12. Секция по формированию библиотечных фондов
Библиотечные фонды: проблемы и решения: электронный журнал-препринт.
№ 4, апрель, 2003
Проблема комплектования фонда Научной библиотеки Российской академии художеств (1980-2000 г.)
Н.С.Беляев, Е.С.Карышева (НБ РАХ)
Научная библиотека Российской академии художеств (НБ РАХ) – крупнейшее в нашей стране хранилище печатной продукции по отечественному и зарубежному искусству. По своему статусу НБ РАХ стремится собрать максимальное количество всей имеющейся информации по изобразительному искусству, архитектуре, дизайну.
На протяжении многих десятков лет сотрудниками Научной библиотеки создавалась оптимальная модель пополнения ее фондов. Однако она получила свою законченную форму только с момента появления отдела комплектования.
В “Положении об отделе комплектования Научной библиотеки Академии художеств СССР”, утвержденном 5 октября1981 г. четко определена его главная задача – “… обеспечение своевременного и полного поступления в библиотеку вновь издаваемой литературы в соответствии с профилем комплектования, а также планомерная и регулярная работа по докомплектованию фонда”. Кроме того, по “Положению…”, отдел должен еще заниматься информированием читателей и сотрудников библиотеки о новых поступлениях.
Обрисованный круг задач определяет виды и содержание работ отдела.
Одним из важнейших факторов для полноценной его деятельности является качественное и своевременное знакомство с источниками библиографического характера, позволяющее грамотно собрать и проанализировать информацию о вновь изданных печатных материалах.
В этой сложной работе сотруднику отдела комплектования будут подспорьем: тематические планы издательств, каталоги зарубежных книгоиздательских фирм, “Летопись печатной продукции изобразительного искусства”, “Книжная летопись”, газета “Книжное обозрение” и другие. Выявленные печатные материалы, претендующие быть включенными в фонд НБ РАХ, обсуждаются на Совете комплектования на предмет целесообразности их поступления в библиотеку. Наряду с этим “Совет комплектования следит за соблюдением положения о комплектовании, распределяет литературу по отделам библиотеки и устанавливает экземплярность”. В состав совещательного органа при Научной библиотеке входят: директор, заместитель директора, заведующий отделом комплектования, заведующий справочно-библиографическим отделом, заведующий отделом фондов и обслуживания, старший библиотекарь отдела обработки литературы и ведения каталогов. Совет комплектования, принимая свое решение, опирается на согласованные, четко аргументированные мнения каждого его члена, только после этого происходит закупка необходимой литературы для библиотеки.
Проанализировав имеющийся у нас материал в форме планов, отчетов отдела комплектования, мы решили рассмотреть его работу за 1980-2000гг., основываясь на следующей хронологии, разделив эти годы на периоды.
Первый период – с 1982 по 1989г. – момент становления отдела как структурного подразделения Научной библиотеки. Второй период с 1990 по 1999г. характеризуется кризисными явлениями в процессе комплектования библиотеки. Третий период – с 2000 по 2002г. – время поиска новых решений в деле пополнения библиотечного фонда.
В 1980-егг. уже сложилась хорошо себя зарекомендовавшая система организации комплектования НБ РАХ.
Основными источниками комплектования служили коллекторы (отдел обязательного платного экземпляра Центрального коллектора научных библиотек, Ленинградский коллектор массовых и научных библиотек, коллектор “Академкнига”, Таллинский коллектор и др.). Через них поступало в фонд около 85% от всей печатной продукции, получаемой для библиотеки. Магазин “Книга-почтой” предлагал Научной библиотеке издания, выходящие в других городах страны. Книготорговая организация “Международная книга” поставляла библиотеке литературу по изобразительному искусству, архитектуре, которая была издана за рубежом. Через это же учреждение проходила подписка на валютные журналы. Листовой изобразительный материал приобретался в книжных магазинах, в музеях и выставочных залах Ленинграда. Местные музеи в качестве дара и книгообмена очень часто присылали каталоги тематических и персональных выставок.
НБ РАХ принимала активное участие во внутрисоюзном и международном книгообмене. Среди отечественных партнеров мы можем назвать: Научную библиотеку Государственного Эрмитажа, Научную библиотеку Государственной Третьяковской галереи, библиотеку ЛОССХА, Дом художников Армении, Центральный театральный музей имени А.А.Бахрушина, Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Латвийскую академию художеств, Пермскую картинную галерею и др. С 1984г. вследствие хорошо налаженных отношений увеличился книгообмен между республиками бывшего Советского Союза и библиотекой. Наибольшее количество обменных операций с зарубежными библиотеками, музеями, институтами было отмечено во второй половине 1980-х гг. Высший институт изобразительного искусства (Болгария), Берлинский государственный музей (ГДР), Библиотека Британского музея (Великобритания), Пармская галерея (Италия), Библиотека Конгресса (США), Лувр (Франция) и многие другие – в этот период становятся постоянными участниками международного книгообмена библиотеки. В качестве материала для обменных операций Научная библиотека использовала издания из специально созданного и постоянно пополняемого обменно-резервного фонда. Среди них мы можем назвать книги по отечественному и зарубежному искусству, труды Академии художеств СССР.
В порядке оказания методической и шефской помощи из обменно-резервного фонда были отобраны и отправлены книги для Кемеровского художественного училища, Тюменской областной библиотеки, музея производственного объединения “Гжель”. Подобная деятельность библиотеки не была единичным явлением для того времени. Многие художественные библиотеки страны были созданы при участии НБ РАХ как центра сосредоточения печатной продукции по изобразительному искусству. В ходе аналитического исследования выяснилось, что Научная библиотека передавала из своего обменного фонда в другие учреждения на 15% книг больше, чем получала от них. Крайне плохо обстояло дело с поступлением в обменный фонд иностранных изоизданий, всего 10-15 библиотечных единиц в год.
Научно-библиографический архив, Научно-исследовательский музей, Музей-усадьба И.Е.Репина, фотоархив Академии художеств постоянно получали на временное хранение книги, необходимые им для работы.
Традиционным источником пополнения фонда Научной библиотеки были дары – в основном это специальная искусствоведческая литература. В июле 1988г. архитектор А.М.Романов передал библиотеке 465 книг. Большая их часть поступила в Сибирское отделение Академии художеств СССР.
Немаловажным фактором для проведения полноценного комплектования является его финансирование. В 1980-егг. суммы, отпускаемые на приобретение книг, журналов, иллюстративного материала, менялись (от 23000 до 26000 рублей по плану). При этом всегда присутствовал перерасход средств от намеченного.
В ходе анализа отчетной документации за этот период выяснилось следующее. Отечественные издания превалировали над зарубежными в соотношении 85% к 15%. В тематическом плане количественные показатели распределились таким образом – ОПЛ (5%), изобразительное и прикладное искусство (55%), архитектура (8%), справочно-библиографические издания (4%), литература по смежным дисциплинам (10%). Вышеуказанные цифры были ранее заложены при создании модели комплектования фонда НБ РАХ.
Наряду с книжной продукцией в фонд библиотеки поступало значительное количество журналов и газет (около 200 наименований), позволяющее удовлетворить спрос читателей библиотеки на периодические издания. Листовой изобразительный материал составлял около 4% от всей скомплектованной печатной продукции.
1980-е г. – период наиболее благополучный для НБ РАХ. Созданная система комплектования практически полностью отвечала требованиям библиотеки в профильной печатной продукции. Однако, если поступление в фонд новых изданий, выпущенных в СССР, было прослежено комплектаторами достаточно хорошо, то в отношении зарубежных книг по искусствоведческой тематике этого сказать нельзя. Международный книгообмен, В/О “Международная книга” в определенной степени решали эту задачу, но говорить о 100% заполнении лакун, вызванных частичным отсутствием иностранных изданий в библиотечном фонде, явно не приходится. В качестве иллюстрации к выше изложенному хочется отметить, что на приобретение иностранных изданий выделялось 3000 валютных рублей ежегодно.
В 1990-е г. перед Научной библиотекой возник целый ряд проблем. Появилось множество коммерческих издательств, выпускающих литературу, в том числе по изобразительному искусcтву. Подобная книжная продукция часто не проходила через Центральный коллектор научных библиотек или через местные библиотечные коллекторы, что затрудняло поступление этих изданий в фонд. Издательства союзных республик не гарантировали выполнения всех предварительных заказов, что крайне отрицательно сказалось на полном и своевременном поступлении литературы.
Политические и экономические перемены, произошедшие в странах восточной Европы, повлекли за собой трудности в комплектовании печатных изданий Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии. В очередной подписке на 1991г. отсутствовала периодика этих стран. Значительно сократилось поступление отечественных и иностранных книг в магазин “Искусство”. К чисто техническим сложностям мы можем отнести неудовлетворительную работу почтовых отделений, выразившуюся в несвоевременной доставке корреспонденции, пропусках получения периодических изданий по вине почты. Но самая главная проблема, возникшая начиная с 1990г. – это неполное и несвоевременное ассигнование средств на приобретение книг и периодических изданий.
Уже в сентябре 1990 г. ставится под большое сомнение возможность получения валютных изданий, поскольку до сих пор не был утвержден союзный бюджет на 1991год, следовательно, Министерство культуры не могло выделить соответствующие денежные суммы. Резкое повышение цен на бумагу и полиграфические услуги привело к тому, что Научная библиотека отказалась от 62 названий отечественных и зарубежных периодических изданий. Сложившаяся ситуация потребовала пересмотра тематического плана комплектования: отказа от ряда изданий непрофильной литературы и сокращения экземплярности. К примеру, художественный абонемент НБ РАХ с 1992 г. практически не комплектовался новой литературой вообще.
Экономические изменения в нашей стране начала 90-х неблагоприятно отразились на уже установившейся системе источников пополнения библиотечного фонда. В 1991г. Центральный коллектор высылал книги с большим опозданием и крайне нерегулярно. Затрудняется четкая и планомерная работа с издательствами. Многие из них отказались от издания своих тематических планов и пользуются услугами “Книжного бюллетеня”. В 1992 г. книжные магазины Санкт-Петербурга, музеи, выставочные залы предлагали печатную продукцию только за наличный расчет. Почти сошло на нет комплектование листового изобразительного материала, так как прекратился выпуск плакатов и открыток. В связи с изменением издательской политики в стране многие полиграфические предприятия закрываются, переориентируют профиль своей печатной продукции.
Для Научной библиотеки РАХ это привело к недостатку книг по изобразительному искусству и архитектуре. Поэтому руководством библиотеки было решено наладить и активизировать связи со всеми организациями, выпускающими и реализующими печатную продукцию по искусствоведческому профилю библиотеки. В этот период регулярно проводилась работа в коллекторах Санкт-Петербурга (“Книжный центр”, “Академкнига”, “Университетский книжный салон”). Были налажены хорошие партнерские отношения с издательствами Санкт-Петербурга – “Дмитрий Буланин”, “Пушкинский фонд”, “Стройиздат”, “Издательство Санкт-Петербургского университета”, “Звезда” и др. Фирма “Мартинус Найхоф” взяла на себя обязательство поставлять в Научную библиотеку зарубежные периодические издания. Представители издательств различных городов России привозили свои книги и предлагали их приобрести за наличный расчет, благодаря чему библиотека смогла пополнить свой фонд книгами периферийных издательств.
И все же полноценным и долговременным связям между библиотекой и издающими, книготорговыми организациями в 1990-е гг. мешало отсутствие гарантированного финансирования комплектования. По этой причине приходилось отбирать только самую необходимую литературу: справочные издания и новые научные труды по искусствознанию и архитектуре, написанные с современных позиций. Особенно остро в конце 1990-х гг. стоял вопрос с подпиской на периодические издания. Только благодаря личному дару Президента Российской академии художеств З.К.Церетели в размере 2500 долларов библиотека смогла получать периодику в 1997-1998 гг.
Суммы, отпускаемые на комплектование в 1990-ег., не могли удовлетворить даже самые скромные запросы Научной библиотеки. На протяжении этого времени план приобретения книг выполнялся на 20-30% от намеченного, подобная тенденция привела Научную библиотеку к ситуации “сплошных лакун”, которые вряд ли могли заполнить дары и обменные операции, проводимые отделом комплектования. На этом фоне заметно снизилось комплектование общественно-политической, справочно-библиографической, художественной литературой почти в 10 раз. Издания по изобразительному и прикладному искусству, архитектуре приобретались на 30-200% меньше, чем в 1980-е гг. Листовой изобразительный материал комплектовался в основном за счет даров музеев и частных лиц. Например, от Е.А.Белоусовой получено 117 листов офортов П.Белоусова, Е.В.Звонцова подарила библиотеке 6 листов графических работ В.Звонцова, М.А.Самохвалова в дар библиотеке передала 66 листов художника А.Самохвалова (рисунки, шаржи) 1131 экземпляров книг получено в качестве дара от действительного члена академии художеств Е.Е.Моисеенко. В 1995г. после смерти преподавателя института им. И.Е.Репина Н.Т.Ягловой НБ РАХ получила по ее завещанию значительное собрание книг. Поступление листового изобразительного материала сократилось в несколько раз по сравнению с предыдущим рассматриваемым нами периодом.
Обменные операции Научной библиотеки характеризуются преобладанием полученных книг на переданными – это объясняется общей тяжелой обстановкой, в которой приходилось пополнять фонд.
В области комплектования фондов Научной библиотеки 1990-е г. – один из самых трудных периодов ее истории. Однако при всех своих недостатках, вызванных политическими и экономическими изменениями, произошедшими в нашей стране, данный период подтолкнул библиотеку к поиску форм существования в условиях рыночных отношений, открыл большие перспективы сотрудничества с другими организациями, в той или иной степени связанными с распространением печатной продукции по изобразительному искусству и архитектуре.
В начале нового века наметились определенные тенденции к выходу из кризисного положения, в котором оказалась НБ РАХ в конце 1990-х г. Прежде всего, это выразилось в возобновлении ассигнования на комплектование, полностью прекратившегося в 1998, 1999 гг. В 2000г. сумма ассигнований составила 70354 руб., в 2001 г. уже 345478 руб., на 2002г. планировалось освоить 385000 руб. В ходе аналитического исследования удалось установить, что вышеуказанные цифры не соответствуют истинным потребностям Научной библиотеки. Существующее финансирование не позволяет достичь наиболее полного комплектования. Репертуар поступающей печатной продукции ограничивается справочными изданиями по изобразительному искусству и архитектуре, научными работами по этим проблемам, новыми каталогами выставок и музеев. Газеты и журналы приобретаются только самые необходимые.
Вторая проблема, отразившаяся на полноте комплектования Научной библиотеки – это источники пополнения ее фондов. В настоящее время отдел обязательного экземпляра Московского центрального коллектора научных библиотек не гарантирует стопроцентной полноты комплектования книг по изобразительному искусству и архитектуре. В России сейчас более 6000 тысяч издательств, и не все они высылают обязательный экземпляр в Центральный коллектор. Кроме того, отсутствие координации издательств в области создания тематических планов привело к дублетности печатной продукции по искусству, поэтому Научная библиотека решила отказаться от изданий, информационно повторяющих документы ее фонда.
Другой не менее важный источник комплектования библиотеки – книгообмен. Успешнее всего он проходит со старыми партнерами – библиотеками и музеями нашей страны. Основной преградой для полноценного обмена становятся высокие тарифы на услуги почты, что особенно отразилось на международном книгообмене. Несмотря на это, НБ РАХ ведет обменные операции с тридцатью партнерами.
Подводя итоги, хотелось бы сказать следующее. Во-первых, основной целью комплектования в данных условиях является приобретение новых справочных и теоретических изданий по изобразительному искусству и архитектуре, альбомов и изобразительного материала, ранее не представленных в наших фондах или имеющихся в недостаточном количестве. Во-вторых, постоянное и гарантированное финансирование есть основное условие полноты комплектования Научной библиотеки. В-третьих, на сегодня важнейшей задачей является создание эффективной модели пополнения библиотечных фондов в новых экономических условиях – политика “залатывания дыр” должна уступить ей свое место. И, наконец, в-четвертых, организация подобной модели возможна лишь на основе кооперации и координации с другими художественными библиотеками города.