Российские библиотеки в правовом поле нового законодательства
Автор: Г. П. Ивлиев
УДК 02:34
В ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации (2007 г.) Президент В. В. Путин поставил задачу возрождения библиотечного дела. Решение этой задачи предполагает не только масштабные организационные и технологические инновации, но и создание современного законодательства о культуре, в том числе модернизацию федерального закона о библиотеках.
Стратегическая постановка задачи инновационного обновления всей библиотечной системы существенно повлияла на оперативность принятия управленческих и законодательных решений. Так, за прошедший год внесены необходимые поправки в законодательство, разграничивающее полномочия федерального центра и субъектов Федерации. Теперь региональные власти могут самостоятельно решать вопросы комплектования и обеспечения сохранности библиотечных фондов региональных библиотек.
Важным шагом стало законодательное признание особого порядка размещения государственного и муниципального заказа при комплектовании библиотек. Принятые поправки в федеральный закон о размещении госзаказа важны не только сами по себе, но и как начало большой работы по усовершенствованию порядка закупки книг по конкурсу.
Важной законодательной инициативой следует назвать и принятие поправки депутатов Государственной Думы при рассмотрении трехлетнего федерального бюджета о ежегодном выделении субвенций на комплектование фондов муниципальных библиотек: 300 млн. р. - в 2008 г., 450 млн. р. - в 2009 г., 1151 млн. р. - в 2010 г.
На многих библиотечных форумах (Всероссийском библиотечном конгрессе, ежегодных совещаниях директоров федеральных и региональных библиотек и др.), в обращениях деятелей культуры, руководителей библиотек в Государственную Думу были предложены актуальные изменения и дополнения к специальным федеральным законам, определяющим основы и особенности деятельности всех российских библиотек. Так, практика применения федерального закона "Об обязательном экземпляре документов" выявила необходимость уточняющих поправок, принятых по инициативе депутатов Комитета по культуре. Соответствующий закон подписан Президентом России 26 марта 2008 г.
В новом законе, в частности, уточнена сфера регулирования только в отношении бесплатно поставляемых экземпляров. С другой стороны, действие закона распространено на обязательные экземпляры электронных изданий, а также на обязательные экземпляры компьютерных программ и баз данных. Право на получение обязательных экземпляров получили специализированные библиотеки, являющиеся структурными подразделениями юридических лиц, такие, как Парламентская библиотека и Государственная центральная научная медицинская библиотека. Урегулирован вопрос с порядком доставки стандартов, комбинированных документов; введена ответственность за недоставку обязательных экземпляров.
Депутатами Государственной Думы - членами Комитета по культуре - разработаны и внесены законопроекты о внесении изменений в главный для отрасли федеральный закон "О библиотечном деле", а также о необходимых в связи с этим изменениях в ряде иных федеральных законов.
Наиболее важными законодательными новациями для библиотечной системы являются определение статуса и порядка функционирования библиотечного фонда как части информационных ресурсов страны, а также формирование и сохранение Национального библиотечного фонда как части культурного наследия народов Российской Федерации.
Вводится понятие "книжный памятник", определяемое как рукописная книга и печатное издание, обладающие духовной, материальной ценностью, представляющие особую общественную, научную, историческую и культурную значимость, в отношении которых устанавливается особый режим учета, хранения и использования. В связи с этим предусмотрена обязанность библиотек обеспечивать сохранность книжных памятников и возможность ограничивать в этих целях их копирование, экспонирование и выдачу.
Важный вопрос - регулирование деятельности муниципальных библиотек, в том числе реализация полномочий органов местного самоуправления создавать межпоселенческие библиотеки. Такая библиотека учреждается для библиотечного обслуживания сразу нескольких поселений в составе муниципального района.
За пятнадцать лет после принятия новой Конституции Российской Федерации обновился практически весь корпус базовых законов, так или иначе влияющих на деятельность библиотек, но особое значение имеет вступление в силу с января 2008 г. Части 4 Гражданского кодекса РФ.
Защита интеллектуальной собственности, авторских прав - важнейшая государственная задача, решение которой необходимо в том числе для создания новых, современных и качественных книг, журналов, учебников, справочников, энциклопедий, востребованных читателями библиотек. Вдвойне актуальна эта задача в связи с технологической революцией в сфере информационных технологий - возможностью создания фонда цифровых копий, работы библиотек с графическими, аудио- и видеоформатами и обращения к таким библиотечным фондам в режиме удаленного доступа через Интернет.
В связи с этим возникает определенное противоречие между защитой авторских прав, необходимой при гражданском обороте объектов интеллектуальной собственности, и конституционным правом граждан на доступ к информации и культурным ценностям, которое реализуется в том числе библиотечной системой.
При рассмотрении вопроса работы библиотек с новыми информационными технологиями следует соблюсти паритет международного права в части охраны авторства (Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, Соглашение о торговых аспектах торговой деятельности в рамках ВТО и ряд других) и накопленного зарубежного опыта по созданию электронных ресурсов библиотек и доступу к ним (США, Дания, Норвегия и др.).
Безусловно, следует подтвердить законодательно возможность создания в библиотеках страховых копий (в том числе электронно-цифровых) в целях сохранности фондов и выполнения основной функции библиотек - доступа граждан к информации и культурным ценностям, когда это не связано с гражданским оборотом объектов авторского и смежного права.
Наконец, одной из целей законопроекта является придание статуса национальной новой Президентской библиотеке им. Б. Н. Ельцина.
Работа над этими законопроектами продолжается в Государственной Думе, в органах исполнительной власти, в библиотечном сообществе. Всем нам необходимо активизировать работу по совершенствованию законодательства, направленную на создание развитых, современных библиотек - информационных и культурных центров страны.