Поиск по сайту

Архив содержания номеров

Годы

2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Номера

11 10, 09 08, 07 06 05, 04 03 02 01

12. Секция по формированию библиотечных фондов

Библиотечные фонды: проблемы и решения: электронный журнал-препринт.

№ 2, апрель, 2001

Федеральный обязательный экземпляр документов: вопросы количества и распределения

Брагинец В.В., Шилов В.В. (РНБ)

Федеральный закон Российской Федерации "Об обязательном экземпляре документов" [1] касается основных понятий, сферы действия закона, целей формирований системы обязательного экземпляра (ОЭ), видов документов, подлежащих доставке, порядка доставки. Он определяет "обязанности и права производителей документов", "обязанности получателей обязательного экземпляра" и другие весьма важные моменты. Аспекты количества обязательных экземпляров и их распределения непосредственно относятся к нормам права о правах и обязанностях и производителей, и получателей документов.

Согласно статье 7 Закона доставке и последующему распределению подлежат 16 экземпляров книг и брошюр, альбомов, продолжающихся изданий, журналов, географических карт и атласов на русском языке, - то есть тех видов документов, в форме которых выпускается основная масса издательской продукции в России. Другие виды документов доставляются в меньшем числе экземпляров, но для общего взгляда на систему будем исходить из цифры "16".

Уже после принятия Закона появились попытки обосновать концепцию заложенного в нем порядка распределения обязательных экземпляров. Определяющей в законе была названа модель распределенного библиотечно-информационного фонда - вертикальная, когда национальные библиотеки формируют свои собрания во взаимодействии с региональными библиотеками [2]. Под вертикально подразумевалось сочетание федеральных обязательных экземпляров с региональными и местными комплектами обязательных экземпляров, а вопрос собственно величины и распределения федеральных комплектов в пространственном аспекте повис в воздухе (собственно, не "повис", будучи отраженным в принятом Законе как нечто решенное). Масштабы и объемы обязательных экземпляров федерального и регионального уровней, однако, совершенно несопоставимы. В институте распределенного национального фонда документов системообразующим является критерий полноты. Полный комплект документов, издаваемых на территории страны, формируется благодаря тому, что распределенные части фонда дополняют друг друга в соответствии с интегральным критерием полноты. Задача обеспечения взаимодополняемости этих частей, как мы считаем, непосредственно решается средствами оптимизации общего числа распределяемых документов и методом их распределения.

В России на территории, превышающей 17 млн. кв. км, проживает свыше 146 миллионов человек. Один комплект федеральных обязательных экземпляров документов приходится на девять с лишком миллионов человек или на единицу площади размером более 1 млн. кв. км.

Вся Россия непроизвольно поделена Законом на четыре зоны обслуживания, поскольку обязательные экземпляры распределяются Российской книжной палатой (РКП) между четырьмя городами - центрами условно определенных нами соответствующих зон обслуживания:

г.Москва - 11 экземпляров;

г.Санкт-Петербург - 3 экземпляра;

г.Новосибирск - 1 экземпляр;

г.Хабаровск - 1 экземпляр.

Одиннадцатью экземплярами фактически "более или менее могут" пользоваться жители зоны, включающей Центральный, Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы - 916,1 тыс.кв.м, 45524 тыс.жителей.

На остальной территории европейской части России условно можно выделить зоны, фактически не обеспеченные "благами" федерального ОЭ:

Урал - 824 тыс.кв.км, 20349,4 тыс.жителей;

Юг России - 355,1 тыс.кв.км, 17587,1 тыс.жителей;

Поволжье - 536,4 тыс.кв.км, 16850,8 тыс.жителей.

Тремя экземплярами обеспечено население Севера и Северо-Запада: более 14,6 миллионов человек на территории около 1,68 млн. кв. км;

Один экземпляр достается жителям Западной Сибири - это 15 с лишком миллионов человек, проживающих на территории более 2,4 млн. кв. км;

Один экземпляр оказывается "в пользовании" у населения Дальнего Востока: это 6215,9 тыс.кв.км, 7260, 6 тыс.человек.

Восточная Сибирь (4122,8 тыс.кв.км, 9030 тыс.жителей) не обеспечена федеральным ОЭ.

Согласно Закону, все юридические лица Российской Федерации - производители документов, независимо от их местонахождения, должны направлять экземпляры своих изданий в главный библиотечно-библиографический центр (Москва, где располагается РКП и некоторые другие учреждения-получатели).

Север и Северо-Запад Федерации вместе с Калининградской областью имеют территорию, равную 1677,9 тыс.кв.км. Подставляя это число в формулу, получаем R=731 км (окраинным расположением самой Калининградской области - 15,1 тыс.кв.км - пренебрегаем).

Сопоставление характеристик зон обслуживания, в той или иной мере отражающих территориальные и демографические показатели, с числом ОЭ федерального уровня, получаемых по действующему Закону, свидетельствует о крайней неравномерности распределения полных комплектов документов, издаваемых в России, между различными зонами библиотечно-библиографического обслуживания.

В табл. 1 представлены показатели по зонам, приведенные к числу федеральных ОЭ, в двух вариантах: в левой части таблицы - в соответствии с существующим законодательством, в правой - в соответствии с некоторым мысленным экспериментом (как выглядели бы аналогичные показатели, если бы распределение ОЭ по территории Федерации было несколько равномернее).

В левой части таблицы показатели распределенности и обеспеченности на Юге России, Урале, в Поволжье и Восточной Сибири равны нулю (деление нуля на значимое число возможно). В правой части эти показатели пересчитаны в соответствии с предлагаемым перераспределением комплектов ОЭ: в Центральной зоне оставлено семь комплектов, а указанные зоны "получили" по одному комплекту. Показатели средних расстояний в эксперименте также изменены: если зона "получила" свой федеральный комплект, учтено только среднее расстояние от границ зоны до зонального центра, а расстояние до главного библиотечно-библиографического центра не принято во внимание.

Таблица 1

Распределение федеральных обязательных экземпляров документов

(на основе действующего Закона РФ и предлагаемое)

Зона

Фактическое распределение

Предлагаемое

Число ОЭ

Относительные

показатели

Число ОЭ

Относительные

показатели

По площади, экз./млн. кв.км

По численности населения, экз./дес. млн.чел.

Среднее расстояние, км

По площади, экз./млн. кв.км

По численности населения, экз./дес. млн.чел.

Среднее расстояние, км

Север, Северо-Запад и Калининградская область

3

1,79

2,05

731

3

1,79

2,05

731

Центр

11

11,96

2,41

540

7

7,61

1,53

540

Поволжье

0

0

0

805

1

0,54

1,68

413

Юг России

0

0

0

1190

1

0,34

1,77

336

Урал

0

0

0

1136

1

0,82

2,04

162

Зап. Сибирь

1

2,43

1,51

2878

1

2,43

1,51

880

Вост. Сибирь

0

0

0

4024

1

4,12

0,90

1146

Дал. Восток

1

6,22

0,73

6577

1

6,22

0,73

1407

Мысленный эксперимент, в котором мы попытались реализовать свои предложения по территориальному распределению полных комплектов ОЭ несколько смягчает эту неравномерность.

Теперь рассмотрим показатели по территории и населению [3] в сопоставлении с числом обязательных экземпляров за рубежом - см.табл.2.

Для анализа мы отобрали только те государства, относительно которых мы располагаем более или менее достоверными данными о количестве общегосударственных обязательных экземпляров документов (соответствующих российскому институту федеральных ОЭ) [4,5].

Таблица 2

Обязательные экземпляры документов в европейских странах

в сопоставлении с территориальными и демографическими показателями

Территориальные и демографические показатели

Страна

Число ОЭ

Абсолютные

Относительные

Площадь, млн. кв.

км

Население, десятков млн. чел.

Средняя удаленность, км

По площади, экз./млн. кв. км

По численности населения, экз./десятков млн. чел.

Группа стран А

Швеция

8

0,45

0,88

378

18,8

9,1

Дания

3

0,043

0,53

117

69,8

5,7

Финляндия

7

0,34

0,50

328

20,6

14

Норвегия

5

0,32

0,43

321

15,6

11,6

Исландия

3

0,10

0,027

181

30

111

Группа стран Б

Польша

11

0,31

3,86

316

35,5

2,8

Румыния

7

0,24

2,26

275

29,2

3,1

Чехия

17

0,079

1,03

158

215

16,5

Венгрия

1

0,093

1,02

172

10,8

0,98

Болгария

22

0,11

0,83

188

200

26,5

Албания

1

0,029

0,34

96

34,5

2,94

Группа стран В

Германия

2

0,36

8,21

337

5,56

0,24

Франция

1

0,55

5,87

419

1,82

0,17

Великобритания и Сев. Ирландия

5

0,24

5,85

79

20,8

0,85

Бельгия

1

0,03

1,01

99

33,3

0,99

Австрия

3

0,084

0,81

163

35,7

3,7

Швейцария

1

0,041

0,71

115

24,4

1,41

Ирландия

6

0,07

0,36

150

86

16,7

Италия

5

0,30

5,73

310

16,7

0,87

Португалия

12

0,092

0,98

171

130

12,2

Насыщенность обязательными экземплярами как по площади, так и по численности населения далеко не в пользу России: в Европе они во много раз выше, что достигается в целом и в каждом отдельном случае большим числом государственных комплектов ОЭ в сочетании со значительно меньшими размерами территории, значительно меньшей численностью населения. Сводные данные удобно представить в виде интервальных значений:

экз/млн.кв.км экз/десятков млн.чел.

В России

фактическое распределение 0 - 11,36 0 - 2,41

предлагаемое 0,34 - 7,61 0,73 - 2,05

В Европе

группа стран А 15,6 - 69,8 5,7 - 111

- " - Б 10,8 - 215 0,98 - 26,5

- " - В 1,82 - 86 0,17 - 16,7

Таким образом, сравнение российских территориальных и демографических показателей распределенности комплектов федеральных обязательных экземпляров документов с зарубежными (европейскими) показывает, что наши "16 обязательных" - это не так уж и много, а скорее - мало.

Если говорить об оптимизации распределения ОЭ, то, на наш взгляд, сокращение числа экземпляров, получаемых Центральной зоной (г.Москва), и перераспределение экземпляров в пользу ряда российских территорий было бы, безусловно, актом справедливости. Правительственные и законодательные учреждения Федерации вполне могли бы комплектовать свои библиотеки за счет бюджетных ассигнований. Что касается обеспечения полноты комплектования этих библиотек, то не общероссийский ОЭ играет здесь главную роль, а местонахождение этих библиотек - в Москве, где издается подавляющая часть российской издательской продукции.

В вопросе о распределении комплектов федеральных экземпляров серьезную проблему представляет собой аспект полноты каждого из положенного числа комплектов, доставляемых в РКП.

В соответствии со ст.17 (п.1) Закона 1994 г. Постановлением Правительства РФ № 739 от 24.07.1995 г. утвержден перечень учреждений-получателей, включающий указания о числе получаемых ими комплектов ОЭ (приложение 1 к Постановлению). Зафиксированная в Перечне последовательность наименований библиотек-получателей определяет соответствующую очередность раскладки документов по адресам как нормативный порядок распределения комплектов ОЭ между библиотеками.

Этот аспект осложняется тем, что в числе хранителей значатся две национальные библиотеки (Российская государственная библиотека и Российская национальная библиотека), и обе имеют право получения по два экземпляра документа. Ныне этот вопрос в Книжной палате решается исторически сложившейся очередностью раскладки полученных экземпляров по так называемым "корзинам", на самом деле представляющим собой фанерные коробы и в обиходе именуемым просто "ящиками". Содержимое каждого "ящика" предназначено для определенной библиотеки. Ящики пронумерованы: номер второй - это РГБ, номер третий - это РНБ, номер четвертый - БАН и т.д. Но дело в том, что номер шестой - снова РГБ, а номер 11-й (т.е. где-то в конце) - еще раз РНБ.

Очередность раскладки существенно влияет на полноту комплектования фондов библиотек-получателей. В случае неполного комплекта ОЭ, поступившего в РКП, преимущество получает библиотека, чьи экземпляры в раскладке стоят впереди. Нам, например, не кажется справедливым как то, что оба "ящика" одной национальной библиотеки (в Москве) стоят впереди обоих "ящиков" другой национальной библиотеки (в Санкт-Петербурге), так и то, что вторые "ящики" каждой из них стоят впереди других не менее уважаемых крупных научных библиотечно-информационных центров.

Подобная ситуация явно наносит ущерб интересам создания единого национального библиотечно-информационного фонда (с точки зрения его оптимального, взвешенного распределения). Кроме того, нарушается паритет в координации взаимодействия между двумя национальными библиотеками России. В результате комплектование основного фонда одной из равноправных (по Закону) национальных библиотек осуществляется с существенно меньшей полнотой.

Вопрос этот был исследован в секторе библиотечного фондоведения НМО. Отдел комплектования РНБ подсчитал, что разница в полноте между вторыми "ящиками" той и другой национальных библиотек в течение года составляет несколько тысяч экземпляров (разумеется, с ущербом для фондов РНБ - в Санкт-Петербурге). Однако эту коллизию целесообразно разрешить не столько на уровне переговоров между тремя учреждениями (РКП, РГБ, РНБ), сколько законодательным путем, введя статью о порядке распределения обязательных экземпляров непосредственно в Закон. При этом - особо оговорить порядок распределения в случае получения библиотекой не одного, а двух комплектов. Хотя данный случай, как может показаться, касается только двух библиотек (РГБ и РНБ), но и он укладывается в общую проблему оптимизации формирования единого национального фонда в его распределенном виде.

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации “Об Обязательном экземпляре документов” от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ //Библиотека и закон: Справочник. Вып.1. М., 1996. С. 53-63.

2. Ершова Т.В., Толчинская Л.М. Закон об обязательном экземпляре как основа формирования распределенного национального библиотечного фонда // Государственная политика в области библиотечного дела и реализация законов РФ "О библиотечном деле и "Об обязательном экземпляре документов": Всерос.Науч.-практ.конф. Омск, 23-26 апр. 1996 г. Тез.докл. и сообщений. СПб., 1997. С.22-24. Высказанные в докладе взгляды авторы изложили впоследствии в расширенном виде: Ершова Т.В., Толчинская Л.М. Концепция распределенного национального фонда // Библиотека. 1996. №10. С.4-7.

3. Страны мира сегодня /Информационное телеграфное агентство России ИТАР-ТАСС. М., 1999. Т.1.

4. Jasion, Jan T. The International guide to legal deposit. - Published by Ashgate Publishing Limited, 1991. - 210 p.

5. Витиелло Дж. Обязательный экземпляр в Европейском сообществе: Результаты исследования // Библиотека. 1996. №10. Спец.вкл. №2 "Событие. 1996".