Поиск по сайту

Архив содержания номеров

Годы

2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Номера

11 10, 09 08, 07 06 05, 04 03 02 01

12. Секция по формированию библиотечных фондов

Библиотечные фонды: проблемы и решения: электронный журнал-препринт.

№ 3, июнь, 2002

Залог успеха библиотеки – перспективное планирование

Старущенко Г.П. (РНБ)

Быстрое развитие инновационных, телекоммуникационных технологий, сетевого взаимодействия библиотек и т.д. способствовали началу разработки библиотеками разного уровня перспективных планов, концептуально-стратегических документов планово-прогностического характера. Проблема получила особую остроту по причине того, что библиотеки оказались перед выбором: выживания, отступления или трансформации.

В этих условиях долгосрочное планирование становится особенно актуальным. Однако можно услышать вопрос: зачем нам это надо, когда в условиях сокращения финансирования мы не в состоянии полноценно комплектовать фонды как массовых, так и национальных библиотек? Ответ, как мы полагаем, может быть один: никто из нас не садится в транспорт не имея определенной цели, куда он едет. Тем более, если количество денег в кармане ограниченно, мы просчитываем каждый свой шаг. Сложная ситуация с ресурсами заставляет нас особенно тщательно продумывать шаги при продвижении вперед. В отечественном библиотековедении и практике ведется активный поиск возможной переориентации основных целей и задач библиотек в новых условиях российской действительности. В связи с этим мы сочли необходимым дать некоторые рекомендации, основанные на зарубежном и отечественном опыте, которые могут быть полезны библиотекам любого типа.

Оглядываясь назад, в самые трудные для библиотек года, когда с появлением неопределенности внешних факторов, формирующих среду, с которыми взаимодействует библиотека, а именно, перестройки государства, а опосредованно и внутренних (в частности, новых технологий), все прогнозы развития российских библиотек не оправдывались. Произошел отход от советского как текущего, так и перспективного планирования, когда обязательным было составление ежегодных, перспективных планов, намечались задачи на более отдаленный срок – 10, 15 лет. Был накоплен значительный опыт планирования в условиях, когда будущее было прогнозировано, предсказывалось путем экстраполяции исторически сложившихся тенденций роста, а выполнение целей достигалось в соответствии с планомерно решаемыми задачами.

В западных странах стратегическое планирование пришло на смену долгосрочному в 1970-е гг. и сформировалось в национальных библиотеках к середине 1990-х гг., пройдя основные этапы восприятия его значимости. В начале 90-х годов все европейские национальные библиотеки имели стратегические планы или собирались их создать. Крупнейшие российские библиотеки в 90-х годах также приступили к формированию своих основных задач и направлений.

К 90-м годам за рубежом уже были достигнуты плодотворные результаты благодаря поиску на протяжении двух десятилетий наиболее эффективных методов управления библиотекой. Это было вызвано усложнением информационных потребностей, широким распространением различных форм информации и ростом цен на нее, сокращением бюджетных ассигнований, разумным их расходованием и т.д.

Разработанная американо-английская концепция развития библиотек, по замечанию Н.И.Тюлиной, стала международной (1). Большое число публикаций, в том числе монографий, обмен опытом на международных семинарах, конференциях позволили широко ознакомиться с достижениями зарубежных библиотековедов и библиотек (2) В частности, по стратегическому планированию, формированию стратегических, среднестатистических, среднесрочных и текущих целей, реализуемых через различные концепции, политические планы и процессы. Зарубежный опыт, быстрое развитие инновационных, телекоммуникационных технологий сетевого взаимодействия и т.д. способствовали выбору новых путей и направлений деятельности российских библиотек.

Существенный вклад в 90-е годы в разработку отечественных подходов к стратегическому планированию как методу управления был внесен Н.И.Тюлиной (1). Развернутую концепцию принципов и методики выбора и структуризации целей предложил Е.А.Фенелонов, проиллюстрировав ее на материалах стратегического плана Британской библиотеки и Муниципального объединения библиотек г. Череповца (3). Вопросы стратегического, перспективного планирования библиотек получили отражение и в работах других авторов, в публикациях, связанных с переходом мировой практики, а в последствии и российской на экономические методы управления, в том числе справочной и учебной литературе (4,5).

Уже в 1991 г. ГПНТБ подготовила методические рекомендации по планированию в новых условиях хозяйствования (6), большое количество публикаций было посвящено определению путей развития и долгосрочного планирования муниципальных и других библиотек (4,7). К 2000 г. был накоплен значительный опыт библиотеками разного уровня (от национальных до массовых) в области концептуально стратегических документов планово-прогностического характера, перспективных планов.

Подобные документы, представляя более гибкий механизм, предполагают постоянную переоценку и переработку первоначально разработанных концепций с учетом происходящих инновационных, технологических изменений внутри библиотеки, а также в обществе. Кроме того аргументированные цели и задачи, сформулированные в планах библиотек, позволяют воздействовать на органы их управления при необходимости решения приоритетных проблем, их финансирования.

Залог успеха проводимой работы по перспективному долгосрочному, планированию, как показывает зарубежный и отечественный опыт, заложен в политике баланса между двумя аспектами: модернизационным, открытости к новому, и цивилизованным, традиционным, сохранение истинно национального, исторически ценного.

В период выхода Российского государства на уровень стабилизации планирование как часть проблемы управления позволяет прогнозировать библиотекам всех уровней результаты положительных процессов (внедрение компьютерных технологий, процессов автоматизации и пр.), отделяя их от других форм преобразований, несущих определенную угрозу для полноценного развития (проблемы формирования фондов, использование нематериальных ресурсов, неудовлетворенность потребителя и пр.). Причем важно заметить, что начало третьего тысячелетия отмечено общностью процессов, происходящих в большинстве стран.

Общество переходит в качественно иное состояние, которое идет под воздействием убыстрения темпов развития общего мирового процесса в третьем тысячелетии. Основные особенности, которые влияют на долгосрочное планирование: ориентация на открытость, полинациональность, стирание межгосударственных, межкультурных и прочих границ, старение возрастного ценза общества и др. Причем надо отметить, что большая часть населения не принимает этих изменений, а процесс осознания – более медленный, мы не успеваем адаптироваться к современному миру, а исследователи еще не в состоянии описать эти процессы. В то же время важно понимание этого положения, его неизбежность, учет того, что развитие – всегда неустойчиво, идет через несоразмерности, на смену которого приходит система, а с равновесием – стабилизация.

Подобные мировые тенденции ведут к единению проблем в библиотечном пространстве. Учет и понимание необходимости научно обоснованных действий – наиважнейшая задача, которая получает выражение в долгосрочных, стратегических планах. В современных условиях характерно осознание международным сообществом, что определение места и роли библиотек в информационном обществе возможно при разработке ясной согласованной стратегии. Выполнение последней достигается за счет программ, посвященных отдельной цели и включающих необходимые организационные меры, трудовые, материально-технические, финансовые затраты и т.д.

В совокупности это позволяет наметить основные подходы, принципы, которые важно учитывать при разработке стратегического планирования на новом этапе. Определенное значение имеет осознание того, что осмысление новой социальной роли и утверждение соответствующего статуса библиотек происходит опытным путем, опираясь на:

  • существующий либо копирующий прошлое опыт нашей страны,
  • длительные и сложные процессы реформирования,
  • обновление всех сторон жизни общества,
  • рождающиеся организационные формы и нормы социального поведения,
  • опыт передовых стран, их цивилизованного потенциала.

Трансформация изменений в библиотеках происходит постепенно и позволяет взаимодействовать как старым, так и новым технологическим элементам, что дает возможность создать промежуточный, качественный уровень. Все больше эта зависимость прослеживается во всестороннем учете особенностей развития страны, которые наиболее полно проявляются на местном и региональном уровнях через определение специфики и приоритетов формирования региональной политики. Причем в системе направлений и действий рационально сочетаются интересы государства, его субъектов территорий, местного самоуправления. Однако региональные требования к библиотечному обслуживанию и реальные возможности обеспечения развития библиотек в силу большого диапазона различий регионов РФ по существенным параметрам не могут быть едиными для всех, что получает отражение в планировании.

Перспективный, стратегический план – это совокупность конкретных установок по развитию ресурсной базы и основной деятельности. Он может быть комплексным, отражающим все направления деятельности библиотеки или представлять собой долгосрочную программу развития одного или нескольких приоритетов (комплектования фондов, научно-методической работы и т.д.). План может состоять из несколько частей: 1) характеристика наиболее важных целей, 2) меры по их достижению, 3) ресурсное обеспечение, 4) перечень мероприятий. Все они сводятся к поиску ответов на вопросы: о положении библиотеки в данный момент, о перспективах на будущее, возможных препятствиях на пути к поставленной цели, что необходимо сделать для ее достижения.

В основе долгосрочного планирования лежит “дерево целей”, то есть в начале определяется общая цель библиотеки на определенный период, затем уточняются соответствующие задачи подразделения или направлений. Главным же является не перечисления мероприятий, а результатов, а основная задача состоит в обеспечении в достаточном объеме нововведений и организационных изменений. План может подкрепляться комплексом программ, планов - проектов и т.п. и конкретизироваться через текущие плановые документы. В стратегическом планировании особое место занимает формулировка основных целей в организационно-правовых документах (в уставе библиотеки, в положениях о структуре и др.).

Базисные принципы, которые лежат в основе любого стратегического планирования, сводятся к следующему:

  • тесная связь с государственной политикой и соответствие с приоритетами, которые являются составной частью и проявляются в сочетании с государственной стратегией в социальной, информационной, культурной сферах и отражает государственные интересы;
  • преемственность поколений, взаимосвязь между прошлым и будущим, проявляются в сочетании необходимости выполнения основных функций и возможностями рационального введения в работу новых технологий, обеспечивающих взаимосвязь традиционного и инновационного.

Бесспорны достижения российских библиотек в области использования новых технологий. Однако опыт показывает необходимость плавной переориентации, более рационального отношения к технологическим нововведениям, которые справедливо рассматриваются в качестве нового средства работы с основными документальными ресурсами библиотек. Это связано с осознанием следующих положений:

  • новые технологии не дают немедленных, желательных результатов, перемены происходят постепенно;
  • технологические новации порождают много трудностей;
  • необходимость тщательного изучения перед переходом к изменениям, учет библиотекой традиционных подходов. Однако последние не должны сдерживать изменений.

Становлению библиотеки как социального института нового типа способствовало быстрое развитие инновационных, телекоммуникационных технологий, сетевого взаимодействия библиотек, процессов интеграции и генерации, преимущественно связанных с информационными ресурсами и обеспечением доступа к ним независимо от места нахождения. На первый план выдвинулись вопросы, связанные с возможностями доступа к информации, оперативность, точность удовлетворения запросов пользователей, информационных услуг в целом. Важно учитывать при планировании факт, что высокие технологии делают обслуживание универсальным только в определенных сегментах, связанных с удовлетворением пользователей, где ожидания одинаковы. Приходится учитывать при создании стратегии различия территориального, регионального плана в области финансирования, уровня развитости инфраструктур, объемов информации в традиционном и электронном виде.

В результате основная позиция как отечественных, так и зарубежных специалистов при построении долгосрочных планов выражается в двойном подходе или синтезе управления традиционных и цифровых ресурсов. При продвижении в среду он-лайн учитывается, что управление традиционными ресурсами становится более проблемным. Комплектование и организация фондов компактных оптических дисков (КОД) уже сегодня вызывает самое большое количество проблем. Широкое распространение электронных ресурсов ставит как перед зарубежными, так и российскими библиотеками ряд сложных вопросов организационного, технологического и юридического характера, от решения которых зависит продвижение вперед.

Будущее библиотек всех уровней поставлено в зависимость от прогнозирования трансформации задач и целей, выраженных в стратегическом планировании библиотек разных типов. Залог успеха – в процессах кооперации и координации, в процессах объединения и согласования усилий, направленных на рациональное использование ресурсов в меняющейся информационной среде. В связи с этим неоспоримое значение приобретает взаимодействие на международном, федеральном, региональном уровнях в реализации целевых программ, решении библиотечных, социальных, культурных и др. проблем.

Список литературы

  • Тюлина Н.И. Концепция научного управления библиотекой // Библиотековедение. 1994. № 3. С. 3-19; Тюлина Н.И. Стратегическое планирование как метод управления библиотекой // Там же: 1994. №1. С. 11-17.
  • Багрова И.Ю. Фонды национальных библиотек: проблемы и стратегии 90-х годов: Обзор англояз. лит. 1989-1998 гг. // Библиотековедение.1999. № 2. С. 136-143; Библиотека. Население, Информация: Опыт публич. библиотек США/ Ред.-сост. И.Б.Михнова. М., 1998. 178 с.; Галлимор А. Стратегия развития библиотек в информационном обществе // НТБ. 1998. № 5. С. 3-20; Карлов Б. Деловая стратегия: Пер. с англ. М.,1991. 239 с.; Лайн М. Стратегическое планирование в национальных библиотеках // Библиотека. 1992. №3-4. С. 51-52; Стратегия развития библиотек в информационном обществе // НТБ. 1998. №5. С. 3-20; Стратегическое планирование в библиотеке: теория и практика ( по зарубежным источникам): Науч.-реф. сб./ РНБ. М., 1999. 144 с. и др.
  • Фенелонов Е.А. Формирование дерева целей как основа составления стратегического плана крупной библиотеки // Библиотековедение. 1996. №6. С.36-52; Фенелонов Е.А., Некрасова Н.В. Путь к преобразованию публичных библиотек // Библиотековедение. 1994. №2. С. 104-113.
  • Борхард П. И и др. Концепция маркетинга для публичных библиотек. М., 1993. 134 с.; Куликова Л.В., Могилевер Н.В. Управление и экономика библиотек в переходный период: ( материалы для руководителей библиотек) / РНБ. СПб, 1994. 154 с.; Маркетинг – современная концепция управления библиотекой: Науч.-реф. сб. / Сост. С.Д.Колегаева; РГБ. М., 1994. 146 с.; Морева О.Н. Стратегия формирования единого регионального фонда // Библиотечная жизнь Кузбасса: Сб. Вып. 2/15. Кемеров, 1997. С. 4-10; Чернякова Ю.Ф. Планирование – инструмент оптимизации управления ЦБС // Массовая библиотека 94: Теория и практика: Сб. / РГБ. М., 1994. С. 23-27; Чернякова Ю.Ф. Стратегическое планирование в ЦСБ // Библиотека. 1997. №11. С. 23-27.; Эйдемиллер И.В. Стратегия формирования фондов публичных библиотек: Маркетинговый подход / РНБ. СПб, 1995. !24 с. и др.
  • Кожевникова Л.А. Экономика библиотечной деятельности: Учебник. Новосибирск, 2001. 128 с.; Справочник библиотекаря / Науч. ред. А.Н.Ванеев, В.А. Минкина. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб, 2001. 439 с.; Терешин В.И. Библиотечный фонд: Учеб. пособие/ МГУКИ. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 2001. 176 с. и др.
  • Планирование деятельности НТБ в новых условиях хозяйствования: (Метод. рекомендации) / ГПНТБ. М., 1991. 49 с.
  • Бутковская М.С. Персонал ЦСБ. “Кунцево” в условиях новых информационных технологий // Библиотековедение. 1994. №5. С. 65-70; Демьяненко Н. Как мы реформировали систему управления // Библиотека. 1999. №6. С. 39-43; Земцов А.И. Деятельность ГПНТБ России в 1999-2000 гг.: Перспективы на следующее десятилетие // НТБ. №10. С. 16-34; Иванова Ю. Так чему же быть в плане? // Библиотека. 1994. №6. С. 49-52 и др.