Концепция дополнительного профессионального библиотечного образования в Российской Федерации.
Разработчик концепции – Т.Я. Кузнецова, зав. кафедрой библиотековедения и информатики АПРИКТ, канд. пед. наук, профессор
При участии:
Ю.А. Гриханов, руководитель Центра мониторинга отечественной культуры АПРИКТ, канд. пед. наук;
А.И. Каптерев, профессор АПРИКТ, доктор пед. наук;
Э.Р. Сукиасян, профессор АПРИКТ, канд. пед. наук
Введение
Новая социально-культурная парадигма развития библиотечного дела и его ускоренная технологическая модернизация являются основными факторами формирования новой профессионально-образовательной политики в отрасли. Ее главная задача - реформирование образовательной системы на основе расширения номенклатуры профессиональных специализаций подготовки библиотечных кадров, создания образовательных стандартов нового поколения, реализации принципа непрерывности библиотечного образования и включения компенсаторного механизма дополнительного профессионального образования как важнейшего условия сохранения и развития кадрового потенциала отрасли.
В современных условиях дополнительное профессиональное библиотечное образование становится не только интегральным фокусом отраслевой образовательной системы, но и действенным инструментом реорганизации библиотечного дела в целом. На него возлагается основная нагрузка по адаптации библиотекарей к выполнению новых функциональных обязанностей, связанных с информатизацией библиотечных процессов и повышением социальной роли библиотек как информационных, культурных и образовательных учреждений.
В сфере дополнительного образования реализуется принцип непрерывного образования библиотечных кадров, осуществляется компенсация недостающего профессионального знания у молодых специалистов, возникающая в силу объективного отставания базового отраслевого образования от потребностей динамично развивающейся библиотечной практики. Кроме того, дополнительное профессиональное образование – площадка освоения новых идей, концепций, технологий: в его недрах аккумулируется инновационный библиотечный опыт, а затем транслируется и внедряется в практическую деятельность.
Разработка концепции дополнительного профессионального библиотечного образования - одного из центральных звеньев всей образовательной системы отрасли является важным условием ее реформирования с учетом задач кадровой и технологической модернизации библиотечного дела.
Концепцияопределяет цели, задачи, принципы, организационно-функциональную структуру и механизмы формирования системы дополнительного профессионального библиотечного образования в Российской Федерации.
Концепция дополнительного профессионального библиотечного образования в Российской Федерации опирается на основополагающие государственные документы – “Национальную доктрину образования в Российской Федерации” которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года, законы Российской Федерации “Об образовании” (1992 г.), “О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации “Об образовании” (1996 г.) и “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” (1996 г.)
Концепция отражает интересы профессионального библиотечного сообщества в реализации конституционных прав всех его членов на непрерывное образование в течение всей профессиональной деятельности, а также потребности отрасли в развитии ее кадрового потенциала и поддержания высокого уровня профессиональной адаптации библиотечных кадров к задачам поступательной реконструкции библиотечного дела.
Реализация Концепции послужит основой создания общероссийской системы дополнительного профессионального библиотечного образования, обеспечит согласованное развитие ее федеральных и региональных звеньев, горизонтальную и вертикальную интеграцию различных образовательных структур, обогатит содержание, формы и методы образовательного процесса, позволит внедрить новые образовательные технологии, и тем самым будет способствовать реформированию всей образовательной системы отрасли.
Важным условием реализации Концепции должны стать конкретные общероссийские региональные целевые программы дополнительного профессионального библиотечного образования, построенные на принципиальных методологических и организационно-функциональных основах, изложенных в данной Концепции
1. Современное состояние дополнительного профессионального библиотечного образования. Проблемная ситуация
Объективная востребованность регулярного повышения квалификации и переподготовки библиотечных кадров как центрального звена непрерывного библиотечного образования послужила предпосылкой создания разветвленной
образовательной сети. Современная структура дополнительного профессионального библиотечного образования в организационном аспекте представлена следующими звеньями:
- Образовательные учреждения высшего и дополнительного образования в сфере культуры и искусства федерального и регионального уровней (АПРИКТ, МГУКИ, Кемеровская государственная академия культуры и искусства, Казанская государственная академия культуры и искусства, Пермский государственный институт искусств и культуры, Самарская государственная академия культуры и искусств и другие);
- Федеральные библиотеки (РГБ – Высшие библиотечные курсы, ныне Учебный центр послевузовского и дополнительного профессионального образования специалистов; ВГБИЛ – Учебный центр “Школа Рудомино”; РНБ – Учебный центр; образовательные структуры при ГПНТБ России; ЦНСХБ и др.);
- Межрегиональные центры непрерывного образования – Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного образования при ГПНТБ Сибирского отделения РАН;
- Учебно-методические центры и курсы повышения квалификации работников культуры и искусства при региональных органах управления культуры;
- Центральные библиотеки регионов России (национальные, краевые, областные); тренинг центры на базе национальных, краевых, областных библиотек;
- Зональные библиотеки университетов (учебные мероприятия для библиотек вузов);
- Инновационные образовательные структуры различной ведомственной принадлежности: региональный инновационный центр при Главном управлении культуры и искусств Омской области, Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр Министерства здравоохранения Республики Татарстан и другие;
- Муниципальные библиотечные системы (городские и районные).
Особое место в образовательной инфраструктуре занимают международные организации и фонды, оказывающие финансовую поддержку образовательным программа и проектам: Институт “Открытое общество” (Фонд Сороса), Международный библиотечный информационный аналитический центр (МБИАЦ) и другие, а также российские общественные библиотечные организации (РБА, ББФ).
В последние годы большое внимание переподготовке и повышению квалификации библиотечных кадров уделяет Минкультуры России. Обеспечивается целевое финансирование наиболее крупных и значимых образовательных проектов. Многие образовательные мероприятия по актуальным направлениям модернизации библиотек (Программа “ЛИБНЕТ”, Национальная программа сохранения библиотечных фондов Российской Федерации, “Инновационные библиотечные технологии”) включены в Федеральную программу “Культура России. 2001-2005 годы”, отражаются в ежегодных Сводных планах основных библиотечных конференций, семинаров и выставок Российской Федерации. Ответственные работники Министерства активно участвуют в образовательном процессе.
Дополнительное библиотечное образование осуществляется преимущественно в следующих формах:
- профессиональная переподготовка – освоение знаний и навыков, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности и получения новой квалификации в рамках номенклатуры библиотечных специализаций, утвержденных Минобразования России;
- повышение квалификации – обновление теоретических и практических знаний в соответствии с новыми требованиями к уровню профессиональной квалификации и необходимостью решения новых производственных задач (краткосрочные проблемные семинары, среднесрочные семинары и школы-семинары, курсы повышения квалификации, творческие лаборатории и мастерские, мастер-классы, тренинги, практикумы);
- стажировка – закрепление на практике знаний, полученных в результате теоретической подготовки, ознакомления с библиотечным инновационным опытом;
- оперативная актуализация знаний по неформальным образовательным каналам (конференции, семинары, совещания, ярмарки идей, круглые столы, деловые игры, фокус-группы, конкурсы, международные образовательные и профессионально-ознакомительные туры).
Отчетливо прослеживается тенденция регионализации дополнительного образования. Субъекты РФ все более ориентируется на использование собственной образовательно-ресурсной базы и развития региональной образовательной инфраструктуры.
Особое место в региональной системе повышения квалификации занимают центральные библиотеки регионов: национальные, универсальные научные. Они предлагают различные формы обучения библиотекарей республик, краев, областей, зачастую выступают идеологами реорганизации образовательного процесса. Но, поскольку эта деятельность не является органической функцией библиотеки, то даже при наличии сильного методического подразделения часто отмечается недостаточное дидактическое и научно-методическое обеспечение учебных программ, снижающее эффект от их реализации.
В 90-е годы большие перемены произошли в сети курсов повышения квалификации работников культуры республик, краев и областей России. Свой статус сохранили лишь около 50 региональных курсов. В 13 регионах курсы были ликвидированы, в остальных – преобразованы в учебно-методические центры повышения квалификации работников культуры. Незначительная часть из них продолжает организацию повышения квалификации библиотечных кадров региона, опираясь на научно-методическую поддержку центральных библиотек. Однако содержание их образовательных программ, качества обучения, методическое обеспечение и состояние материальной базы учебного процесса, как правило, не соответствуют нормативным требованиям.
Явно недостаточное внимание дополнительному библиотечному образованию уделяют сегодня вузы культуры и искусства. Их усилия сосредоточены в основном на поствузовском образовании, в частности, на аспирантуре. При профильных вузах вдвое сократилось число факультетов повышения квалификации (ФПК). Библиотечные образовательные программы на ФПК, как правило, явление редкое.
Повышение активности центров федерального и межрегионального значения (АПРИКТ, Учебный центр “Школа Рудомино”, Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного образования) не в состоянии удовлетворить неуклонно растущие потребности отрасли в повышении квалификации и переподготовке кадров.
В целом дополнительное профессиональное библиотечное образование переживает определенный кризис.
При кажущемся разнообразии образовательных акций они во многом носят бессистемный, фрагментарный, дискретный характер. Каждая из образовательных структур реализует свои образовательные проекты, планы и программы, весьма различные по целевому назначению, контингенту обучаемых, содержанию, объему учебных часов, формам и методам обучения. В результате многие важные проблемы развития отрасли остаются за пределами учебных планов и программ, другие неоправданно дублируются на различных уровнях образовательного процесса. Отсутствует последовательность и преемственность в передаче апробированных и инновационных знаний.
Значительно сократилось количество слушателей. Не все профессиональные группы включены в образовательный процесс. Некоторые категории библиотечных работников зачастую не имеют возможностей повышать свою квалификацию (сельские библиотекари). Недостаточно активно используются новые образовательные технологии, интерактивные формы обучения.
Наблюдаются резкие диспропорции в организации, масштабах и систематичности образовательных мероприятий в различных регионах. Отсутствует необходимая координация и согласованность в деятельности образовательных учреждений и структур федерального уровня, а также федеральных и региональных центров дополнительного библиотечного образования.
В данной сфере отраслевой профессиональной деятельности сложилась достаточно острая проблемная ситуация. Суть ее заключается в несоответствии между потребностями библиотечного дела в регулярном обновлении знаний кадрового потенциала и его адаптации к решению новых производственных задач, стоящих перед отраслью в период ее ускоренной модернизации, и сложившейся практикой переподготовки и повышения квалификации библиотечных кадров на федеральном и региональном уровнях, развиваемой спонтанно и бессистемно как в организационно-функциональном так и содержательно-дидактическом аспектах.
Основные причины проблемной ситуации:
- сокращение в 90-е годы государственного финансирования мероприятий, связанных с переподготовкой и повышением квалификации кадров во всех отраслях культуры;
- недостаточное законодательное регулирование этой сферы деятельности. Федеральный закон “О дополнительном образовании” находится на стадии разработки. Действующие законы РФ “Об образовании” и “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” дает лишь основание рассматривать дополнительное образование как самостоятельную подсистему образовательной сферы библиотечного дела, подтверждая жизненную необходимость процесса профессионального образования в целом;
- отсутствие нормативных документов, ставящих деловую карьеру специалиста в прямую зависимость от уровня его профессионализма и регулярности обновления знаний в системе непрерывного образования;
- сокращение региональной сети образовательных учреждений, целенаправленно занимающихся дополнительным профессиональным библиотечным образованием;
- низкие темпы информатизации образовательной сферы библиотечного дела;
- отсутствие системы методической помощи региональным образовательным структурам со стороны федеральных центров дополнительного библиотечного образования;
- отсутствие необходимой вертикальной и горизонтальной интеграции структур дополнительного библиотечного образования;
- сокращение профессиональных коммуникаций в сфере библиотечного образования, сужение образовательного пространства в связи с экономическими, межрегиональными и межнациональными барьерами;
2. Цель, задачи и основные принципы дополнительного профессионального библиотечного образования
Основная цельдополнительного профессионального библиотечного образования – создание многоуровневой системы переподготовки и повышения квалификации библиотечных кадров, способной привести их совокупные профессиональные знания, умения и навыки в соответствие с задачами поступательной модернизации библиотечного дела.
Основные задачи дополнительного профессионального библиотечного образования:
- формирование образовательного механизма регулярной адаптации библиотечных кадров к выполнению новых функциональных задач, связанных с информатизацией библиотечного дела и новой социально-культурной парадигмой его развития (повышение квалификации);
- формирование образовательного механизма обязательного и гарантированного получения работниками библиотек, в том числе с небиблиотечным образованием, профессиональных знаний, необходимых для выполнения ими нового вида деятельности (профессиональная переподготовка);
- создание и поддержание условий для реализации равноправного доступа всем сотрудникам библиотек к системе дополнительного профессионального библиотечного образовании в соответствии с их индивидуально-профессиональными потребностями на протяжении всей производственной деятельности, (стажировка, различные формы группового и индивидуализированного обучения);
-содействие профессиональной социализации личности библиотекаря, скорейшему включению его в созидательно-продуктивную деятельность в принципиально изменившейся технологической и социальной среде; сокращение цикла профессионализации: от индивида обученного (специалиста) – к индивиду-профессионалу, конструктивно мыслящему, с профессиональной рефлексией и индивидуальной тактикой профессиональной продуктивной деятельности.
Принципы построения системы дополнительного профессионального библиотечного образования:
-
диверсификация образовательного процесса, выражающаяся в вариативности организационных структур, форм, уровней, продолжительности и содержания обучения, в расширении диапазона профессиональной востребованности образовательных программ и проектов;
-
приоритет инновационной компоненты в образовательном процессе относительно нормативной в связи с высокой степенью обновляемости профессиональных знаний в области библиотечного дела, а также с задачей оперативной трансляции библиотечной инноватики в широкую сферу профессиональной деятельности, являющейся прерогативой дополнительного профессионального образования как системы;
-
функциональная интеграция образовательной и собственно библиотечной деятельности, позволяющая конструировать системные отношения между этими структурными звеньями образовательного процесса в целях совершенствования его дидактических, методических и прикладных основ;
-
универсальность обучения с учетом отраслевого универсума библиотечного дела, а также повышения роли гуманитарных, естественных и точных наук в формировании профессионального библиотечного знания;
-
модульность построения учебных планов и программ, обеспечивающая их модификацию в зависимости от контингента обучаемых, уровня их профессиональной подготовки и конкретных задач обучения;
-
преемственность и последовательность этапов образовательного процесса (адаптация, специализация, инноватизация, полифункционализация, профессионализация), многоаспектное обновление, расширение и углубление содержания образования на каждом новом этапе его развития;
-
вертикально-горизонтальная полифункциональность образовательной системы, координационное взаимодействие ее федерального и регионального уровней;
-
социальная открытость образовательной системы, предусматривающая ее взаимодействие с органами государственной власти и самоуправления, другими функциональными уровнями отраслевой профессиональной деятельности (наукой, управлением и др.), смежными отраслями (книгоиздательское дело, книжная торговля, научно-информационная деятельность) и другими социальными партнерами.
Научно-методологической основой системы дополнительного профессионального образования выступает андрагогика, активно развивающаяся наука об образовании взрослых. Исходя из ее принципов, образовательная система, ориентируемая на работу со взрослым контингентом, должна отвечать следующим требования:
– гетерогенность, нетождественность образовательных структур (систем, звеньев), их вариативность, имея в виду субъектов учебного процесса, его содержание, инструментарий, результаты и др.;
– индивидуализация обучения с учетом социально-ролевых и профессиональных характеристик обучаемых;
– динамизм процесса обучения (в минимальный срок – максимум знаний);
– демократизм отношений между субъектами учебного процесса, в первую очередь между педагогом и обучаемым, их творческое сотрудничество;
– субъективно-объективная адаптивность учебного процесса, профессиональное и личностное взаимовлияние субъектов и объектов друг на друга;
– максимальная активность обучаемого, стимулирование его профессиональной рефлексии.
3. Организационно-функциональная структура системы дополнительного профессионального библиотечного образования
В целях упорядочения организационно-функциональной структуры системы дополнительного профессионального библиотечного образования следует разграничить функциональные направления образовательной деятельности соответствующих учреждений и организаций на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Федеральный уровень
АПРИКТ – головной центр системы дополнительного профессионального библиотечного образования (базовое структурное подразделение – кафедра библиотековедения и информатики):
- участвует в разработке и реализации государственной политики в области непрерывного библиотечного образования;
- реализует образовательные программы профессиональной переподготовки: “Менеджмент. Менеджер библиотечного дела”, “Библиотекарь-библиограф”, “Администратор-хранитель библиотечного фонда”, “Библиограф-аналитик”. В перспективе – открытие новых программ: “Библиотекарь-исследователь”, “Технолог по консервации документных фондов”;
- организует повышение квалификации по инновационным направлениям развития библиотечного дела и его технологической модернизации. Контингент: директора центральных библиотек субъектов Российской Федерации, вузовских и других специальных библиотек; руководители среднего звена и ведущие специалисты федеральных и центральных региональных библиотек; директора ЦБС отдельных регионов России; работники территориальных органов управления культурой, курирующие библиотечное дело;
- осуществляет методологическое обеспечение развитие системы дополнительного профессионального библиотечного образования в Российской Федерации, оказывает научно-методическую и консультативную помощь различным образовательным структурам и библиотекам в этой сфере деятельности;
- разрабатывает типовые учебно-тематические планы и программы профессиональной переподготовки и различных форм повышения квалификации, транслирует их в региональные образовательные центры и библиотеки;
- развивает дистанционное обучение в области новых информационных технологий, создает электронные учебники по использованию сетевых информационных ресурсов.
Учебный центр “Школа Рудомино” (ВГБИЛ):
- осуществляет тренинги и индивидуальные стажировки по управлению библиотекой и ее персоналом, проектной деятельности и социальному взаимодействию библиотек для широких кругов профессиональной библиотечной общественности;
- организует Летние библиотечные школы по научно-организационным и методологическим основам реализации учебных, тренинговых и консалтинговых библиотечных программ для организаторов образовательного процесса и преподавателей (тренеров);
- оказывает организационную и консультативную помощь центральным региональным библиотекам и библиотечной общественности в организации тренинг центров и других инновационных образовательных структур;
- осуществляет научное обобщение опыта организации тренинг центров и проведения различных инновационных образовательных акций;
- консолидирует международную библиотечную общественность в сфере непрерывного профессионального образования; транслирует в отечественную практику зарубежный опыт переподготовки и повышения квалификации библиотечных кадров.
Институт дополнительного профессионального образования (МГУКИ):
- осуществляет профессиональную переподготовку выпускников информационно-библиотечного факультета (студентов последних курсов) по смежным специальностям, дающим право на занятия новым видами профессиональной деятельности, связанными с библиотечным делом;
- реализует образовательные программы повышения квалификации для преподавателей библиотечно-информационных дисциплин региональных вузов и ссузов культуры;
- оказывает научно-методическую помощь в осуществлении педагогической деятельности региональным вузам и ссузам.
Учебные центры послевузовского и дополнительного профессионального образования (РГБ, РНБ):
- осуществляют профессиональную переподготовку работников федеральных библиотек, не имеющих библиотечного образования;
- организуют курсы по изучению иностранных языков с библиотековедческой специализацией;
- осуществляют краткосрочное повышение квалификации работников библиотек по актуальным направлениям модернизации отрасли.
ГПНТБ России:
- повышает квалификацию работников библиотек в области новых информационных технологий и технологической реорганизации библиотечных процессов, создание корпоративных библиотечных сетей;
- организует совместно с различными партнерами ежегодные международные конференции, содействующие повышению профессионального уровня библиотечного сообщества (“Крым”, “LIBCOM”), а также международные образовательные и профессионально-ознакомительные туры.
РГДБ, РГЮБ, РГБС, РГБИ, ГПИБ, НБ МГУ, ЦНСХБ, ГЦНМБ и другие библиотеки федерального значения:
-организуют (совместно с АПРИКТ) курсы повышения квалификации для директоров, руководителей среднего звена и ведущих специалистов библиотек своей сети по актуальным направлениям модернизации библиотечного дела и внедрению инновационных технологий.
Уровень федеральных округов
Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного образования при ГПНТБ СО РАН – головной центр дополнительного профессионального библиотечного образования Сибирского федерального округа:
- осуществляет профессиональную переподготовку работников библиотек, не имеющих библиотечного образования;
- организует курсы повышения квалификации и другие образовательные акции по актуальным направлениям модернизации библиотечного дела региона, формирования информационных ресурсов Сибири и обеспечения доступа к ним, организации системы библиотечно-информационного обслуживания, управления библиотекой, проведения библиотековедческих исследований, а также вопросам книговедения и книжной культуры региона;
- создает и поддерживает информационно-методическую базу образовательных процессов с обеспечением электронного доступа к ее ресурсам;
- организует ресурсный центр дистанционного образования для сотрудников библиотек Сибирского федерального округа;
- оказывает научно-методическую и консультативную помощь библиотечным учреждениям региона в организации образовательных мероприятий, разработки учебных планов и программ;
- координирует деятельность всех образовательных структур округа.
Региональный уровень
Центральные библиотеки регионов – субъектов Российской Федерации (национальные, краевые, областные):
- совместно с региональными курсами повышения квалификации, учебно-методическими центрами и вузами культуры и искусства формируют комплексную многоуровневую систему повышения квалификации библиотечных работников региона, используя ее различные организационные формы; обеспечивают ее координацию и согласованное развитие;
- развивают взаимодействие с образовательными центрами высшего уровня, в том числе федерального, с целью использования их информационно-ресурсного потенциала и организации совместных образовательных мероприятий;
- осуществляет мониторинг кадрового состава библиотек региона и определяют его потребность в профессиональном росте;
- оказывают методическую и консультативную помощь в организации повышения квалификации муниципальным и другим библиотечным системам, участвуют в реализации их образовательных мероприятиях.
Образовательные учреждения в сфере культуры и искусства (вузы, ссузы):
- расширяют сферу своей профессиональной деятельности на основе разработки и реализации программ профессиональной переподготовки по библиотечным специализациям, утвержденным Минобразования России, с учетом потребностей своих регионов в соответствующих библиотечных кадрах;
- оказывают научную и учебно-методическую помощь центральным региональным библиотекам и муниципальным библиотечным системам в организации повышения квалификации библиотечных работников, участвуют в различных формах повышения квалификации.
Муниципальный уровень
Муниципальные библиотечные системы:
- совместно с муниципальными органами управления культурой создают дифференцированную систему повышения квалификации библиотекарей, ориентированную на краткосрочное адаптационное обучение молодых специалистов, а также профессиональное и общекультурное развитие кадровых работников, уделяя особое внимание работникам сельских библиотек.
4. Механизм формирования системы дополнительного профессионального образования
Организационно-правовой механизм
Структурное упорядочение функционирующих звеньев системы дополнительного профессионального библиотечного образования на федеральном и региональном уровнях, развитие между ними необходимых координационных взаимосвязей (организационных, функциональных, методических и технологических
Создание во всех федеральных округах на базе наиболее сильной библиотеки, вне зависимости от ее ведомственной принадлежности, окружных центров непрерывного библиотечного образования, аналогичных действующему при ГПНТБ СО РАН
Развитие двух векторов интеграции образовательной деятельности:
- вертикальная ступенчатая интеграция между административно-территориальными звеньями системы (система федерального (государственного) уровня – системы центров субъектов Российской Федерации – низовые муниципальные системы (городов, районов), предусматривающая совместное проведение образовательных мероприятий, взаимообмен учебно-методической документации и взаимоиспользование информационно-образовательных ресурсов
- горизонтальная интеграция между образовательными структурами одного уровня, предусматривающая обязательное согласование направлений дополнительного образования и предлагаемых программ, объединение и взаимоиспользование образовательных ресурсов и технологий, формирование учебно-экспериментальных баз и т.д., в целях создания корпоративных образовательных сетей, в том числе на договорной основе
Содействие доработке и принятию Федерального закона “О дополнительном образовании” и подзаконных нормативных документов, регулирующих функционирования системы дополнительного профессионального образования
Формирование системы перспективного планирования переподготовки и основных форм повышения квалификации кадров на федеральном и региональном уровнях с учетом обеспечения определенной последовательности и систематичности обучения различных категорий библиотечных работников (директоров, методистов, комплектаторов, каталогизаторов, библиографов и др.).
Экономический механизм
Формирование государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации библиотечных кадров по ключевым направлениям модернизации библиотечного дела на федеральном и региональном уровнях
Совершенствование механизма бюджетного ассигнования дополнительного профессионального образования, обеспечение приоритетного финансирования образовательных проектов по направлениям, предусмотренным Федеральной программой “Культура России. 2001-2005 годы”, а также региональными целевыми программами развития культуры
Поддержание гарантированного минимума (норматива) финансирования структур дополнительного профессионального библиотечного образования из государственного бюджета
Систематическое выделение необходимых финансовых средств в бюджетах библиотек, предназначенных для переподготовки и повышения квалификации кадров
Создание многоканальной и многоуровневой системы финансирования образовательных мероприятий, расширение источников финансирования за счет спонсорской поддержки отечественных и международных благотворительных организаций, индивидуальных образовательных кредитов и платы за обучение из личных средств
Профессионально-мотивационный механизм
Создание каждому библиотечному работнику максимальных возможностей для достижения желаемого уровня профессиональной квалификации в соответствии с его индивидуальными намерениями, интересами библиотечного сообщества и потребностями отрасли
Развитие объективных стимулов к постоянному обновлению профессиональных знаний: организация оплаты труда и карьерного роста в зависимости от темпов внедрения новых технологий и инновационных форм библиотечной деятельности как результата прохождения соответствующего обучения в структурах дополнительного образования; предоставление льгот специалистам, желающим совершенствовать свои профессиональные знания и навыки
Поддержка личностных мотиваций в освоении новых знаний путем проведения коллективных и персональных соревнований, конкурсов, материальных и моральных поощрений, новаторских предложений, изобретений; стимулирование самообразования, участия в конференциях, семинарах и т.д.
Механизм управления качеством образовательного процесса
Разработка учебных планов и программ нового поколения, их регулярное обновление, обеспечение целевого, функционального и содержательного разнообразия, освоение новых форм и методов обучения
Переход от дисциплинарного к проблемно-ориентированному и модульному построению учебных планов и программ, дающему возможность их оперативной корректировки с учетом потребности обучаемых и цели обучения
Акцентирование внимание на новейших библиотечных технологиях, в том числе корпоративного, межведомственного характера, позволяющих формировать новое профессиональное мышление, ориентированное на сетевые режимы работы
Опережающий характер обучения, нацеленный на освоение новых знаний и навыков долговременного использования
Соединение профильного отраслевого образования с получением знаний по смежным дисциплинам (информатика, книговедение, педагогика, психология и др.), а также дисциплинам гуманитарного профиля, расширяющим общекультурный кругозор (философия, история, политология, правоведение, социология и др.)
Широкое привлечение к учебному процессу специалистов-практиков с целью более эффективной адаптации полученных знаний к конкретным задачам библиотечной работы; опора на библиотеки-новаторы, создание на их базе производственно-экспериментальных учебных мастерских, лабораторий для освоения библиотечного инновационного опыта
Стимулирование творческой конкуренции между образовательными структурами и предлагаемыми ими образовательными программами
Технологический механизм
Выстраивание и соблюдение технологической цепи (циклов, этапов) образовательного процесса: адаптация специализация инноватизация полифункционализация профессионализация, наполнение их конкретным содержанием с учетом индивидуальных профессиональных интересов специалистов и производственных задач библиотеки
Информатизация системы дополнительного профессионального библиотечного образования, внедрение новых образовательных технологий, в том числе дистанционного обучения
Обеспечение электронного доступа всем субъектам образовательного процесса к отечественным и международным информационно-образовательным ресурсам; создание Web-сайтов образовательных структур федерального и регионального уровнях
Существенное укрепление материально-технической базы образовательных структур
Научная база. Международные контакты
Разработка теоретических, методологических и организационных основ дополнительного профессионального библиотечного образования и с учетом его компенсаторной роли в системе непрерывного библиотечного образования.
Мониторинг образовательной среды и кадровой ситуации в библиотечном деле, создание единой информационной базы данных в области дополнительного профессионального библиотечного образования (АПРИКТ, Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного образования при ГПНТБ СО РАН) как основы принятия соответствующих организационно-управленческих и методических решений.
Обеспечение подготовки и повышения квалификации педагогических кадров с целью освоения ими новых образовательных технологий (АПРИКТ, МГУКИ, другие вузы культуры и искусства).
Интеграция российской системы дополнительного профессионального образования в мировую образовательную систему; развитие международных контактов в области повышения квалификации библиотечных кадров с целью освоения и внедрения зарубежного опыта, в том числе педагогико-дидактического в отечественную практику; участие образовательных структур и всех субъектов образовательного процесса в международных библиотечных программах и проектах в области профессионального образования.