12. Секция по формированию библиотечных фондов
Библиотечные фонды: проблемы и решения: электронный журнал-препринт.
№ 3, июнь, 2002
Книжная культура в информационную эру
Т. Д. Дягилева, Н. А. Зинкевич (НБ СПбГУП)
Знание — это “коллективная память человечества”, передаваемая от поколения к поколению, именно она на протяжении тысячелетий мировой истории обеспечивает преемственность человеческой культуры. Возникновение книги привело к перевороту в отношениях человека с окружающим миром, обозначило, по словам Г. П. Мельникова, “новый этап не только в коммуникативной сфере, но и в формировании нового типа сознания, предопределив общий информативно-книжный тип культуры нового и новейшего времени” [1].
Изобретение И. Гутенбергом в середине XVI века печатного станка ознаменовало начало революции в средствах массовой коммуникации. До изобретения печати рукописные тексты были доступны немногочисленной элите в силу безграмотности большинства населения и дороговизны рукописных книг. И вдруг рынок начал стремительно заполняться относительно дешевыми и более доступными для широких масс книгами. Несколько следующих столетий были преимущественно периодами наращивания количества продуцируемых текстов. Польский библиограф Б. Ивинский подсчитал, что в 1600 г. вышло в свет 6078 изданий, в 1700 г. — 13368, в 1800 г. — 18646, в 1900 г. — 158888.
В связи с развитием машинного книгопечатания и внедрением современных форм капиталистического предпринимательства в конце XIX — начале XX веков начался быстрый рост книгоиздания. Количество названий книг, выпускаемых в мире, свидетельствует о темпах и размерах пополнения информационного потенциала общества. Известный книговед Е. Л. Немировский считает, что рост выпуска книг является объективным законом развития современной цивилизации. В 1992 году на 24 съезде Международной ассоциации издателей (Нью-Дели, Индия) отмечалось, что мировое книгоиздание, которое переживает беспрецедентный бум, увеличивается в первую очередь благодаря тому, что книга продолжает оставаться наиболее предпочтительной формой существования и сохранения культурного наследия и “что в распространении культуры книга играет роль, подобную той, которую энергия играет в экономической жизни” [2]. В XX веке объем выпуска книжной продукции в мире постоянно возрастает. Так, в 1955 г. было выпущено 269 тыс. названий книг, в 1970 — 521 тыс., в 1980 — 715 тыс., в 1990 — 842 тыс., в 1991 г. — 863 тыс. Коммуникации посредством печатного слова приобрели поистине массовый характер. Маршалл Маклюэн назвал эту историко-культурную ситуацию “галактикой Гутенберга”.
В то же время XX век в корне изменил ситуацию и сделал проблематичной будущность книги как своеобразного устройства коллективной памяти. Можно сказать, что изобретение радио было первым ударом колокола, возвестившем о наступлении новой эпохи — эпохи господства электронных средств массовой коммуникации. До настоящего времени вопрос о возможном будущем традиционной печатной книги остается открытым. Обсуждая это, отдельные издатели откровенно говорят, что печатной книге осталось жить не более тридцати лет, пока не исчезнут те поколения, которые выросли в эпоху книжной культуры. Оптимисты возражают, что книга останется в любом случае, просто будет существовать уже в другой форме. Каждый по-своему прав. Все-таки мы привыкли понимать под книгой не просто носитель информации. Конечно, можно будет сделать электронную книжку по форме и весу обычной книги и так, чтобы человек мог читать ее лежа в постели и даже имитировать шелест страниц, более того, такие попытки уже предпринимаются. Но это уже не будет книгой. Хорошо это или плохо, вопрос другой. Просто мир в очередной раз (как после появления письменности, а затем книгопечатания) изменился и уже не будет таким, как раньше.
Одним из ярчайших примеров оптимистической точки зрения на данную проблему можно считать суждение известного итальянского семиолога и теоретика культуры Умберто Эко, которую он изложил в своей популярной лекции “От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст”. По мнению Эко, вполне реален вариант, что CD-ROM со временем вытеснит книгу, а также некоторые другие аудио- и видеоносители. Однако Эко полагает, что культура в поисках более живых путей должна использовать все возможности средств массовой информации, что “не надо противопоставлять визуальную и вербальную коммуникации, а надо совершенствовать и ту и эту”. Умберто Эко считает, что, скорее всего, гипертекстуальный диск вытеснит книгу-справочник, но навряд ли заменит книгу для чтения. Книга не умрет, книга останется необходимой, причем не только художественная литература, но и все случаи, когда требуется чтение неторопливое, вдумчивое, то есть не просто получение информации, но и размышление о ней. Кроме того, бумажная книга все еще самый дешевый, удобный способ передачи информации при низких расходах, она не зависит от электрополей и замыканий и в физическом плане она крепче, чем магнитная запись.
В 1962 году канадский социолог М. Маклюэн писал о закате “галактики Гутенберга”. Он считает, что воздействие электронных СМИ должно было ликвидировать господство визуально-одностороннего (имеется в виду книжная культура) и возвратить познанию мифологическую образность. Однако, вместо вытеснения книги электронными средствами коммуникации, произошло взаимопроникновение этих двух информационных направлений в рамках глобального процесса информатизации. Удивительным является тот факт, что наиболее активно издаются книги в тех странах, где постоянно растет число электронных баз данных и банков данных и действуют современные коммуникационные сети с использованием спутниковой, оптоволоконной и других новейших средств связи. Так, в Германии в 1980 г. выпущено 64761 название книг; в 1994 г. — 70 643; в Финляндии в 1980 г. — 6 511; в 1994 г. — 12 539.
В XXI веке книжная культура, несомненно, будет развиваться наравне с компьютерной культурой. Главные социальные институты книжной культуры — книгоиздательства, книжная торговля, библиотеки и библиография будут востребованы и не уйдут в небытие. Особая роль принадлежит библиотеке как хранительнице культурного наследия мира. Важно сохранить, приумножить и передать следующим поколениям читателей то книжное наследие, которое было создано предшествующими поколениями. Важную роль в этом процессе играет подготовка и деятельность квалифицированных, мудрых, аполитичных библиотечных работников, которые смогут выполнить эту благородную миссию.
Литература:
- Мельников Г.П. Пролегомены к рассмотрению феномена книги в пространстве культуры // Книга в пространстве культуры: Тезисы науч. конф. /Ин-т славяноведения и балканистики РАН. М., 1995. С. 3.
- Книга: Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. 800 с.: ил.