12. Секция по формированию библиотечных фондов
Библиотечные фонды: проблемы и решения: электронный журнал-препринт.
№ 2, апрель, 2001
Федеральный обязательный экземпляр документов: вопросы количества и распределения
Брагинец В.В., Шилов В.В. (РНБ)
Федеральный закон Российской Федерации "Об обязательном экземпляре документов" [1] касается основных понятий, сферы действия закона, целей формирований системы обязательного экземпляра (ОЭ), видов документов, подлежащих доставке, порядка доставки. Он определяет "обязанности и права производителей документов", "обязанности получателей обязательного экземпляра" и другие весьма важные моменты. Аспекты количества обязательных экземпляров и их распределения непосредственно относятся к нормам права о правах и обязанностях и производителей, и получателей документов.
Согласно статье 7 Закона доставке и последующему распределению подлежат 16 экземпляров книг и брошюр, альбомов, продолжающихся изданий, журналов, географических карт и атласов на русском языке, - то есть тех видов документов, в форме которых выпускается основная масса издательской продукции в России. Другие виды документов доставляются в меньшем числе экземпляров, но для общего взгляда на систему будем исходить из цифры "16".
Уже после принятия Закона появились попытки обосновать концепцию заложенного в нем порядка распределения обязательных экземпляров. Определяющей в законе была названа модель распределенного библиотечно-информационного фонда - вертикальная, когда национальные библиотеки формируют свои собрания во взаимодействии с региональными библиотеками [2]. Под вертикально подразумевалось сочетание федеральных обязательных экземпляров с региональными и местными комплектами обязательных экземпляров, а вопрос собственно величины и распределения федеральных комплектов в пространственном аспекте повис в воздухе (собственно, не "повис", будучи отраженным в принятом Законе как нечто решенное). Масштабы и объемы обязательных экземпляров федерального и регионального уровней, однако, совершенно несопоставимы. В институте распределенного национального фонда документов системообразующим является критерий полноты. Полный комплект документов, издаваемых на территории страны, формируется благодаря тому, что распределенные части фонда дополняют друг друга в соответствии с интегральным критерием полноты. Задача обеспечения взаимодополняемости этих частей, как мы считаем, непосредственно решается средствами оптимизации общего числа распределяемых документов и методом их распределения.
В России на территории, превышающей 17 млн. кв. км, проживает свыше 146 миллионов человек. Один комплект федеральных обязательных экземпляров документов приходится на девять с лишком миллионов человек или на единицу площади размером более 1 млн. кв. км.
Вся Россия непроизвольно поделена Законом на четыре зоны обслуживания, поскольку обязательные экземпляры распределяются Российской книжной палатой (РКП) между четырьмя городами - центрами условно определенных нами соответствующих зон обслуживания:
г.Москва - 11 экземпляров;
г.Санкт-Петербург - 3 экземпляра;
г.Новосибирск - 1 экземпляр;
г.Хабаровск - 1 экземпляр.
Одиннадцатью экземплярами фактически "более или менее могут" пользоваться жители зоны, включающей Центральный, Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы - 916,1 тыс.кв.м, 45524 тыс.жителей.
На остальной территории европейской части России условно можно выделить зоны, фактически не обеспеченные "благами" федерального ОЭ:
Урал - 824 тыс.кв.км, 20349,4 тыс.жителей;
Юг России - 355,1 тыс.кв.км, 17587,1 тыс.жителей;
Поволжье - 536,4 тыс.кв.км, 16850,8 тыс.жителей.
Тремя экземплярами обеспечено население Севера и Северо-Запада: более 14,6 миллионов человек на территории около 1,68 млн. кв. км;
Один экземпляр достается жителям Западной Сибири - это 15 с лишком миллионов человек, проживающих на территории более 2,4 млн. кв. км;
Один экземпляр оказывается "в пользовании" у населения Дальнего Востока: это 6215,9 тыс.кв.км, 7260, 6 тыс.человек.
Восточная Сибирь (4122,8 тыс.кв.км, 9030 тыс.жителей) не обеспечена федеральным ОЭ.
Согласно Закону, все юридические лица Российской Федерации - производители документов, независимо от их местонахождения, должны направлять экземпляры своих изданий в главный библиотечно-библиографический центр (Москва, где располагается РКП и некоторые другие учреждения-получатели).
Север и Северо-Запад Федерации вместе с Калининградской областью имеют территорию, равную 1677,9 тыс.кв.км. Подставляя это число в формулу, получаем R=731 км (окраинным расположением самой Калининградской области - 15,1 тыс.кв.км - пренебрегаем).
Сопоставление характеристик зон обслуживания, в той или иной мере отражающих территориальные и демографические показатели, с числом ОЭ федерального уровня, получаемых по действующему Закону, свидетельствует о крайней неравномерности распределения полных комплектов документов, издаваемых в России, между различными зонами библиотечно-библиографического обслуживания.
В табл. 1 представлены показатели по зонам, приведенные к числу федеральных ОЭ, в двух вариантах: в левой части таблицы - в соответствии с существующим законодательством, в правой - в соответствии с некоторым мысленным экспериментом (как выглядели бы аналогичные показатели, если бы распределение ОЭ по территории Федерации было несколько равномернее).
В левой части таблицы показатели распределенности и обеспеченности на Юге России, Урале, в Поволжье и Восточной Сибири равны нулю (деление нуля на значимое число возможно). В правой части эти показатели пересчитаны в соответствии с предлагаемым перераспределением комплектов ОЭ: в Центральной зоне оставлено семь комплектов, а указанные зоны "получили" по одному комплекту. Показатели средних расстояний в эксперименте также изменены: если зона "получила" свой федеральный комплект, учтено только среднее расстояние от границ зоны до зонального центра, а расстояние до главного библиотечно-библиографического центра не принято во внимание.
Таблица 1
Распределение федеральных обязательных экземпляров документов
(на основе действующего Закона РФ и предлагаемое)
Зона |
Фактическое распределение |
Предлагаемое |
||||||
Число ОЭ |
Относительные показатели |
Число ОЭ |
Относительные показатели |
|||||
По площади, экз./млн. кв.км |
По численности населения, экз./дес. млн.чел. |
Среднее расстояние, км |
По площади, экз./млн. кв.км |
По численности населения, экз./дес. млн.чел. |
Среднее расстояние, км |
|||
Север, Северо-Запад и Калининградская область |
3 |
1,79 |
2,05 |
731 |
3 |
1,79 |
2,05 |
731 |
Центр |
11 |
11,96 |
2,41 |
540 |
7 |
7,61 |
1,53 |
540 |
Поволжье |
0 |
0 |
0 |
805 |
1 |
0,54 |
1,68 |
413 |
Юг России |
0 |
0 |
0 |
1190 |
1 |
0,34 |
1,77 |
336 |
Урал |
0 |
0 |
0 |
1136 |
1 |
0,82 |
2,04 |
162 |
Зап. Сибирь |
1 |
2,43 |
1,51 |
2878 |
1 |
2,43 |
1,51 |
880 |
Вост. Сибирь |
0 |
0 |
0 |
4024 |
1 |
4,12 |
0,90 |
1146 |
Дал. Восток |
1 |
6,22 |
0,73 |
6577 |
1 |
6,22 |
0,73 |
1407 |
Мысленный эксперимент, в котором мы попытались реализовать свои предложения по территориальному распределению полных комплектов ОЭ несколько смягчает эту неравномерность.
Теперь рассмотрим показатели по территории и населению [3] в сопоставлении с числом обязательных экземпляров за рубежом - см.табл.2.
Для анализа мы отобрали только те государства, относительно которых мы располагаем более или менее достоверными данными о количестве общегосударственных обязательных экземпляров документов (соответствующих российскому институту федеральных ОЭ) [4,5].
Таблица 2
Обязательные экземпляры документов в европейских странах
в сопоставлении с территориальными и демографическими показателями
Территориальные и демографические показатели |
|||||||
Страна |
Число ОЭ |
Абсолютные |
Относительные |
||||
Площадь, млн. кв. км |
Население, десятков млн. чел. |
Средняя удаленность, км |
По площади, экз./млн. кв. км |
По численности населения, экз./десятков млн. чел. |
|||
Группа стран А |
|||||||
Швеция |
8 |
0,45 |
0,88 |
378 |
18,8 |
9,1 |
|
Дания |
3 |
0,043 |
0,53 |
117 |
69,8 |
5,7 |
|
Финляндия |
7 |
0,34 |
0,50 |
328 |
20,6 |
14 |
|
Норвегия |
5 |
0,32 |
0,43 |
321 |
15,6 |
11,6 |
|
Исландия |
3 |
0,10 |
0,027 |
181 |
30 |
111 |
|
Группа стран Б |
|||||||
Польша |
11 |
0,31 |
3,86 |
316 |
35,5 |
2,8 |
|
Румыния |
7 |
0,24 |
2,26 |
275 |
29,2 |
3,1 |
|
Чехия |
17 |
0,079 |
1,03 |
158 |
215 |
16,5 |
|
Венгрия |
1 |
0,093 |
1,02 |
172 |
10,8 |
0,98 |
|
Болгария |
22 |
0,11 |
0,83 |
188 |
200 |
26,5 |
|
Албания |
1 |
0,029 |
0,34 |
96 |
34,5 |
2,94 |
|
Группа стран В |
|||||||
Германия |
2 |
0,36 |
8,21 |
337 |
5,56 |
0,24 |
|
Франция |
1 |
0,55 |
5,87 |
419 |
1,82 |
0,17 |
|
Великобритания и Сев. Ирландия |
5 |
0,24 |
5,85 |
79 |
20,8 |
0,85 |
|
Бельгия |
1 |
0,03 |
1,01 |
99 |
33,3 |
0,99 |
|
Австрия |
3 |
0,084 |
0,81 |
163 |
35,7 |
3,7 |
|
Швейцария |
1 |
0,041 |
0,71 |
115 |
24,4 |
1,41 |
|
Ирландия |
6 |
0,07 |
0,36 |
150 |
86 |
16,7 |
|
Италия |
5 |
0,30 |
5,73 |
310 |
16,7 |
0,87 |
|
Португалия |
12 |
0,092 |
0,98 |
171 |
130 |
12,2 |
Насыщенность обязательными экземплярами как по площади, так и по численности населения далеко не в пользу России: в Европе они во много раз выше, что достигается в целом и в каждом отдельном случае большим числом государственных комплектов ОЭ в сочетании со значительно меньшими размерами территории, значительно меньшей численностью населения. Сводные данные удобно представить в виде интервальных значений:
экз/млн.кв.км экз/десятков млн.чел.
В России
фактическое распределение 0 - 11,36 0 - 2,41
предлагаемое 0,34 - 7,61 0,73 - 2,05
В Европе
группа стран А 15,6 - 69,8 5,7 - 111
- " - Б 10,8 - 215 0,98 - 26,5
- " - В 1,82 - 86 0,17 - 16,7
Таким образом, сравнение российских территориальных и демографических показателей распределенности комплектов федеральных обязательных экземпляров документов с зарубежными (европейскими) показывает, что наши "16 обязательных" - это не так уж и много, а скорее - мало.
Если говорить об оптимизации распределения ОЭ, то, на наш взгляд, сокращение числа экземпляров, получаемых Центральной зоной (г.Москва), и перераспределение экземпляров в пользу ряда российских территорий было бы, безусловно, актом справедливости. Правительственные и законодательные учреждения Федерации вполне могли бы комплектовать свои библиотеки за счет бюджетных ассигнований. Что касается обеспечения полноты комплектования этих библиотек, то не общероссийский ОЭ играет здесь главную роль, а местонахождение этих библиотек - в Москве, где издается подавляющая часть российской издательской продукции.
В вопросе о распределении комплектов федеральных экземпляров серьезную проблему представляет собой аспект полноты каждого из положенного числа комплектов, доставляемых в РКП.
В соответствии со ст.17 (п.1) Закона 1994 г. Постановлением Правительства РФ № 739 от 24.07.1995 г. утвержден перечень учреждений-получателей, включающий указания о числе получаемых ими комплектов ОЭ (приложение 1 к Постановлению). Зафиксированная в Перечне последовательность наименований библиотек-получателей определяет соответствующую очередность раскладки документов по адресам как нормативный порядок распределения комплектов ОЭ между библиотеками.
Этот аспект осложняется тем, что в числе хранителей значатся две национальные библиотеки (Российская государственная библиотека и Российская национальная библиотека), и обе имеют право получения по два экземпляра документа. Ныне этот вопрос в Книжной палате решается исторически сложившейся очередностью раскладки полученных экземпляров по так называемым "корзинам", на самом деле представляющим собой фанерные коробы и в обиходе именуемым просто "ящиками". Содержимое каждого "ящика" предназначено для определенной библиотеки. Ящики пронумерованы: номер второй - это РГБ, номер третий - это РНБ, номер четвертый - БАН и т.д. Но дело в том, что номер шестой - снова РГБ, а номер 11-й (т.е. где-то в конце) - еще раз РНБ.
Очередность раскладки существенно влияет на полноту комплектования фондов библиотек-получателей. В случае неполного комплекта ОЭ, поступившего в РКП, преимущество получает библиотека, чьи экземпляры в раскладке стоят впереди. Нам, например, не кажется справедливым как то, что оба "ящика" одной национальной библиотеки (в Москве) стоят впереди обоих "ящиков" другой национальной библиотеки (в Санкт-Петербурге), так и то, что вторые "ящики" каждой из них стоят впереди других не менее уважаемых крупных научных библиотечно-информационных центров.
Подобная ситуация явно наносит ущерб интересам создания единого национального библиотечно-информационного фонда (с точки зрения его оптимального, взвешенного распределения). Кроме того, нарушается паритет в координации взаимодействия между двумя национальными библиотеками России. В результате комплектование основного фонда одной из равноправных (по Закону) национальных библиотек осуществляется с существенно меньшей полнотой.
Вопрос этот был исследован в секторе библиотечного фондоведения НМО. Отдел комплектования РНБ подсчитал, что разница в полноте между вторыми "ящиками" той и другой национальных библиотек в течение года составляет несколько тысяч экземпляров (разумеется, с ущербом для фондов РНБ - в Санкт-Петербурге). Однако эту коллизию целесообразно разрешить не столько на уровне переговоров между тремя учреждениями (РКП, РГБ, РНБ), сколько законодательным путем, введя статью о порядке распределения обязательных экземпляров непосредственно в Закон. При этом - особо оговорить порядок распределения в случае получения библиотекой не одного, а двух комплектов. Хотя данный случай, как может показаться, касается только двух библиотек (РГБ и РНБ), но и он укладывается в общую проблему оптимизации формирования единого национального фонда в его распределенном виде.
Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации “Об Обязательном экземпляре документов” от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ //Библиотека и закон: Справочник. Вып.1. М., 1996. С. 53-63.
2. Ершова Т.В., Толчинская Л.М. Закон об обязательном экземпляре как основа формирования распределенного национального библиотечного фонда // Государственная политика в области библиотечного дела и реализация законов РФ "О библиотечном деле и "Об обязательном экземпляре документов": Всерос.Науч.-практ.конф. Омск, 23-26 апр. 1996 г. Тез.докл. и сообщений. СПб., 1997. С.22-24. Высказанные в докладе взгляды авторы изложили впоследствии в расширенном виде: Ершова Т.В., Толчинская Л.М. Концепция распределенного национального фонда // Библиотека. 1996. №10. С.4-7.
3. Страны мира сегодня /Информационное телеграфное агентство России ИТАР-ТАСС. М., 1999. Т.1.
4. Jasion, Jan T. The International guide to legal deposit. - Published by Ashgate Publishing Limited, 1991. - 210 p.
5. Витиелло Дж. Обязательный экземпляр в Европейском сообществе: Результаты исследования // Библиотека. 1996. №10. Спец.вкл. №2 "Событие. 1996".