Законодательство субъектов Российской Федерации в области библиотечного дела
Республика Ингушетия
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
от 31 декабря 2008 года N 42-РЗ
О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов
(в редакции Законов Республики Ингушетия от 03.10.2011 N 29-РЗ, от 05.11.2012 N 32-РЗ, от 30.03.2015 N 16-РЗ, от 12.12.2015 N 64-РЗ, от 29.12.2016 N 61-РЗ, от 03.02.2020 N 1-РЗ, от 30.06.2020 N 26-РЗ, от 25.11.2021 N 51-РЗ)
Принят
Народным Собранием
Республики Ингушетия
25 декабря 2008 года
Настоящий Закон разработан в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1994 года N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" и Федеральным законом от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ "О библиотечном деле" (далее - Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов" и Федеральный закон "О библиотечном деле") и устанавливает основные требования по организации библиотечного дела в Республике Ингушетия, определяет права и обязанности пользователей, регулирует экономические основы и гарантии библиотечной деятельности, а также вопросы формирования, сохранения и использования библиотечных фондов как культурного наследия населения республики, устанавливает виды обязательного экземпляра документов, а также категории их производителей и получателей.
Статья 1. Основные понятия
Основные понятия используются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об обязательном экземпляре документов" и Федеральном законе "О библиотечном деле".
Статья 2. Утратила силу. - Закон Республики Ингушетия от 30.03.2015 N 16-РЗ.
Статья 3. Сеть библиотек
1. В сеть библиотек Республики Ингушетия входят:
1) государственные библиотеки, учрежденные республиканскими органами власти;
2) муниципальные библиотеки;
3) библиотеки предприятий, учреждений, организаций (библиотеки образовательных организаций всех уровней образования);
(в ред. Закона Республики Ингушетия от 30.03.2015 N 16-РЗ)
4) библиотеки общественных объединений;
5) частные библиотеки.
2. Финансирование библиотек производится соответственно за счет:
1) республиканского и местных бюджетов;
2) средств предприятий, учреждений, организаций.
3. Органы государственной власти и местного самоуправления, юридические и физические лица могут создавать с учетом своих потребностей и потребностей пользователей иные библиотеки.
Статья 4. Национальная библиотека Республики Ингушетия
1. Национальная библиотека - центральная библиотека Республики Ингушетия. Национальная библиотека является особо ценным объектом национального и культурного достояния народа Республики Ингушетия. Запрещается ее ликвидация, перепрофилирование и изменение основных функций, гарантируется целостность и неотчуждаемость ее фондов.
2. Национальная библиотека:
1) осуществляет формирование, хранение и предоставление пользователям библиотек наиболее полного универсального собрания документов на территории республики;
2) координирует деятельность всех библиотек республики и организует взаимоиспользование их библиотечных ресурсов;
3) на научной основе разрабатывает политику в области библиотечного дела республики;
4) является центром методической деятельности для всех библиотек и депозитарием краеведческих документов.
3. Положение о национальной библиотеке Республики Ингушетия утверждается Правительством Республики Ингушетия.
Статья 5. Централизованная библиотечная система
В республике действует централизованная библиотечная система, в соответствии с которой в районе функционируют: центральная районная, городская библиотека, имеющая статус юридического лица, городские в районах, сельские библиотеки - филиалы от центральной районной библиотеки.
Статья 6. Обеспечение прав в области библиотечного дела
1. Органы государственной власти Республики Ингушетия и органы местного самоуправления выступают гарантом прав, предусмотренных настоящим Законом, и не вмешиваются в профессиональную деятельность библиотек, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2. Органы государственной власти Республики Ингушетия и органы местного самоуправления обеспечивают:
1) финансирование, комплектование и сохранность фондов республиканских и муниципальных библиотек в пределах ассигнований, предусмотренных в республиканском и местном бюджетах;
2) реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание;
3) поддержку развития библиотечного обслуживания наименее социально и экономически защищенных слоев и групп населения (детей, юношества, инвалидов, пенсионеров, беженцев, безработных, жителей сельской местности).
3. Органы государственной власти Республики Ингушетия и органы местного самоуправления не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут ухудшение материально-технического обеспечения действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, их перевоз в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания;
4) условия доступности для инвалидов республиканских и муниципальных библиотек.
(п. 4 введен Законом Республики Ингушетия от 12.12.2015 N 64-РЗ)
Статья 7. Учредители библиотеки
1. Учредителями государственных библиотек на территории Республики Ингушетия выступают органы государственного управления в сфере культуры.
2. Учредителями муниципальных библиотек с их филиалами выступают соответствующие органы местного самоуправления.
3. Учредитель библиотеки финансирует ее деятельность и осуществляет контроль за этой деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации, утверждает устав библиотеки, а также назначает на должность и освобождает от должности руководителя библиотеки. Учредитель библиотеки не вправе вмешиваться в творческую деятельность библиотеки, за исключением случаев, предусмотренных ее уставом и законодательством Российской Федерации.
Статья 8. Цели и направления деятельности
1. Библиотеки Республики Ингушетия являются хранителями общенациональных и, в том числе, национальных культурных традиций, исторического опыта, накопленного республикой, центрами общественно-политической, экономической, правовой, культурной и социально-бытовой информации о жизни республики, центрами общественных связей и культурных инициатив, местом общения населения.
2. Деятельность библиотек республики осуществляется по следующим направлениям:
1) содействие распространению просвещения, культуры, науки и информации;
2) формирование и сохранение фонда документов на традиционных и нетрадиционных носителях информации на ингушском, русском и других языках;
3) организация библиотечно-информационного обслуживания пользователей;
4) культурно-просветительская работа с целью развития различных форм общения и объединения читателей по интересам;
5) установление связей с общественностью, поддержка общественных культурных инициатив, сотрудничество с другими образовательными организациями, информационными и культурными учреждениями;
(в ред. Закона Республики Ингушетия от 30.03.2015 N 16-РЗ)
6) обеспечение специализированного библиотечного обслуживания особых групп пользователей, в том числе детей, подростков, престарелых и лиц с физическими недостатками;
7) выявление интересов и потребностей пользователей библиотек, поиск новых форм обслуживания и видов деятельности для их удовлетворения;
8) осуществление хозяйственной деятельности, направленной на расширение сферы услуг, оказываемых библиотекой в рамках ее уставной деятельности.
Статья 9. Права библиотек
Библиотеки имеют право:
1) самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в их уставах;
2) утверждать по согласованию с учредителями правила пользования библиотеками;
3) определять сумму залога при предоставлении книжных памятников, редких и ценных изданий, а также в других случаях, определенных правилами пользования библиотеками;
(в ред. Закона Республики Ингушетия от 30.03.2015 N 16-РЗ)
3.1) устанавливать ограничения на копирование, экспонирование и выдачу книжных памятников и иных документов, предназначенных для постоянного хранения, в соответствии с правилами пользования библиотеками;
(п. 3.1 введен Законом Республики Ингушетия от 30.03.2015 N 16-РЗ)
4) определять в соответствии с правилами пользования библиотеками виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотек;
5) осуществлять хозяйственную деятельность в целях расширения перечня предоставляемых пользователям библиотек услуг и социально-творческого развития библиотек при условии, что это не наносит ущерба их основной деятельности;
6) определять условия использования библиотечных фондов на основе договоров с юридическими и физическими лицами;
7) образовывать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, библиотечные объединения;
8) участвовать на конкурсной или иной основе в реализации федеральных и региональных программ развития библиотечного дела;
9) осуществлять в установленном порядке сотрудничество с библиотеками и иными учреждениями и организациями иностранных государств, в том числе вести международный книгообмен, вступать в установленном порядке в международные организации, участвовать в реализации международных библиотечных и иных программ;
10) самостоятельно определять источники комплектования своих фондов;
11) изымать и реализовывать документы из своих фондов в соответствии с порядком исключения документов, согласованным с учредителями библиотек в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. При этом библиотеки независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности не имеют права списывать и реализовывать документы, отнесенные к книжным памятникам;
(в ред. Закона Республики Ингушетия от 30.03.2015 N 16-РЗ)
11.1) осуществлять информационную, культурную, просветительскую, научную, образовательную деятельность в соответствии с законодательством, со своим уставом или с локальными нормативными актами организаций, структурными подразделениями которых являются библиотеки;
(п. 11.1 введен Законом Республики Ингушетия от 30.03.2015 N 16-РЗ)
11.2) осуществлять экспертизу документов в целях их отнесения к книжным памятникам, а также в целях внесения изменений в сведения о книжном памятнике в реестре книжных памятников (далее - экспертиза книжных памятников) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 настоящего Закона;
(п. 11.2 введен Законом Республики Ингушетия от 25.11.2021 N 51-РЗ)
12) совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Библиотеки имеют преимущественное право на приобретение документов, выпускаемых по федеральным государственным программам книгоиздания, и первоочередное приобретение документов ликвидируемых библиотек.
Статья 10. Обязанности библиотек
1. В своей деятельности библиотеки обеспечивают реализацию прав пользователей, установленных федеральными законами, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.
2. Библиотеки обслуживают пользователей библиотек в соответствии со своими уставами, правилами пользования библиотеками и законодательством Российской Федерации.
3. Не допускается государственная или иная цензура, ограничивающая право пользователей библиотек на свободный доступ к библиотечным фондам, а также использование сведений о пользователях библиотек, читательских запросах, за исключением случаев, когда эти сведения используются для научных целей и организации библиотечного обслуживания.
4. Библиотеки, имеющие в своих фондах книжные памятники, обеспечивают их сохранность и несут ответственность за своевременное представление сведений о них для регистрации в реестре книжных памятников.
(часть 4 в ред. Закона Республики Ингушетия от 05.11.2012 N 32-РЗ)
5. Библиотеки, находящиеся на полном или частичном бюджетном финансировании, должны в своей деятельности:
1) отражать сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие;
2) отчитываться перед учредителями и органами государственной статистики в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и учредительными документами библиотек;
3) по требованию пользователей предоставлять им информацию о своей деятельности по формированию и использованию фондов.
Статья 11. Комплектование библиотечных фондов
1. Библиотеки свободны в выборе источников приобретения документов, за исключением обязательного экземпляра.
2. Комплектование библиотечных фондов осуществляется путем:
1) доставки и получения обязательных экземпляров на условиях, установленных Федеральным законом "Об обязательном экземпляре документов" и настоящим Законом;
2) приобретения документов через книготорговые организации;
3) покупки документов за наличный и безналичный расчеты;
4) подписки на периодические издания;
5) безвозмездной передачи библиотеке документов физическими и юридическими лицами.
3. Библиотеки имеют преимущественное право на приобретение документов, выпускаемых по федеральным государственным программам книгоиздания, и первоочередное приобретение документов ликвидируемых библиотек.
Статья 12. Учет, хранение и отчуждение фондов библиотек
1. Учет, хранение и отчуждение документов, находящихся в фондах библиотек, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Учредитель обязан предоставить помещение, соответствующее режиму сохранности фондов библиотек.
3. Продажа или иное отчуждение фонда осуществляется библиотекой в порядке, согласованном с учредителем.
Статья 13. Цели формирования системы обязательного экземпляра
1. Цели формирования системы обязательного экземпляра:
(в ред. Закона Республики Ингушетия от 03.02.2020 N 1-РЗ)
1) комплектование полного национального библиотечно-информационного фонда документов Республики Ингушетия как части культурного достояния народов Российской Федерации;
2) осуществление государственного библиографического учета и статистического учета;
(в ред. Закона Республики Ингушетия от 03.02.2020 N 1-РЗ)
3) организация его постоянного хранения в национальных фондохранилищах документов Российской Федерации;
4) использование его в информационно-библиографическом и библиотечном обслуживании потребителей;
5) государственная регистрация (библиографическая и статистическая) отечественных документов, подготовка государственной библиографической (текущей и ретроспективной) и статистической информации;
6) подготовка и выпуск сводных каталогов, сигнальной и реферативной информации в соответствии с видами получаемых документов;
7) информирование общества о получаемых документах всех видов;
8) формирование комплекта документов муниципальных образований и краеведческих фондов;
9) ведение централизованной каталогизации в соответствии с видами получаемых документов;
10) обеспечение доступа к информации о получаемых документах, в том числе доступа через информационно-телекоммуникационные сети;
11) информирование общества о достижениях мировой науки и техники.
(п. 11 введен Законом Республики Ингушетия от 03.02.2020 N 1-РЗ)
2. Использование обязательного экземпляра печатного издания в электронной форме и обязательного экземпляра диссертации в электронной форме осуществляется в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации.
(часть 2 введена Законом Республики Ингушетия от 03.02.2020 N 1-РЗ)
Статья 14. Виды документов, входящих в состав обязательного экземпляра
В состав обязательного экземпляра Республики Ингушетия входят следующие виды документов:
1) печатные издания (текстовые, нотные, картографические, изоиздания) - издания, прошедшие редакционно-издательскую обработку, полиграфически самостоятельно оформленные, имеющие выходные сведения;
1.1) экземпляр печатного издания в электронной форме - электронная копия оригинал-макета, с которого осуществлялась печать документа, воспроизводящая информацию, содержащуюся в изданном документе (печатном издании), включая его текст, иллюстрации и все элементы оформления;
(п. 1.1 введен Законом Республики Ингушетия от 03.02.2020 N 1-РЗ)
2) издания для слепых и слабовидящих - издания, изготовляемые рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля, рельефно-графические издания, "говорящие книги", крупношрифтовые издания для слабовидящих, электронные издания для слепых (адаптированные издания для чтения людьми с нарушенным зрением при помощи брайлевского дисплея и синтезатора речи);
3) официальные документы - документы принятые органами государственной власти Республики Ингушетия и опубликованные ими или от их имени;
(п. 3 в ред. Закона Республики Ингушетия от 03.02.2020 N 1-РЗ)
4) аудиовизуальная продукция - кино-, видео-, фоно-, фотопродукция и ее комбинации, созданные и воспроизведенные на любых видах носителей;
5) электронные издания - документы, в которых информация представлена в электронно-цифровой форме и которые прошли редакционно-издательскую обработку, имеют выходные сведения, тиражируются и распространяются на машиночитаемых носителях;
6) неопубликованные документы - документы, содержащие результаты научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технологической работы (диссертации, отчеты о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских и о технологических работах, депонированные научные работы, алгоритмы и программы);
7) патентные документы - описания к патентам и заявкам на объекты промышленной собственности;
8) программы для электронных вычислительных машин и базы данных на материальном носителе;
9) документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, своды правил (далее - стандарты);
(п. 9 в ред. Закона Республики Ингушетия от 03.02.2020 N 1-РЗ)
10) комбинированные документы - совокупность документов, выполненных на различных носителях (печатных, аудиовизуальных, электронных).
Статья 15. Обязанности получателей обязательного экземпляра
Обязанности библиотек Республики Ингушетия по распределению и доставке различных видов документов, входящих в обязательный экземпляр, и контролю за их распределением и доставкой устанавливает Правительство Республики Ингушетия.
Статья 16. Контроль за доставкой обязательного экземпляра
Контроль за доставкой обязательного экземпляра получателям документов возлагается на организации, осуществляющие регистрацию и учет соответствующих видов обязательного экземпляра. Сведения о недоставке, несвоевременной и неполной доставке обязательного федерального экземпляра, обязательного экземпляра, обязательного экземпляра муниципального образования представляются соответственно в осуществляющие контроль за представлением обязательного экземпляра федеральные органы исполнительной власти, Правительство Республики Ингушетия, органы местного самоуправления. Контроль за предоставлением обязательного экземпляра осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 17. Получатели обязательного экземпляра
Получателями обязательного экземпляра являются:
1) национальная библиотека Республики Ингушетия;
2) центральные библиотеки;
3) библиотека Администрации Главы и Правительства Республики Ингушетия;
(в ред. Законов Республики Ингушетия от 03.10.2011 N 29-РЗ, от 30.06.2020 N 26-РЗ)
4) библиотека Народного Собрания Республики Ингушетия.
Статья 18. Национальный библиотечный фонд
(в ред. Закона Республики Ингушетия от 30.03.2015 N 16-РЗ)
1. Национальный библиотечный фонд состоит из документов, комплектуемых на основе системы обязательного экземпляра документов, и книжных памятников.
2. Национальный библиотечный фонд охраняется государством как культурное достояние народов Российской Федерации.
Учет, комплектование, хранение, использование и обеспечение сохранности документов, отнесенных к национальному библиотечному фонду, осуществляются библиотеками, архивами, музеями в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 18.1. Книжные памятники
(в ред. Закона Республики Ингушетия от 25.11.2021 N 51-РЗ)
1. Книжные памятники являются особо ценной частью национального библиотечного фонда.
Книжные памятники подразделяются на единичные книжные памятники и книжные памятники - коллекции, которые являются совокупностью документов, приобретающих свойства книжного памятника только при их соединении вместе в силу своего происхождения, видового родства либо по иным признакам.
2. К книжным памятникам относятся:
1) все рукописные книги, созданные до XVIII века включительно;
2) все экземпляры печатных изданий, выпущенных до 1830 года включительно;
3) обладающие выдающейся духовной, материальной ценностью и особым историческим, научным, культурным значением иные рукописные книги, печатные издания, иные документы, коллекции документов, соответствующие социально значимым критериям, установленным Положением о реестре книжных памятников, которое утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры.
3. Книжные памятники, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных библиотек, библиотек образовательных, научных и иных государственных и муниципальных организаций, подлежат государственному учету.
Книжные памятники, находящиеся в собственности иных юридических лиц, а также физических лиц, могут быть зарегистрированы в реестре книжных памятников по желанию указанных лиц в порядке, определенном частями 4 - 7 настоящей статьи.
4. Государственный учет книжных памятников включает в себя:
1) экспертизу книжных памятников;
2) внесение сведений о книжных памятниках в реестр книжных памятников, в том числе внесение сведений обо всех входящих в книжные памятники - коллекции документах и о собственнике или владельце книжного памятника;
3) регистрацию книжных памятников в реестре книжных памятников;
4) внесение изменений в сведения о книжном памятнике в реестре книжных памятников;
5) исключение книжных памятников из реестра книжных памятников.
5. Экспертиза книжных памятников осуществляется в порядке, установленном Положением о реестре книжных памятников. Срок проведения экспертизы книжных памятников определяется Положением о реестре книжных памятников.
Экспертизу книжных памятников проводят уполномоченные коллегиальные органы библиотек, указанных в абзаце первом части 3 настоящей статьи, в отношении документов, хранящихся в фондах указанных библиотек. Порядок создания и формирования уполномоченных коллегиальных органов, а также требования к квалификации входящих в их состав лиц определяются Положением о реестре книжных памятников.
В порядке, установленном Положением о реестре книжных памятников, коллегиальный орган центральной библиотеки в пределах обслуживаемой территории центральной библиотеки проводит экспертизу книжных памятников в отношении документов, хранящихся в фондах библиотек, которые указаны в абзаце первом части 3 настоящей статьи и в которых невозможно создать и (или) сформировать уполномоченный коллегиальный орган, предусмотренный абзацем вторым настоящей части.
Экспертизу книжных памятников, находящихся в собственности лиц, указанных в абзаце втором части 3 настоящей статьи, проводят по заявлению этих лиц уполномоченные коллегиальные органы библиотек, указанных в абзаце первом части 3 настоящей статьи. Экспертиза книжных памятников, находящихся в собственности лиц, указанных в абзаце втором части 3 настоящей статьи, проводится на договорной основе в порядке, определяемом Положением о реестре книжных памятников.
По результатам проведения экспертизы книжных памятников составляется письменное экспертное заключение по форме, определенной Положением о реестре книжных памятников (далее - экспертное заключение).
Экспертное заключение должно содержать обоснованный вывод об отнесении или о неотнесении исследуемого документа к книжным памятникам либо о наличии или об отсутствии оснований для внесения изменений в сведения о книжном памятнике в реестре книжных памятников.
Отнесение документов к книжным памятникам осуществляется на основании экспертного заключения приказом руководителя библиотеки, являющейся юридическим лицом, или руководителя организации, структурным подразделением которой является библиотека, указанных в абзаце первом части 3 настоящей статьи, в отношении документов, хранящихся в фондах указанных библиотек.
Отнесение документов к книжным памятникам, находящимся в собственности лиц, указанных в абзаце втором части 3 настоящей статьи, осуществляется на основании экспертного заключения приказом руководителя библиотеки, являющейся юридическим лицом, или руководителя организации, структурным подразделением которой является библиотека, проводивших экспертизу книжного памятника.
6. Внесение сведений о книжных памятниках в реестр книжных памятников, в том числе внесение сведений обо всех входящих в книжные памятники - коллекции документах, осуществляется лицами, в собственности или во владении которых находятся указанные книжные памятники, посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте Российской государственной библиотеки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Порядок внесения сведений о книжных памятниках в реестр книжных памятников, состав сведений о книжных памятниках, формы внесения сведений о книжных памятниках в реестр книжных памятников, перечень прилагаемых к указанным формам документов, состав сведений реестра книжных памятников, размещаемых на официальном сайте Российской государственной библиотеки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяются Положением о реестре книжных памятников.
7. Регистрацию книжных памятников в реестре книжных памятников и ведение реестра книжных памятников осуществляет Российская государственная библиотека в порядке, установленном Положением о реестре книжных памятников.
Регистрация книжных памятников включает в себя присвоение каждому книжному памятнику уникального идентификационного номера, в том числе присвоение уникального идентификационного номера каждому документу, входящему в книжный памятник - коллекцию.
Документ приобретает статус книжного памятника с даты присвоения ему уникального идентификационного номера в реестре книжных памятников.
8. Основанием для отказа в регистрации книжного памятника в реестре книжных памятников является:
1) отсутствие экспертного заключения, содержащего вывод о том, что исследуемый документ является книжным памятником;
2) отсутствие указанного в абзацах седьмом и восьмом части 5 настоящей статьи приказа руководителя библиотеки или иной организации об отнесении документа к книжным памятникам;
3) отсутствие документов, прилагаемых к форме внесения сведений о книжных памятниках в реестр книжных памятников.
9. Уведомление об отказе в регистрации книжного памятника в реестре книжных памятников направляется Российской государственной библиотекой в течение 30 дней с даты внесения сведений в реестр книжных памятников в соответствии с частью 6 настоящей статьи в порядке, определенном Положением о реестре книжных памятников.
10. Внесение изменений в сведения о книжном памятнике в реестре книжных памятников осуществляется Российской государственной библиотекой на основании предоставляемых лицами, в собственности или во владении которых находится книжный памятник, подтверждающих документов при наличии следующих оснований:
1) установленное по результатам экспертизы книжного памятника изменение физических характеристик книжного памятника (за исключением разрушения книжного памятника);
2) установленное по результатам экспертизы книжного памятника изменение авторства, даты и места создания книжного памятника, его состава;
3) смена собственника или владельца книжного памятника;
4) наличие вступившего в законную силу судебного решения о внесении изменений в сведения о книжном памятнике в реестре книжных памятников.
11. В целях внесения изменений в сведения о книжном памятнике в реестре книжных памятников экспертиза книжного памятника проводится по инициативе собственника или владельца книжного памятника (в отношении принадлежащего ему книжного памятника) и Российской государственной библиотеки (в отношении всех книжных памятников, зарегистрированных в реестре книжных памятников) в порядке, установленном Положением о реестре книжных памятников.
Порядок, форма предоставления данных для внесения изменений в сведения о книжном памятнике в реестре книжных памятников, перечень прилагаемых к указанной форме документов определяются Положением о реестре книжных памятников.
12. Книжные памятники исключению из реестра книжных памятников не подлежат, за исключением документов, не соответствующих части 2 настоящей статьи, а также случаев утраты книжного памятника, его разрушения, наличия вступившего в законную силу судебного решения об исключении книжного памятника из реестра книжных памятников.
Исключение книжных памятников из реестра книжных памятников осуществляется Российской государственной библиотекой по решению федерального органа исполнительной власти в сфере культуры в порядке, установленном Положением о реестре книжных памятников. В случае наличия вступившего в законную силу судебного решения об исключении книжного памятника из реестра книжных памятников исключение книжных памятников из реестра книжных памятников осуществляется Российской государственной библиотекой на основании указанного судебного решения.
Книжный памятник считается исключенным из реестра книжных памятников с момента внесения в реестр книжных памятников записи об исключении книжного памятника из реестра книжных памятников с указанием основания исключения книжного памятника из реестра книжных памятников. В случае исключения книжного памятника из реестра книжных памятников на основании его несоответствия части 2 настоящей статьи документ утрачивает статус книжного памятника. При исключении книжного памятника из реестра книжных памятников присвоенный книжному памятнику при регистрации уникальный идентификационный номер не аннулируется. Сведения о книжных памятниках, исключенных из реестра книжных памятников, включая сведения об уникальном идентификационном номере, исключению из реестра книжных памятников не подлежат.
13. Реестр книжных памятников ведется в электронной форме и размещается на официальном сайте Российской государственной библиотеки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Порядок ведения реестра книжных памятников устанавливается Положением о реестре книжных памятников.
14. Содержащиеся в реестре книжных памятников сведения являются общедоступными, за исключением сведений, распространение которых ограничено законодательством Российской Федерации, и предоставляются бесплатно.
Статья 19. Права и обязанности пользователей библиотек
1. Все пользователи библиотек имеют право доступа в библиотеки и право свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами.
2. Порядок доступа к фондам библиотек, перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками устанавливаются в соответствии с уставами библиотек или локальными нормативными актами организаций, структурными подразделениями которых являются библиотеки, законодательством Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне и законодательством об обеспечении сохранности культурного достояния народов Российской Федерации.
(в ред. Законов Республики Ингушетия от 30.03.2015 N 16-РЗ, от 25.11.2021 N 51-РЗ)
3. Пользователь библиотеки имеет право бесплатно получать в любой библиотеке информацию о наличии в библиотечных фондах конкретного документа.
4. В общедоступных библиотеках граждане имеют право:
1) стать пользователями библиотек по предъявлении документов, удостоверяющих их личность, а несовершеннолетние в возрасте до 14 лет документов, удостоверяющих личность их законных представителей;
(в ред. Закона Республики Ингушетия от 30.03.2015 N 16-РЗ)
2) бесплатно получать полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;
3) бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
4) бесплатно получать во временное пользование любой документ из библиотечных фондов;
5) получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек;
6) пользоваться другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определяется правилами пользования библиотекой.
5. В государственных и муниципальных библиотеках пользователи библиотек имеют право на обслуживание и получение документов на русском языке и на ингушском языке.
6. Пользователь библиотеки может обжаловать в суд действия должностного лица библиотеки, ущемляющие его права.
Статья 20. Права особых групп пользователей библиотек
1. Национальные меньшинства имеют право на получение документов на родном языке через систему государственных библиотек.
2. Условия доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Слепые, слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение экземпляров документов в специальных доступных форматах на различных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках.
(часть 2 в ред. Закона Республики Ингушетия от 12.12.2015 N 64-РЗ)
3. Пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и физических недостатков, имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные или внестационарные формы обслуживания, обеспечиваемые финансированием за счет средств соответствующих бюджетов и средств федеральных программ.
4. Пользователи библиотек детского и юношеского возраста имеют право на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образовательных организаций в соответствии с их уставами.
(в ред. Закона Республики Ингушетия от 30.03.2015 N 16-РЗ)
Статья 21. Имущество и хозяйственная деятельность библиотек
1. Библиотека на правах оперативного управления владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ней имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Библиотека имеет право в соответствии с законодательством Российской Федерации заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям и не наносящей ущерба ее основной уставной деятельности.
Средства, полученные от приносящей доходы деятельности, осуществляемой библиотекой в соответствии с ее уставом, а также полученные библиотекой в дар от других организаций и частных лиц, могут быть использованы библиотекой по ее усмотрению.
Средства, поступившие в библиотеку из дополнительных источников, не должны уменьшать объема ее бюджетного финансирования.
3. Средства, направляемые на финансирование программ развития библиотечного дела и другие цели, используются исключительно по их назначению.
4. Государственные и муниципальные библиотеки, как юридические лица, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Статья 22. Инвестиционная политика в библиотечном деле
1. В Республике Ингушетия обеспечивается приоритетное выделение государственных капитальных вложений в укрепление и развитие материально-технической базы библиотечного дела. Не допускается проектирование и строительство населенных пунктов и жилых массивов без обеспечения их библиотеками с учетом установленных нормативов, градостроительных норм, потребностей местного населения.
2. Земельные участки под строительство новых библиотек выделяются на приоритетной основе.
Статья 23. Фонды развития библиотек
1. В целях содействия материальному обеспечению деятельности библиотек всех форм собственности могут создаваться негосударственные фонды развития библиотек. Источником их формирования являются взносы учредителей этих фондов, поступления от предприятий, организаций, благотворительные взносы граждан и общественных объединений, другие не запрещенные законом поступления.
(в ред. Закона Республики Ингушетия от 29.12.2016 N 61-РЗ)
2. Средства указанных фондов используются в целях финансирования программ развития библиотечного дела, координации и кооперации деятельности библиотек, на финансирование иных мероприятий в порядке, предусмотренном уставами этих фондов, утверждаемыми их учредителями. Средства фондов развития библиотек могут использоваться в целях стимулирования деятельности любых библиотек независимо от их форм собственности.
Статья 24. Трудовые отношения работников библиотек
Трудовые отношения работников библиотек регулируются законодательством Российской Федерации о труде. Работники библиотек подлежат периодической аттестации в установленном порядке.
Статья 25. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Ингушетия
Ю-Б.Б.ЕВКУРОВ
г. Магас
31 декабря 2008 года
N 42-РЗ