Поиск по сайту

Архив содержания номеров

Годы

2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Номера

11 10, 09 08, 07 06 05, 04 03 02 01

12. Секция по формированию библиотечных фондов

Библиотечные фонды: проблемы и решения: электронный журнал-препринт.

№ 4, апрель, 2003

Детская библиотека истории и культуры Петербурга. Круг ее пользователей

М.Л.Васюкова (Филиал №2 ЦГДБ им. А.С.Пушкина)


Петербург огромен и многолик, его культурный потенциал неисчерпаем. Представлять его юным жителям города во всём многообразии с его особой духовной культурой и аурой, воспитывать чувство причастности, петербургского патриотизма - вот главный смысл жизни Детской библиотеки Истории и Культуры Петербурга.
Наша библиотека была основана в 1934г. С 1980г. она входит в Межрайонную централизованную систему детских библиотек, созданную на базе Центральной городской детской библиотеки им. А.С.Пушкина.
С 1984г. библиотека расположена в парадных залах бывшей квартиры директора-распорядителя Торгово-промышленного товарищества Ф.Г.Бажанова и А.П.Чувалдиной.
Дом Бажанова, под этим именем известен он среди специалистов и любителей, является памятником архитектуры федерального значения и представляет значительный интерес для знатоков и ценителей архитектуры Петербурга начала XXв. как оригинальный образец северного модерна. Он был построен в 1907 – 1909гг. по заказу торгово-промышленного товарищества Ф.Г.Бажанова и А.П.Чувалдиной - крупного акционерного общества, занимавшегося в основном торговлей мануфактурой. Автор проекта и руководитель строительства - гражданский инженер П.Ф.Алёшин (1881-1961). Дом Бажанова - единственное здание, построенное им в Петербурге, в дальнейшем он жил и работал в Киеве.
К созданию интерьеров дома причастны видные деятели отечественной культуры Н.К.Рерих, М.А.Врубель, П.К.Ваулин, Л.А.Дитрих. Наибольшую известность дом получил в связи со знаменитым “Богатырским фризом” Рериха и майоликовым камином “Вольга и Микула”, выполненным по рисунку Врубеля. С 1964г. “Богатырский фриз” хранится в фондах Государственного русского музея, а камин и ныне украшает интерьеры библиотеки.
Удивительным образом соединились во времени и пространстве Дом-памятник архитектуры начала XXв. и Детская библиотека. В одном из залов Дома Бажанова мы встречаем герб Санкт-Петербурга, а в другом - три барельефа, символизирующие Детство, Юность и Зрелость.
Музейное пространство дома-памятника архитектуры подсказало нам идею развития нашей библиотеки как петербурговедческой. За последние годы мы прошли путь от заявления идеи создания такой необычной библиотеки до её реализации.
Детская библиотека истории и культуры Петербурга открылась для читателей в своём новом качестве после длительного реставрационного ремонта осенью 2001г.

  • Библиотека моделировалась на основании мнения специалистов разного профиля и разных сфер деятельности
  • Ведущие специалисты библиотеки получили специализированное петербурговедческое образование в Университете Петербурга (учебное заведение общественной организации Институт Петербурга)
  • Петербурговедческая коллекция собирается с использованием самых разнообразных источников комплектования, в том числе даров авторов, знатоков и любителей города, а также за счёт самого пристального и глубокого изучения фондов и выявления материалов, которые могут быть полезны разным категориям читателей нашей библиотеки.


Сегодня Детская библиотека истории и культуры Петербурга с учётом возрастных и психологических особенностей своих читателей, мнения специалистов - петербурговедов и всех заинтересованных лиц

  • собирает, систематизирует, изучает и предоставляет широкому кругу пользователей петербурговедческий фонд;
  • создаёт информационный банк данных о нашем городе и детях в нём, использует базы данных петербурговедов;
  • хранит и распространяет знания о городе, педагогический опыт;
  • ведёт просветительскую деятельность, соединяя библиотечные, музейные и филармонические виды деятельности;
  • объединяет всех интересующихся и заинтересованных нашим общим делом.

У нас сохраняется полный спектр услуг универсальной детской библиотеки для детей с дошкольного возраста по 11 класс, их родителей и педагогов, проживающих или обучающихся в Центральном районе Петербурга, на территории которого находится библиотека. Специализированное обслуживание осуществляет Отдел истории и культуры Петербурга через читальный зал, доступный всем жителям города и его гостям без каких-либо ограничений.
Мы определили для себя, что создание и развитие петербурговедческой библиотеки возможно только при наличии и активном использовании универсального фонда, в котором целенаправленно формируется его специализированная часть - фонд петербурговедения. Фонд формируется с учётом возрастных и психологических особенностей всех категорий пользователей библиотеки.
При формировании всего фонда и его специализированного отдела учитываются хронологический и энциклопедический подход, принцип И.М.Гревса и Н.П.Анциферова - город, как цельный социальный и культурный организм, как некое единство традиций и пространства, природы и истории, человека и среды.
Комплектуется как детская литература, так и та, которая может входить в круг детского и юношеского чтения, круг чтения педагогов, родителей и иных пользователей библиотеки.
Одна из задач библиотеки - выявление всех возможных источников (книги, как художественные, так и научно-познавательные и научные, материалы периодической печати и пр.), дающих информацию о городе, знание и впечатление, радость общения с ним, навыки этого общения и т.д.
Специализированный фонд формируется на различных носителях (книги, периодические издания, изопродукция, карты, кино-фоно-фотодокументы, CD-ROM, ксерокопии редких изданий и пр.).
Осуществляется текущее и ретроспективное комплектование с целью наиболее полного отражения в фонде всей выходящей книжной и иной продукции по различным аспектам петербурговедения и с целью ликвидации пробелов в фонде за прошедшее время. Текущее комплектование осуществляет Отдел комплектования ЦГДБ им. А.С.Пушкина в соответствии с тематико-типологическим планом комплектования. Наша библиотека самостоятельно выявляет и приобретает малотиражные издания, а также осуществляет ретроспективное комплектование. Оно основывается на материалах спецкурса Университета Петербурга по источниковедению и историографии Петербурга (Автор - Г.А.Богуславский). Благодаря полученным знаниям, мы сделали ряд важных приобретений. Только один пример: в букинистическом магазине нам удалось разыскать очень редкое для массовых библиотек многотомное издание – “История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях” – аннотированный указатель книг и публикаций в журналах.
Важнейшее направление работы с фондом - его изучение с целью выявления и оценки качества материалов (книг, статей, фрагментов, иллюстраций и т.п.), которые могут быть использованы в специализированной деятельности библиотеки.
Со временем планируется использовать возможности межбиблиотечного абонемента для тех категорий юных читателей, которые занимаются исследовательской деятельностью.
При отсутствии в фонде книг или иных источников, мы стараемся иметь в библиотеке информацию о них и о том, где они находятся, каким образом читатели могут ими воспользоваться.
Специфика детской библиотеки, читателями которой являются дети с дошкольного возраста и по 11 класс, юношество, родители и педагоги, влияет не только на формирование специализированного фонда, но и на особенности его отражения в каталогах и картотеках, электронных базах данных.
Комплексный отдел “Санкт-Петербург” в фонде и систематическом каталоге имеет дробную структуру, в основе которой тематический ряд, повторяющий ББК для детских библиотек. Вся поступающая в библиотеку литература изучается и анализируется с точки зрения использования в специализированной деятельности библиотеки. При необходимости, вновь поступающие издания, а также выявленные в процессе изучения фондов, добавочно каталогизируются и отражаются в систематическом каталоге с максимальной степенью подробности, а потом передаются для аналитического отражения в картотеке статей. Таким образом, даже косвенные источники становятся доступными пользователям.
Библиотека получает около ста периодических изданий, в том числе пока малоизвестные как юным, так и взрослым петербуржцам: “История Петербурга” “Петербург национальный”, “Топонимический журнал”, “СПб собака.ru” с приложением “Квартальный надзиратель”, “Новый Мир Искусства”, “Наше наследие”, “Мир музея” и др.
Мы используем ресурсы Интернета и приступаем к созданию электронных баз данных, которые дополнят традиционные каталоги и картотеки.
Творческие связи библиотеки помогают обогащать фонд редкими изданиями, авторскими экземплярами, находками друзей библиотеки.
Расширился круг пользователей библиотеки, в него вошли работники дошкольных учреждений города, педагоги основного и дополнительного образования, руководители детских объединений и клубов, издатели и журналисты, музейные работники и другие специалисты. Пользуются нашими услугами жители других городов и зарубежные коллеги.
Занятия в библиотеке для взрослых, работающих с детьми, включены в систему повышения квалификации Университета педагогического мастерства, Городского дворца творчества юных, Института культурных программ, Академии культуры, ЦГДБ им. А.С.Пушкина.
Популярные среди читателей мероприятия – выставки, лекции, концерты, конкурсы, встречи, спектакли и др. открыты для всех желающих и проводятся бесплатно.
Библиотека сумела занять свою нишу в городской инфраструктуре. Она нужна горожанам, и мы ощущаем это в своей ежедневной деятельности.