов с учетом психолого-педагогических и возрастных особенностей детей.

Наталья Григорьевна Малахова, ведущий психолог отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки, в своем докладе продемонстрировала на практических примерах основные принципы библиотечной педагогики, отличающие ее от других сфер.

О проблеме профессиональной подготовки детского библиотекаря рассказала Дарья Анатольевна Сторублевцева, заведующая кафедрой теории и методики библиотечно-информационного обслуживания детей и юношества Московского государственного института культуры, кандидат философских наук, доцент, показав, как осуществляется практико-ориентированное обучение на базовой кафедре МГИК, и какие сложности в подготовке образовательных программа в системе высшего образования существуют.

Ксения Андреевна Белькевич, заместитель директора по развитию Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля, показала новые для музейной сферы проекты по профориентационной подготовке экскурсоводов для особых групп посетителей (глухих и слабослышащих), а также практику психологической работы с подростками через создание групповых подкастов для обсуждения актуальных проблем современного подрастающего поколения, на примере буллинга.

Помимо базовых принципов, в процессе развития общества появляются новые принципы библиотечной педагогики, один из которых — принцип партиципаторности (вовлеченности, соучастия) представила Елена Станиславовна Романичева, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент.

О роли родителей в библиотеке и необходимости вовлечения взрослых в мероприятия для детской аудитории говорила в своем докладе Татьяна Викторовна Степичева, заведующая Детской библиотекой истории и культуры Петербурга филиала № 2 Санкт-Петербургской специальной центральной детской библиотеки имени А. С. Пушкина.

В завершении пленарного заседания Елена Сергеевна Квашнина, методист школы ИндиКид, автор пособий по детскому чтению, подняла проблему незнания и недостаточного использования так называемой визуальной литературы (молчаливых книг) в работе с детско-подростковой аудиторией.

Работу конференции продолжила лекция «Библиотечный мир современного детства: педагогическая перезагрузка», которую прочитала Наталья Викторовна Лопатина, профессор, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры. Наталья Викторовна изложила современные российские педагогические концепции через воспитание жизненных установок, соответствие между содержанием воспитания и потребностью ребенка, общества и государства, восстановление роли государства в воспитании, обучении и развитии подрастающего поколения, расширение круга субъектов, участвующих в воспитании детей.

Во второй половине дня прошла линейка мастер-классов от специалистов библиотек и музеев из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Апатитов (Мурманской области).

Во второй день конференции онлайн-участники подключились к трансляции вебинара Мастерской авторских программ по приобщению детей к чтению «Для тех, кому за 9: игровые программы в библиотеке». Вебинар провели библиотекари из Санкт-Петербурга: Татьяна Викторовна Степичева, заведующая Детской библиотекой истории и культуры Петербурга филиала № 2 Специальной городской детской библиотеки именм А. С. Пушкина, и Светлана Дмитриевна Артюхова, главный библиотекарь Детской библиотеки истории и культуры Петербурга филиала № 2 Специальной городской детской библиотеки именм А. С. Пушкина. Участникам мероприятия были представлены литературные и книжные игры, в которые органически входят мастер-классы. Слушатели узнали о десяти важнейших составляющих игровых библиотечных программ для детей и подростков от девяти лет и старше. Ведущие рассказали о построении нескольких литературных и книжных игр, подробно остановились на отдельных структурных элементах, показали, как при помощи элементарных вещей можно сделать наглядным, простым и понятным сложнейший материал. Были представлены удивительные продукты творческой деятельности детей, сделанные в завершении игровых программ и отсылающие к литературным произведениям, показана технология их изготовления.

Очные участники приняли участие в параллели круглых столов. На первом круглом столе «Что такое читательский клуб в детской библиотеке?» спикеры обсудили, чем клуб отличается от других форм библиотечной работы и в чем специфика детских и подростковых читательских клубов. В дискуссии приняли участие руководители книжных клубов из Российской государственной детской библиотеки, Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля, педагоги и психологи.

Второй круглый стол «Проекты по поддержке детского, подросткового и семейного чтения: вызовы и перспективы» собрал специалистов из разных сфер (культура, образование, бизнес), которые смогли обменяться информацией о текущих реализующихся проектах, как всероссийского масштаба («Читаем всей семьёй», «Балетные истории», Ежегодный конкурс на лучшую книжку-картинку на иностранном языке), так и регионального («FESCO Детям» в Приморском крае), обсудить текущие проблемы приобщения к чтению подростков и роль родителей в этом процессе, вопросы комплектования школьных библиотек, а также рассмотрели опыт зарубежных стран по реализации государственной политики в сфере культуры и образования в отношении детского и семейного чтения. Участники круглого стола пришли к выводу, что наибольший эффект будет от проектов, которые реализованы в русле межведомственности и междисциплинарности, когда все институции объединяются для реализации задач по приобщению детей к чтению.

Во второй половине дня прошли две линейки мастер-классов от представителей библиотек и книжных клубов Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Владимира, Кемерово, Челябинска, Архангельска, Южно-Сахалинска.

Конференция завершилась дискуссионным семинаром «Большая экспедиция детского чтения: лучшие практики библиотек» с участием специалистов-наставников из Санкт-Петербурга, Саратова, Владимира, Кемерово, Челябинска, Архангельска, Южно-Сахалинска. На семинаре были подведены итоги реализации проекта с августа 2023 года по октябрь 2024 года. Партнеры проекта — Центральные детские библиотеки регионов — поделились своими впечатлениями о прошедших на их площадках фестивалях с фото и видеоотчетами. В завершении каждая библиотека-партнер, принимавшая у себя фестивали, получила Благодарность и памятные подарки от Российской государственной детской библиотеки.

12–13 октября участники конференции присоединились к литературным занятиям, которые прошли в рамках Фестиваля «Большая экспедиция детского чтения» на площадках Российской государственной детской библиотеки и библиотек города Королева и городского округа Балашихи (Московская область).

В программе конференции были представлены стендовые доклады от специалистов библиотек, издательств и образовательных организаций из Иркутска, Астрахани, Мурманска, Челябинска, Москвы, Костромы, Курской области и Удмуртской Республики.

В завершении конференции участники традиционно отметили высокий уровень подготовки конференции, научную наполненность, интеллектуальную и эмоциональную насыщенность мероприятий, а также практическую значимость для библиотечного и педагогического сообществ.

Заинтересованные специалисты могут посмотреть видеозаписи мероприятий конференции.
 

Центр социологии, психологии и педагогики детского чтения

Российской государственной детской библиотеки

18.10.2024

Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2024 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru