Автономное, бюджетное, казённое? Выбор должен быть обоснован
Автор: Владимир Фирсов
8 МАЯ 2010 ГОДА Президентом России подписан закон N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", который вступает в силу 1 января 2011 года. Данный закон предусматривает создание новых организационных механизмов для учреждений, работающих в бюджетной сфере в целях сокращения внутренних издержек и привлечения внебюджетных источников финансирования, а также условий и стимулов для органов исполнительной власти по оптимизации сети подведомственных учреждений. В соответствии с его нормами все государственные (муниципальные) учреждения должны изменить свой правовой статус и систему взаимоотношений с учредителем и финансовыми органами. Новыми правовыми формами для государственных (муниципальных) учреждений признаются автономные, казённые и бюджетные, каждая из которых имеет свои особенности. Полномочия по принятию решения об изменении типа учреждения возложены на федеральные и региональные органы власти, а также органы местного самоуправления, в соответствии с тем, в чьём ведении находится государственное (муниципальное) учреждение.
Закон вступает в силу 01 января 2011 года, но уже сейчас в некоторых субъектах РФ форсируют события без тщательной проработки всех аспектов закона. По данным, собранным Российской библиотечной ассоциацией, в настоящий момент выбор нового правового статуса для библиотек учредителем зачастую осуществляется спонтанно, без должного обоснования, без опоры на критерии, в соответствии с которыми должен изменяться тип учреждения.
Вместе с тем, 11 мая 2010 года Президентом РФ утверждён Перечень поручений по реализации данного Закона, согласно п. 2 которого Правительству РФ (отв. В. В. Путин) поручено до 15 августа разработать и утвердить Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, предусматривающие критерии изменения типа существующих бюджетных учреждений с учётом сферы их деятельности и рекомендации по внесению в трудовые договоры с руководителями бюджетных учреждений изменений, которые следуют из Федерального закона. Этот документ должен внести ясность в ситуацию и помочь органам власти совместно с библиотеками оценить, насколько обоснованно делается выбор новой правовой формы того или иного учреждения.
В связи с этим Российская библиотечная ассоциация обращается к центральным библиотекам субъектов РФ со следующими предложениями:
* довести до сведения муниципальных библиотек информацию о готовящихся на федеральном уровне Рекомендациях, чтобы не допустить принятия на уровне местного самоуправления необоснованных решений в отношении муниципальных библиотек;
* развернуть работу по обоснованию нового правового статуса государственных (муниципальных) библиотек с учётом местных особенностей;
* отстаивать перед органами государственной власти право на обоснованность выбора правового статуса и разработку пакета нормативно-правовых документов, обеспечивающего реализацию нового правового статуса государственных (муниципальных) учреждений.
Владимир Руфинович Фирсов, вице-президент РБА, заместитель генерального директора Российской национальной библиотеки, председатель редакционной коллегии журнала "Библиотечное Дело"