Интервью к юбилею Российской библиотечной ассоциации с членом Правления РБА И.С. Пилко
1) Российской библиотечной ассоциации исполняется 20 лет в этом году. Это много или мало?
Это достаточно много, если рассматривать наличие профессиональной ассоциации как показатель зрелости профессии, ее своеобразной «идентификации» и самодостаточности. Это серьезно, если помнить о том, что РБА — в ряду первых профессиональных ассоциаций в сфере культуры, возникших в демократической России. И это мало, если осознавать, сколько требующих участия Ассоциации нерешенных проблем стоит перед отраслью.
2) Можете ли Вы вспомнить наиболее яркие эпизоды, связанные с Вашей профессиональной деятельностью в РБА?
Легко. Во-первых, это собственные выборы в состав Совета (Правления) РБА: первые — проигранные, вторые — позволившие быть избранной в члены Совет, третьи — пройденные с солидным запасом.
А если серьезно и без ложного пафоса, я рада представившейся мне возможности поработать в рамках РБА и РШБА над проектами двух профессиональных стандартов: «Специалист библиотечно-информационной деятельности» и «Педагог-библиотекарь». Безусловно, новые регламенты не идеальны и, будучи принятыми, не изменят сразу и навсегда кадровую ситуацию в библиотечной сфере. Более того, в России есть печальная традиция не исполнять самые мудрые законы и самые грамотные предписания. Но в эти проекты я вложила свою неколебимую веру в то, что БИБЛИОТЕКАРЬ — ЭТО ПРОФЕССИЯ, которой надо учиться, идеологию и технологию которой надо осваивать, не замыкаясь в тесных рамках консервативных устоев и сложившихся традиций, но и не растворяя ее без остатка в «смежных областях деятельности», не допуская вымывания из нее библиотечного профессионализма.
3) Что бы Вы пожелали Российской библиотечной ассоциации, поздравляя ее с юбилеем?
Не закостенеть в сложившихся структурах и привычных формах деятельности. Сужать круг обсуждаемых на конференциях РБА вопросов, но делать их «сквозными», искать решения «всем миром», комплексно, избавляясь от «местечковой», групповой замкнутости постоянно действующих секций и круглых столов. Это могут быть кадровые проблемы (в частности, волнующий меня аспект профессиональной подготовки, переподготовка и повышения квалификации), библиотека в среде Интернет, формирование и эксплуатация электронных ресурсов, библиотечное краеведение, продвижение чтения, социокультурная деятельность библиотеки и т.п.