14. Секция публичных библиотек
Публичная библиотека. Профессиональный библиотечный журнал.
Выпуск 1, Зима, 2002
Новая модель публичной библиотеки ИФЛА / ЮНЕСКО
В.Р. Фирсов
Доктор педагогических наук
Председатель Секции по библиотечной политике
и законодательству Российской библиотечной ассоциации
Член Постоянного Комитета по Публичным библиотекам ИФЛА
15 июля 2001 г. в профессиональной жизни международного библиотечного сообщества произошло большое событие. Вышло в свет первое издание “Руководства ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек” на английском языке. “Руководство” готовилось Рабочей группой, организованной Секцией публичных библиотек ИФЛА и заменила собой предшествующий вариант 1986 года. За эти годы в деятельности публичных библиотек произошли принципиальные изменения – бурное развитие информационных технологий, форм представления информации для обеспечения доступа к ней значительно отразилось на идеологии библиотечной работы, характере библиотечных услуг и еще более приблизило библиотеку к пользователю. Очевидно, что новые цели библиотечной работы, изменившиеся условия обуславливают необходимость формирования новых механизмов управления. Именно решению этих задач посвящено внедряемое в библиотечную практику Руководство. В соответствии с устоявшейся практикой, обязательным является издание “Руководства” на пяти официальных языках ИФЛА, одним из которых является русский. Постоянный комитет по библиотечной политике и законодательству Российской библиотечной ассоциации провел большую работу по подготовке издания на русском языке. Планируется, что уже на ноябрьском Всероссийском совещании руководителей федеральных и региональных библиотек России “Управление и кадры” будет распределена первая часть тиража официального издания ИФЛА/ЮНЕСКО и в дальнейшем будет объявлена подписка с тем, чтобы “Руководство” было в каждой публичной библиотеке.
Вот как определяет главные задачи “Руководства” руководитель Рабочей группы по его подготовке Филип Гилл (Англия): “Публичная библиотека это служба, находящаяся в конкретной местности, удовлетворяющая потребности конкретной местной общины и действующая в условиях жизни такой общины. Настоящее “Руководство” разработано для того, чтобы помочь библиотекарям в любых условиях развивать эффективную службу публичных библиотек, отвечающую требованиям местной общины”.
Для России публичные библиотеки всегда имели ключевое значение. Страна с богатейшей литературной культурой, практически всеобщей грамотности, с давней традицией уважения и зафиксированному слову имеет, наверное, самую насыщенную сеть публичных библиотек в мире. В прошедшие времена менялось содержание их работы, формы обслуживания, однако, суть феномена публичной библиотеки как наиболее массового учреждения, стремящегося обеспечить равный доступ всех граждан к знаниям, информации и культуре оставалось неизменным.
В начале 90-х годов в России прошла дискуссия, основную проблематику которой можно выразить одной фразой: “От массовой к публичной”. Открывая себя миру, объяснимо стремление к сопоставлению, сравнению, желание ориентироваться на признанные в других странах эталоны. Начался активный процесс трансляции профессиональных ценностей и знаний, принятых в мировом библиотечном сообществе, в других странах. Россия все более вовлекается в деятельность ИФЛА, в международные библиотечные проекты. Принятый в 1994 году Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о публичной библиотеке, в отличие от предшествующих, становится достоянием не узкого круга исследователей библиотековедов, а настольным документом библиотекарей-практиков.
За последнее десятилетие наши библиотекари прошли большой путь по сближению профессиональных представлений с зарубежными коллегами. Именно в этот период вызов, брошенный информационным обществом заставил публичные библиотеки активно трансформироваться. Предлагаемая “Руководством ИФЛА/ЮНЕСКО” модель публичной библиотеки обобщает опыт подобной трансформации с учетом его формирования в различных странах. Предлагаемые в “Руководстве” методические рекомендации, решения, нормативы не всегда применимы в сегодняшней российской действительности, но все они понятны библиотекарям-практикам, а не только ученым-специалистам, и это также характерная черта нашего развития.
Знакомство с “Руководством” подтверждает мысль о несостоятельности наших утверждений о многолетней изолированности России от мирового сообщества. Его многие положения предельно близки российской практике, традиционны для нашей работы и хорошо известны нашим библиотекарям. Это же касается рекомендуемых нормативов. Какие-то из них можно расценивать как желаемый эталон, а некоторые являются явно заниженными по сравнению с применяемыми у нас
Применение данного “Руководства” предельно широко. Прежде всего, оно должно стать настольной книгой руководителя любой, даже самой малой публичной библиотеки, именно как руководство к действию, основа для принятия управленческих решений по всему спектру вопросов развития публичной библиотеки. Те положения документа, которые не реализуемы сегодня, но могут способствовать улучшению работы, окажут помощь при разработке стратегических планов, либо программ развития библиотеки. Многие положения документа окажутся полезными при разработке уставов библиотеки, правил пользования либо декларации о задачах обслуживания.
Документ может и должен использоваться не только внутри профессиональной библиотечной среды. “Руководство” должно быть доступно и известно представителям местных органов власти и органов управления культурой и информацией различных уровней. Оно окажет помощь при разработке программ развития культуры и информации территории, подготовке социальных нормативов.
В различных регионах России продолжается процесс законотворчества. Готовятся новые библиотечные законы, пересматриваются действующие. Обсуждается вопрос об изменениях и дополнениях в федеральном законе “О библиотечном деле”. Данное “Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО” окажет неоценимую помощь в работе над библиотечным законодательством, в тех его частях, которые касаются публичных библиотек.
Мы рекомендуем знакомство с документом также активистам общественно-профессиональных организаций библиотекарей и библиотек, как федерального, так и территориального уровня.
Работу над “Руководством” возглавлял Филип Гилл, будучи председателем Постоянного комитета по публичным библиотекам ИФЛА. Достойна преклонения его энергия, творческая самоотдача и желание объять необъятное, которые проявились в ходе разработки. Принципиально значимой чертой, которую необходимо отметить, является широчайшее обсуждение документа, не только в рамках Постоянного комитета, но и в различных библиотечных аудиториях. Это дает основание сказать, что “Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО” отражает профессиональные представления всего библиотечного сообщества о путях развития публичной библиотеки в начале XXI века.
По вопросам приобретения “Руководства ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек” необходимо обращаться в штаб-квартиру РБА. Постоянный комитет по библиотечной политике и законодательству РБА считает необходимым использование “Руководства” в практике работы публичных библиотек различного уровня и профилирования, как в центральных библиотеках, так и в филиалах. Желательна организация оптовых закупок для библиотек области, края, что значительно сократит сложности с доставкой тиража и снизит конечную стоимость.
Перечень вопросов, рассмотренных в “Руководстве”:
Роль и цель публичной библиотеки
Определение понятия публичной библиотеки; Цели публичной библиотеки; Учреждение для содействия переменам; Свобода информации; Доступ для всех; Местные потребности; Местная культура; Культурные корни публичной библиотеки; Библиотеки без стен; Библиотечные здания; Ресурсы
Юридические и финансовые аспекты
Публичная библиотека и органы власти; Законодательство о публичной библиотеке; Финансирование; Управление публичной библиотекой; Администрация публичной библиотеки; Реклама и продвижение на рынке
Удовлетворение потребностей пользователей
Определение потенциальных пользователей; Анализ потребностей внутри общины; Услуги, предоставляемые пользователям; Обслуживание клиентов; Обучение пользователей; Сотрудничество и совместное использование ресурсов; Электронные сети; Доступ к услугам; Библиотечные здания
Комплектование фондов
Правила управления фондами; Ресурсы; Комплектование фондов; Принципы обращения с фондами; Нормативы для книжных взносов; Нормативы для электронных носителей информации; Программа комплектации фондов для новых библиотек; Объемы пополнения и списания фондов
Людские ресурсы
Профессиональная квалификация библиотечных работников; Категории сотрудников; Этические нормы; Обязанности библиотечных работников; Численность персонала; Образование библиотекарей; Подготовка кадров; Продвижение по службе; Условия труда; Добровольные помощники
Менеджмент и маркетинг публичной библиотеки
Навыки менеджмента; Создание сетей и обеспечение их функционирования; Управление финансами; Управление библиотечными ресурсами; Управление персоналом; Планирование и разработка библиотечных систем; Управление процессом изменений; Делегирование полномочий; Механизмы управления;
Маркетинг и популяризация услуг
И еще об одном документе, который ждут многие библиотеки.
“Независимый библиотечный адвокат” (2001.-№1) опубликовал Проект Манифеста об “открытой библиотеке”, или О целях и задачах современной публичной библиотеки. Автор проекта – Татьяна Евгеньевна Коробкина, директор Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева (г. Москва)
Мы предлагаем активно включиться в обсуждение этого проекта.
Ваши дополнения, замечания ждут в редакции “Независимого библиотечного адвоката” по адресу 121019, Москва, ул. Моховая, 16. На конверте необходимо указать – “Манифест”