12. Секция по формированию библиотечных фондов
Библиотечные фонды: проблемы и решения: электронный журнал-препринт.
№ 3, июнь, 2002
Портрет современного читателя и его удовлетворенность фондами общедоступных библиотек РФ
Я.А. Михневич, Н.О. Тихонова (РНБ)
Последние десятилетия в нашей стране характеризуются значительными изменениями в сфере культуры, обусловленными проведением ряда экономических и социальных реформ, которые, несомненно, коснулись и библиотек. Они нашли отражение в изменении содержания чтения, потребностей в нем; отчасти изменился и сам читатель библиотеки.
В рамках масштабного исследования “Состояние фондов общедоступных библиотек Российской Федерации в 1991– 2001 гг.”, которое проводилось научно-исследовательским отделом библиотечных фондов РНБ, была поставлена задача создания совокупного портрета читательской аудитории библиотек, включая одну из наиболее важных, по нашим представлениям, характеристик – читательский спрос. Мы акцентировали свое внимание на потенциальных потребностях населения в использовании фондов общедоступных библиотек.
Анкета была построена таким образом, что наряду с вопросами, направленными на создание социального портрета, был задан ряд вопросов, ответы на которые помогли установить уровень удовлетворенности читателей библиотекой (интенсивность пользования библиотекой в зависимости от ее месторасположения, что привлекает в библиотеке, уровень тематического соответствия литературы профессии, интересам респондента, степень удовлетворенности фондами и т.п.).
В ходе анкетирования было опрошено 2559 человек из 110 библиотек РФ. Подавляющее большинство респондентов составили женщины (71,6%).
В целом, можно сказать, что аудитория общедоступных библиотек заметно изменилась. Если 5 лет назад, по данным исследования ГПБ “Чтение в библиотеках России” (1997 г.), основной читательский контингент публичных библиотек (50%) составляли учащиеся (старшеклассники, учащиеся средних, специальных и высших учебных заведений), то на сегодняшний день, по данным нашего исследования, их доля уменьшилась и практически сравнялась с числом работающих (соответственно 41% и 42%). Другой ключевой группой всегда были пенсионеры. Отсутствие лишних денег на приобретение книг, сложившиеся, не слишком претерпевшие изменение, вкусы, которые библиотеки еще в силах выполнять, а также восприятие библиотеки как места для общения, - все эти моменты объясняли сложившуюся ситуацию. Однако результаты нашего анкетирования это не подтвердили: группа пенсионеров составила только около 9% от общего числа респондентов. Делать какие-то выводы пока рано, но в любом случае на этот факт следует обратить внимание при проведении следующих опросов.
Чуть менее половины опрошенных дали ответы на вопрос о профессии. По профессиональному признаку первое место занимают работники сферы образования (26,9%), на втором – представители рабочих специальностей (15,6%). Далее с большим отрывом – экономисты, управленцы, инженерно-технические работники и др. Не входят в число основных потребителей общедоступных библиотек представители бизнеса (1,3%) и научные работники (0, 35%). Первые имеют меньше свободного времени для посещения библиотек, и поэтому, согласно данным многочисленных исследований, удовлетворяют свои читательские запросы другими путями - через покупку необходимых книг, использование Интернета.
Самая многочисленная группа по уровню образования - читатели со средним специальным образованием (38%). Группа читателей с высшим образованием занимает третье место, однако, лидирует по интенсивности пользования библиотекой.
В целом, интенсивность посещений, как этого и следовало ожидать, напрямую связана с местоположением библиотеки. 59,7% предпочитают посещать библиотеку, расположенную поблизости от места жительства; 19,9% посещают библиотеку, которая находится поблизости от места работы; только 10,9% - библиотеку, находящуюся неподалеку от места учебы; посещают библиотеку, расположенную в неудобном для респондента месте 10,3%.
Наибольшее количество респондентов (26%) посещают библиотеку не систематически (ответ “когда как”, зачастую совпадает с периодами сессий, государственных экзаменов, связано с необходимостью написания реферата, доклада, курсовой, диплома). Поровну (по 25%) разделились читатели, посещающие библиотеку раз в две недели и раз в неделю. 17% респондентов пользуются услугами библиотеки раз в месяц. Наименьшее количество опрошенных выбрало вариант “раз в два месяца”. Сравнительно редко упоминается наличие собственной библиотеки. (В целом, по данным Всесоюзного центра исследований общественного мнения, за последние годы количество людей, не имеющих домашней библиотеки, возросло на 10%).
Результаты анкетирования показали, что самой распространенной целью посещениябиблиотеки (при том, что данная цель названа в качестве единственной) является развлечение и отдых, затем – удовлетворение любознательности и самообразование, далее – помощь в обучении по общеобразовательной программе, и на последнее место было поставлено повышение квалификации. В случае если выбраны несколько ответов одновременно, ответ “развлечения и отдых” несколько сдает свои позиции, уступая ответу “самообразование и удовлетворение любознательности”. Если учесть тот факт, что учащаяся молодежь по-прежнему составляет существенную часть читательской аудитории общедоступных библиотек, превалирование таких ответов вполне объяснимо. Самое распространенное сочетание целей посещения библиотеки – любознательность и отдых одновременно - чаще всего встречается в ответах школьников, обращающихся в библиотеку за литературой по школьной программе, справочными материалами, энциклопедиями. Одновременно они успевают удовлетворять и свои интересы. К таковым относятся молодежные журналы, такие как “Птюч”, “Cool girl”, детские детективы, книги о животных, популярность которых в целом снизилась, “книги о любви”.
У тех, кто учится в средних специальных или в высших учебных заведениях, на первый план после помощи в овладении специальностью выходит самообразование, а чтение для себя, для развлечения по сравнению с ним упоминается вдвое реже. Еще менее расположены к чтению для души те, кто одновременно работает и учится. Значительно более склонны уделять внимание чтению как средству развлечения и самообразования те читатели, которые пользуются услугами библиотеки и для повышения квалификации.
Популярность той или иной библиотеки в первую очередь зависит от соответствия фонда читательским потребностям. Привлекательность конкретной библиотеки оценивается респондентами в основном возможностью получить конкретный ответ на конкретный запрос (определенная книга или наличие литературы по нужной тематике).
Чтобы не утратить своих позиций в обслуживании читателей, в библиотеке должны быть созданы такие условия, при которых им будет не только удобно, но и приятно работать. Желание работать в стенах библиотеки, необходимость этого зафиксировала в своих ответах пятая часть опрошенных, хотя и мало для кого это стало определяющим. Чаще всего заниматься в читальных залах приходится студентам и учащимся, так как требующаяся литература имеется в ограниченном количестве экземпляров, если не в единственном, и работа с ней в библиотеке является не столько вопросом добровольного выбора, восприятия библиотеки как наиболее подходящей и благоприятной обстановки для занятий, сколько вопросом отсутствия этого выбора.
Традиционно отмечавшаяся тяга читателя к общениюв библиотеке по-прежнему имеет место. Интерес к общению с библиотекарем проявили в первую очередь подростки 10–16 и молодежь в возрасте от 17 до 24 лет. Второй группой, открытой к общению, являются читатели среднего возраста, 30-40 лет. Резкий взлет к потребности в таком общении наблюдается в возрасте от 36 до 45 лет. Период 26-30 лет характеризуется снижением показателя. Заметный спад происходит после 50 лет, причем данная тенденция характерна как в мужской, так и в женской выборках. Более всего расположены к общению читатели со средним и средним специальным образованием, с небольшим отрывом далее идут читатели с высшим образованием, а менее всего в этом заинтересованы респонденты с незаконченным высшим.
Численный перевес среди читателей, заинтересованных в общении, сохраняют женщины.
Мужчин, проявивших желание общаться с библиотекарем, оказалось в 4 раза меньше, а указали только этот ответ 6,3% от их числа.
На вопрос о тематическом соответствиилитературы, имеющейся в библиотеке, интересам читателей, около 40% респондентов отметили ее прямое соответствие нынешней профессии и 24,5% ответили, что та литература, которая их интересует, и приобретенная профессия никак не пересекаются, причем большая часть уточнила, что они в этом и не нуждаются.
Хотя большинство читателей предпочли указать прямое или же косвенное соответствие запрашиваемой литературы и профессии, обоснованными выглядит только половина ответов. При этом зачастую анкета фиксирует существенное расхождение между заявленной тематикой и профессией.
Примерно 5,5% респондентов воспользовались предложенным вариантом ответа “иной взгляд”, чтобы высказать свои претензии по качеству обслуживания, составу фонда, указать на существующие проблемы. При этом наиболее часто упоминается: устаревшая литература, малое количество книг по узкой специализации, отсутствие или же недостаток новинок; малый объем фонда; также упоминается нехватка периодики и литературы на иностранных языках.
Отвечая на вопрос о тематике, интересующей в библиотеке, большинство (61,6%) указали отраслевую литературу. На первом месте оказалась история, далее идут естествознание, экономика, литература по образованию, психология, техника, сельское хозяйство, государство и право, медицина, литература по школьной программе, искусство, филология, научно-популярная литература.
Среди указавших художественную литературу, 56,5% не стали конкретизировать свои предпочтения, ограничившись формулировкой “художественная литература”. Из оставшихся 20% уточнили, что интересуются прежде всего детективами, 8% назвали любовные романы, 7% - фантастику, 2% - классику. Примерно по 1,5% приходится на современную, детскую литературу и поэзию, менее 1% отдельно выделили зарубежную литературу. Ответы на вопросы об отказах и неспрошенных книгах дают возможность раскрыть содержание ответа “художественная литература” – в большинстве случаев это российские детективы, женские романы, в меньшей степени классика. Классика же читается в основном двумя категориями читателей: учащимися, которым она необходима по программе, и преподавателями, по большей части, филологами.
Особенность изучения потребностей читателя в ходе нашего исследования состоит в том, что мы предложили респондентам ответить на вопросы, касающиеся конкретных книг, журналов и других изданий, на которые был получен отказ, либо читатель не стал их спрашивать, будучи заранее уверен, что ему их не выдадут. Мы полагаем, что информация о скрытых отказах является более показательной и напрямую отражает читательские потребности. Читатель во многих случаях вынужден брать те или иные книги только потому, что у него нет выбора: библиотека на сегодняшний день не в состоянии удовлетворить возросшие потребности своих читателей. Положение читателей в небольших городах и др. населенных пунктах несомненно осложняется ничтожно малым количеством книжных лотков и магазинов. Поэтому библиотека, по сути, является практически единственным источником получения книги.
В рамках вышеупомянутого исследования, библиотекарям было предложено составить три списка названий книг, которые включили бы в себя:
- лучшие издания, приобретенные ЦБС за последние годы;
- издания, в которых библиотеки ощущают острую необходимость, но которыми не удалось пополнить фонды, а также;
- перечень изданий, выбывших из фондов ЦБС, но о которых стоит пожалеть.
Не вдаваясь в подробности этой части исследования, хочется все же отметить, что сопоставление взглядов читателей и библиотекарей на качественное наполнение фондов в отраслевом аспекте показывает, что их мнение совпадает почти на 100%. Несколько чаще, чем сами библиотекари, читатели сетуют на нехватку справочной литературы универсального характера и книг по домоводству. Такое положение вещей не может не радовать: библиотекарь знает потребности своих читателей, хотя, к большому сожалению, не всегда в состоянии решить проблему качественного комплектования фондов в должном объеме, причина которой кроется в недостаточном финансировании.
Поскольку потребности в развлечении, проведении досуга молодежь удовлетворяет, преимущественно, не столько через книги, сколько через журналы, то они и составляют большую часть изданий, указанных в ответах о неудовлетворенном спросе. Среди журналов, наиболее часто упоминаемых юными читателями, фигурируют такие молодежные издания, как “Cool”, “Cosmopolitan”, “Cool girl”, “Лиза”, газета “Спид-инфо”. Потребность в таких журналах велика, но библиотеки, как правило, не в состоянии удовлетворить ее.
Более старшие возрастные группы указывают на отсутствие или недостаток в фондах библиотек таких журналов, как “Крестьянка”, “Здоровье”, “Вокруг света”, “Приусадебное хозяйство”, “Работница”. Женская аудитория ощущает нехватку журналов мод – всего 53 упоминания, из которых 27 приходится на журнал “Бурда моден”. Читатели-мужчины отмечают плохую укомплектованность фондов библиотек такими журналами как “За рулем” и “Радио”.
Аудитория старшего поколения нередко сетует на отсутствие “толстых” журналов (“Новый мир”, “Знамя”, “Наш современник” и др.), что, по-видимому, объясняется привычкой читать свой журнал, сформированной за многие годы.
Отказы в основном получены на литературу по специальности – 51,5%. Среди читателей, участвовавших в анкетировании, значительный процент составляют учителя, которые являются наиболее неудовлетворенной группой (56%). В связи с этим, среди наименований журналов, в которых ощущается недостаток, называются такие издания, как “Начальная школа”, “Вопросы психологии”, “Литература в школе” и др.
С определенной целью был задан вопрос об увлечениях. В целом по стране чтение занимает второе место после телевидения (информация ВЦИОМ). По данным нашего исследования, оно выходит на первое место во всех группах: 33% школьников; среднее образование (не учатся) – 55,2%, в группе, продолжающей обучение - 34,2%; среднее специальное (не учатся) - 39,6%, незаконченное высшее образование (не учатся) - 28,6%; незаконченное высшее образование (продолжают учебу) - 30,2%; высшее образование - 43,8%.
Таким образом, у пользователей библиотек понятие чтение преобладает, хотя и трактуется весьма разнообразно. В чтение попали журналы, весьма далекие от литературы, просмотр газет и т.д. Если значительная часть интересуется литературой как средством развлечения, то другая часть подменяет понятие чтения получением информации, по статусу почти равной информации справочной. В последнем случае книгу не прочитывают, ее просматривают. Чтение сводится к усвоению информации, вынесенной в заголовки, считыванию знаков. Это наблюдение подтверждает и высокий процент положительных ответов о просмотре новых книг.
Среди читателей со средним образованиемзапросы ограничены конкретной книгой. Потребность в литературе по конкретной теме ниже, чем респондентов с неоконченным высшим или с высшим образованием, но выше, чем у читателей со средним специальным. Они хорошо настроены к работе с литературой в стенах библиотеки, но не особенно расположены рассматривать библиотеку как место отдыха. Более всех склонны общаться с другими читателями, к мероприятиям относятся индифферентно, хотя и лучше, чем читатели с незаконченным высшим. Проявляют любопытство к каналам связи, опережая читателей со средним специальным и высшим образованием. В ответах о книгах, на которые был получен отказ, чаще всего упоминаются детективы; женские романы, классика, исторические романы, фантастика, энциклопедии, книги по домоводству. Что касается книг, в отсутствии или недоступности которых читатели уверены, то это, прежде всего, энциклопедии, дамские романы, книги по домоводству, детективы, журналы “Сад. Огород”, “Здоровье”, “Бурда моден”, “Крестьянка”, “За рулем”, “Cool”, “Cosmopolitan”, упоминаются толстые журналы; энциклопедии. При этом их уровень удовлетворенности библиотекой самый высокий как по всей выборке (44%), так и среди тех, кто дал положительный ответ на вопросы о неспрошенных книгах и отказах (26,4%). Последовательную линию читательского поведения можно проследить у 36,3% ответивших. В остальных случаях наблюдается широкий разброс (например, в качестве интересующей тематики названа филология, книгой, которую не стали спрашивать, будучи уверены в ее недоступности стала толкование сновидений, а книгой, на которую получен отказ – книга по кулинарии; или же “классика - экономическая энциклопедия – “Cosmopolitan”; “фантастика – философия - рок-музыка”; “психология - азбука шитья - энциклопедия заблуждений о здоровье”). Ответы на вопросы об отказах и неспрошенных книгах дают возможность раскрыть содержание ответа “художественная литература” – в большинстве случаев это российские детективы, женские романы, в меньшей степени классика. Классика читается в основном двумя категориями читателей: учащимися, которым она необходима по программе, и преподавателями, по большей части, филологами.
Заметна разница в интересующей тематике между репондентами, продолжающими обучение и теми, кто не учится. Читатели, которые в настоящее время не учатся, поставили на первое место художественную литературу – 58,3%, история – 7,3%, периодика –4,3%, техника – 3,3%, медицина – 2,6%, домоводство – 1,3%, животноводство – 1,3%, образование, воспитание – 1,3%, экономика – 0,7%.
Из читателей, имеющих среднее образование и продолжающих учебу, художественную литературу упомянули 9%, в то время как точные науки – 16,2%, история – 15%, , право, юриспруденцию – 8,4%, экономику, бухгалтерский учет – 7,8%, искусство, культурологию, психологию – 6%, технику – 6%, филологию – 4,2%.
В качестве целей использования библиотечных услуг выступают развлечение, отдых, самообразование, любознательность; овладение профессией, обучение; повышение квалификации. В ответах чаще всего упоминаются детективы, женские романы, классика, исторические романы, фантастика, энциклопедии; а из журналов - “Сад. Огород”, “Здоровье”, “Бурда моден”, “Крестьянка”, “За рулем”, “Cool” “Cosmopolitan”. При этом уровень удовлетворенности библиотекой самый высокий как по всей выборке (44%), так и среди тех, кто дал положительный ответ на вопросы о неспрошенных книгах и отказах (26,4%).
Читатели со средним специальным образованием– самая многочисленная группа. Их запросы носят более специальный характер. Упоминаются статистические ежегодники, книги по бухгалтерскому учету, узкоспециализированные справочники, книги по юриспруденции и философии. Наиболее последовательны в своих предпочтениях педагоги, экономисты, юристы, а также категория читателей, ориентированная на развлекательное чтение. Уровень удовлетворенности ниже, чем в предыдущей группе (35%).
Читатели с незаконченным высшим образованиемпредставляют собой группу с наиболее высокими требованиями и самым низким уровнем удовлетворенности (26%). При этом по степени интенсивности посещения библиотеки они уступают только читателям с высшим образованием. Не удовлетворены предоставляемыми услугами библиотеки 9%, а полностью удовлетворяют свои интересы только 26%. (Среди тех, кто назвал конкретные названия невыданных книг каждый пятый (19,5%) считает, что библиотека способна удовлетворить их интересы лишь в незначительной мере). Менее всего представители этой группы склонны к дипломатическому ответу “удовлетворяет частично”. На первое место по интересующей тематике выходят гуманитарные науки, за ними следует экономика, естествознание, юриспруденция, педагогика, психология, социология. Художественная литература составляет 12%. Среди книг, которые спрашивать не стали 10% составляют учебники по различным дисциплинам, а 43,1% - журналы, из которых подавляющее большинство – специальные (“Биология в школе”, “Горный журнал”, “Химия в школе”, “Вопросы психологии”, “Главный бухгалтер”, “Зарубежные системы учета”, “Экономика”). Среди книг, на которые были получены отказы, 12% - учебники, столько же – художественная литература, 10% - справочная литература, 7,8% - литература по экономике, 5,8% - право и юриспруденция, 3,9% - журналы.
43,1% респондентов группы очень последовательны в своем читательском поведении. Треть из них посещают библиотеку в среднем раз в неделю, 27,6 – “когда как”, 20,6% - раз в две недели, 11,8% - раз в месяц, 7,5% - другие варианты, 0,4% - раз в два месяца.
Свыше половины посещают еще одну библиотеку (61,1%). Из этих библиотек большую часть представляют университетские (13,7%) и центральные библиотеки (16,8%), 3,05% приходится на библиотеки техникумов.
В целом, неудовлетворенность библиотекой возрастает с потребностью в отраслевой литературе справочного характера и журналах.
Ориентируясь на полученный совокупный портрет читательской аудитории общедоступной библиотеки, следует обратить внимание на профиль комплектования, что, безусловно, невозможно без улучшения финансирования. Сведения о читательских предпочтениях и о неудовлетворенных запросах необходимо учитывать при подготовке Федеральной программы книгоиздания, ориентируясь на реального читателя, а также улучшить качественный состав фондов для привлечения в общедоступные библиотеки социально активных групп населения.