Поиск по сайту

Архив содержания номеров

Годы

2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Номера

11 10, 09 08, 07 06 05, 04 03 02 01

12. Секция по формированию библиотечных фондов

Библиотечные фонды: проблемы и решения: электронный журнал-препринт.

№ 3, июнь, 2002

Книжная культура в информационную эру

Т. Д. Дягилева, Н. А. Зинкевич (НБ СПбГУП)

Знание — это “коллективная память человечества”, передаваемая от поколения к поколению, именно она на протяжении тысячелетий мировой истории обеспечивает преемственность человеческой культуры. Возникновение книги привело к перевороту в отношениях человека с окружающим миром, обозначило, по словам Г. П. Мельникова, “новый этап не только в коммуникативной сфере, но и в формировании нового типа сознания, предопределив общий информативно-книжный тип культуры нового и новейшего времени” [1].

Изобретение И. Гутенбергом в середине XVI века печатного станка ознаменовало начало революции в средствах массовой коммуникации. До изобретения печати рукописные тексты были доступны немногочисленной элите в силу безграмотности большинства населения и дороговизны рукописных книг. И вдруг рынок начал стремительно заполняться относительно дешевыми и более доступными для широких масс книгами. Несколько следующих столетий были преимущественно периодами наращивания количества продуцируемых текстов. Польский библиограф Б. Ивинский подсчитал, что в 1600 г. вышло в свет 6078 изданий, в 1700 г. — 13368, в 1800 г. — 18646, в 1900 г. — 158888.

В связи с развитием машинного книгопечатания и внедрением современных форм капиталистического предпринимательства в конце XIX — начале XX веков начался быстрый рост книгоиздания. Количество названий книг, выпускаемых в мире, свидетельствует о темпах и размерах пополнения информационного потенциала общества. Известный книговед Е. Л. Немировский считает, что рост выпуска книг является объективным законом развития современной цивилизации. В 1992 году на 24 съезде Международной ассоциации издателей (Нью-Дели, Индия) отмечалось, что мировое книгоиздание, которое переживает беспрецедентный бум, увеличивается в первую очередь благодаря тому, что книга продолжает оставаться наиболее предпочтительной формой существования и сохранения культурного наследия и “что в распространении культуры книга играет роль, подобную той, которую энергия играет в экономической жизни” [2]. В XX веке объем выпуска книжной продукции в мире постоянно возрастает. Так, в 1955 г. было выпущено 269 тыс. названий книг, в 1970 — 521 тыс., в 1980 — 715 тыс., в 1990 — 842 тыс., в 1991 г. — 863 тыс. Коммуникации посредством печатного слова приобрели поистине массовый характер. Маршалл Маклюэн назвал эту историко-культурную ситуацию “галактикой Гутенберга”.

В то же время XX век в корне изменил ситуацию и сделал проблематичной будущность книги как своеобразного устройства коллективной памяти. Можно сказать, что изобретение радио было первым ударом колокола, возвестившем о наступлении новой эпохи — эпохи господства электронных средств массовой коммуникации. До настоящего времени вопрос о возможном будущем традиционной печатной книги остается открытым. Обсуждая это, отдельные издатели откровенно говорят, что печатной книге осталось жить не более тридцати лет, пока не исчезнут те поколения, которые выросли в эпоху книжной культуры. Оптимисты возражают, что книга останется в любом случае, просто будет существовать уже в другой форме. Каждый по-своему прав. Все-таки мы привыкли понимать под книгой не просто носитель информации. Конечно, можно будет сделать электронную книжку по форме и весу обычной книги и так, чтобы человек мог читать ее лежа в постели и даже имитировать шелест страниц, более того, такие попытки уже предпринимаются. Но это уже не будет книгой. Хорошо это или плохо, вопрос другой. Просто мир в очередной раз (как после появления письменности, а затем книгопечатания) изменился и уже не будет таким, как раньше.

Одним из ярчайших примеров оптимистической точки зрения на данную проблему можно считать суждение известного итальянского семиолога и теоретика культуры Умберто Эко, которую он изложил в своей популярной лекции “От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст”. По мнению Эко, вполне реален вариант, что CD-ROM со временем вытеснит книгу, а также некоторые другие аудио- и видеоносители. Однако Эко полагает, что культура в поисках более живых путей должна использовать все возможности средств массовой информации, что “не надо противопоставлять визуальную и вербальную коммуникации, а надо совершенствовать и ту и эту”. Умберто Эко считает, что, скорее всего, гипертекстуальный диск вытеснит книгу-справочник, но навряд ли заменит книгу для чтения. Книга не умрет, книга останется необходимой, причем не только художественная литература, но и все случаи, когда требуется чтение неторопливое, вдумчивое, то есть не просто получение информации, но и размышление о ней. Кроме того, бумажная книга все еще самый дешевый, удобный способ передачи информации при низких расходах, она не зависит от электрополей и замыканий и в физическом плане она крепче, чем магнитная запись.

В 1962 году канадский социолог М. Маклюэн писал о закате “галактики Гутенберга”. Он считает, что воздействие электронных СМИ должно было ликвидировать господство визуально-одностороннего (имеется в виду книжная культура) и возвратить познанию мифологическую образность. Однако, вместо вытеснения книги электронными средствами коммуникации, произошло взаимопроникновение этих двух информационных направлений в рамках глобального процесса информатизации. Удивительным является тот факт, что наиболее активно издаются книги в тех странах, где постоянно растет число электронных баз данных и банков данных и действуют современные коммуникационные сети с использованием спутниковой, оптоволоконной и других новейших средств связи. Так, в Германии в 1980 г. выпущено 64761 название книг; в 1994 г. — 70 643; в Финляндии в 1980 г. — 6 511; в 1994 г. — 12 539.

В XXI веке книжная культура, несомненно, будет развиваться наравне с компьютерной культурой. Главные социальные институты книжной культуры — книгоиздательства, книжная торговля, библиотеки и библиография будут востребованы и не уйдут в небытие. Особая роль принадлежит библиотеке как хранительнице культурного наследия мира. Важно сохранить, приумножить и передать следующим поколениям читателей то книжное наследие, которое было создано предшествующими поколениями. Важную роль в этом процессе играет подготовка и деятельность квалифицированных, мудрых, аполитичных библиотечных работников, которые смогут выполнить эту благородную миссию.

Литература:

 

  • Мельников Г.П. Пролегомены к рассмотрению феномена книги в пространстве культуры // Книга в пространстве культуры: Тезисы науч. конф. /Ин-т славяноведения и балканистики РАН. М., 1995. С. 3.

     

  • Книга: Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. 800 с.: ил.