Интервью к юбилею Российской библиотечной ассоциации с членом Правления РБА С.А. Басовым:«Добавьте к РБА себя»
1) Российской библиотечной ассоциации исполняется 20 лет в этом году. Это много или мало?
Если вспомнить, что первым в 1989 году было создано Петербургское (тогда Ленинградское) библиотечное общество, то РБА уже вполне солидная организация. Не все негосударственные структуры, тем более в культуре, тем более всероссийского уровня, могут похвастаться столь солидным возрастом. И — добавлю: такой активной деятельностью.
«Созревание» общественных организаций, да и в целом — институтов гражданского общества, в любой стране зависит, прежде всего, от правовой среды. Законы могут как способствовать, так и препятствовать развитию негосударственных структур и отношений. Моя — самая общая оценка — такова. Российское государство на протяжении последних 25 лет использует три типа отношений с негосударственным сектором: первый — не замечать (не помогать, но и не препятствовать самостоятельному развитию), второй — создавать «свою», ручную общественность (это различные советы при органах власти, общественные палаты всех уровней), и именно ей предоставлять право выступать от имени гражданского общества страны; и третий тип — «сепарировать» структуры, действующие самостоятельно (путем финансовой и организационной поддержки, разделения организаций на «социально близких» и «иностранных агентов»).
При этом власть остается катастрофически близорукой в отношении институтов, созданных по профессиональному признаку. А ведь именно они являются наиболее важными элементами гражданского общества, прежде всего, в экспертной и управленческой сферах. В этом качестве РБА выступает одной из самых зрелых и продвинутых организаций: в вопросах идеологии и технологии саморегулирования, формирования механизмов взаимодействия с государством. Мы можем делиться накопленным опытом с негосударственными организациями всей бюджетной сферы. Сегодня нам есть что предъявить государству и обществу!
2) Можете ли Вы вспомнить наиболее яркие эпизоды, связанные с Вашей профессиональной деятельностью в РБА?
Давайте поставим вопрос так: на что я направляю свои усилия в рамках РБА, а «яркость эпизодов» пусть оценивают коллеги. Я настойчиво, все годы, на всех уровнях отстаиваю две мысли. Первая мысль: публичные библиотеки должны претендовать на роль основного социального института, действующего в сфере свободного времени, цель которого — гражданская социализация населения. Я считаю, что наполнение универсальных функций любой библиотеки (информационной, культурно- просветительной, мемориальной) «гражданским» содержанием является сегодня приоритетной задачей, может быть даже миссией публичных библиотек. Россия как никогда нуждается в приоритетном национальном проекте, который следовало бы назвать «Гражданское становление нации». Стране нужны граждане, а не подданные. Библиотеки больше, чем другие типы учреждений культуры, способны к кристаллизации и поддержке интересов местных сообществ – добровольных обществ и ассоциаций всех типов и видов: от краеведческих до родительских, от потребительских до интеллектуальных. Надо показывать иллюзорность ценностей так называемого «потребительского общества», извлекать людей из ячеек-квартир, где они отданы на откуп «зомбоящикам», создавать условия для просвещенного общения, воспитывать в людях (как завещал великий Кант!) умение и мужество жить собственным умом, пестуя, прежде всего, гражданские, гуманистические добродетели: свободу, равноправие, демократию. Общедоступная библиотека не должна бояться своего превращения в центр публичной политики — своего села, района, города, субъекта Федерации! Этого требует время. Книга и общение должны активно поддерживать друг друга в библиотеке, работать на интересы местных сообществ. Подобные изменения для многих библиотекарей пока что не стали частью профессионального мировоззрения…
Вторая мысль связана с монополией государства на управление социально-культурной сферой. Точнее — с необходимостью преодоления этой монополии, перехода к общественно-государственной системе управления, когда часть функций передается самому профессиональному сообществу, когда правовой системой поддерживаются отраслевые механизмы саморегулирования. Монополия — это ведь всегда плохо. В любой сфере, включая науку и культуру. В бюджетных отраслях, где рынок (как объективный регулятор) невозможен по определению, необходимо «включать» в процесс принятия решений структуры гражданского общества. С удовлетворением хочу отметить, что формула управления в сфере культуры, предложенная РБА – «общественно-государственное партнерство» — нашла свое подтверждение в «Основах государственной культурной политики». Это один из наших главных приоритетов, а значит и направление активной работы. Важно, что представители библиотечного сообщества входят сегодня в ряд коллегиальных органов на самых высоких «этажах» управления: в Советы при Президенте РФ — по культуре и искусству, по русскому языку. Президент РБА В.Фирсов вошел в состав Общественного совета Министерства культуры РФ, в Оргкомитет «Года литературы». Сегодня это важные публичные площадки для отстаивания наших профессиональных позиций. На региональном уровне мы также видим продвижение коллег в общественные структуры — при губернаторах и министерствах (департаментах, комитетах). Есть представители и в региональных общественных палатах. К сожалению, в Общественную палату РФ представители РБА пока не попали — уж больно «хитрый» способ еѐ формирования предусмотрен действующим законодательством.
В меру своих сил я пытаюсь влиять на гражданскую активность библиотек в регионах. Только что мы отметили 25 лет со дня основания Петербургского библиотечного общества, 15 лет продуктивной деятельности Красноярской ассоциации, активно заявила о себе недавно созданная Калининградская ассоциация. Но, все-таки, в целом гражданская активность библиотекарей пока остается весьма низкой… Впрочем, я невольно перехожу к ответу на третий вопрос.
3) Что бы Вы пожелали Российской библиотечной ассоциации, поздравляя ее с юбилеем?
За последние годы мы лучше научились заявлять о себе, стали гораздо заметнее — и обществу, и государству. Наш сайт — среди подобных общественных организаций — один из лучших. Он информативен, оперативно обновляется. Может быть, ему не хватает интерактивности (сервисов обратной связи) и дискуссионности, под которой я понимаю быструю реакцию на спорные и актуальные проблемы, которые возникают в обществе и должны преломляться в библиотечной сфере. Мы стараемся реагировать на профильные законы и решения правительства, но чаще всего это заявления Президента РБА, мнения отдельных членов Правления. Сообщество в целом более «принимает к сведению», нежели активно высказывает свое мнение или вступает в дискуссию.
Страна вступила в весьма трудный, я бы сказал, драматический период своей новейшей истории. Мы не должны закрывать на это глаза. Не все инициативы государственного аппарата выдерживают проверку библиотечной этикой, да и просто здравым смыслом. РБА вынуждено искать разумные компромиссы при обсуждении весьма неоднозначных вопросов. Нам важно сохранять свою профессиональную независимость и достоинство, не впадать в государственную ангажированность. Но мы не должны стремиться и к жесткому противостоянию с государством по тем вопросам, с которыми не согласны. Думаю, и в этом году нам придется «мягко, но твердо» выдерживать свою позицию в связи с внедрением «Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки», который весьма неоднозначно встречен библиотечным сообществом. Я, например, не могу принять формулу Министерства культуры: «Новый модельный стандарт — путь спасения библиотек» (см. сайт Министерства культуры РФ ).
Министерство в истекшем году «зарубило» трансферты на комплектование муниципальных библиотек в федеральном бюджете, сосредоточив свои усилия на двух проектах: упомянутого модельного стандарта и Национальной электронной библиотеки. Мы не должны снимать свою руку с пульса этих проектов Мы хотим, чтобы в НЭБ отбиралась литература, востребованная, прежде всего, в муниципальных библиотеках, и — самое главное — реально была в них доступна. А для этого – как минимум — необходимо, чтобы услуга по предоставлению доступа в сеть Интернет перешла в разряд обязательных. А этого реально можно добиться только путем внесения поправок в действующее законодательство. Ведь несмотря на гособещания в 2014 году подсоединить к сети Интернет все публичные библиотеки страны, реально мы имеем чуть более 30 процентов.
Думаю, очень важно усилить работу в провинции. РБА пока плохо идет в регионы: нет специальных представительств, мало совместных инициатив. Вся общественная активность крутится вокруг штаб-квартиры в Петербурге и частично в Москве. Нужно менять ситуацию — например, поручив таким системообразующим членам РБА, как центральные библиотеки субъектов РФ, активизировать работу по межведомственному сплочению библиотечных работников с постепенным выходом на создание своих региональных обществ. У нас есть на кого равняться: Новосибирское, Псковское, Красноярское, Карельское, Петербургское, ряд других обществ — вполне дееспособны, пользуются авторитетом, научились «брать» как местные, так и федеральные гранты. Уникальное событие произошло в январе этого года: по сообщениям СМИ на «Пекинской книжной ярмарке-2015» подписан договор о создании Союза юных читателей Китая и России, инициаторами которого выступили издатели провинции Хэйлунцзян и Библиотечная ассоциация Приморского края.
Блистает всеми гранями наш главный всероссийский проект «Библиотечные столицы», повсеместно завоевавший высокий авторитет. Набирает обороты конкурс лучшего по профессии. А больше похвастаться, вроде, пока и нечем. Может быть, нам замахнуться на всероссийский библиотечный съезд? Есть уникальный опыт съездов 1911 и 1924 годов, а после этого провал аж до 1989 года, когда ленинградское библиотечное общество провело съезд в масштабе двух субъектов с широким представительством других регионов. Очень важны совместные проекты с ассоциациями, действующими в других отраслях. Система общественно-государственного парнерства нужна всем бюджетникам. Пора отвоевать полномочия по отраслевому саморегулированию, которые сегодня предоставлены законом только негосударственным организациям, созданным бизнес-структурами. Тоже и с проблемой общественного контроля за деятельностью госорганов: общественные организации по закону не являются его субъектами. У нас много задач, которые могут быть решены гораздо эффективнее совместными усилиями, общим «давлением» на государство, чем когда мы действуем поодиночке. И нам сильно не хватает умений находить средства на собственные проекты. Не говоря уже о «голубой» мечте — создать Попечительский совет из представителей политической и бизнес элит, сформировать свой эндаумент – целевой фонд для финансирования деятельности РБА.
А главное, думаю, настала пора «сделать ставку» на молодых и активных, которые реально — уже во многих регионах страны — как формально, так и не формально, в библиотеках и социальных сетях создают свои ассоциации, союзы, советы, проводят конвенты и форумы. В прошлом году впервые на «Селигере-2014» была организована смена «Библиотекарь будущего»…Активнее подпирайте нас, седых библиодемократов. Может быть, пришла пора создать Молодежное Правление РБА? Если мечта библиотечного сообщества о проведении Конгресса ИФЛА в Петербурге в 2017 году сбудется, если заявка РБА будет поддержана, то именно молодые должны стать креативными лидерами этого мирового библиотечного форума…
Ну а главное мое пожелание весьма простое, и обращено оно ко всем, кто готов способствовать прогрессу библиотечного дела в стране: добавьте к Российской библиотечной ассоциации самого себя — свою неповторимую личность и свою библиотеку, это повысит уровень творческого разнообразия нашей профессиональной деятельности, увеличит гражданскую силу библиотечного сообщества страны.