Поиск по сайту

Архив содержания номеров

Годы

2006 2004 2003 2002 2001

Номера

14. Секция публичных библиотек

Публичная библиотека. Профессиональный библиотечный журнал.

Спецвыпуск “Персонал библиотеки” Выпуск 3, 2002

Управление персоналом. Тренинг-семинар директоров ЦБС Карелии

Э.Р. Сукиасян,
профессор АПРИКТ,
заслуженный работник культуры РФ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
ТРЕНИНГ-СЕМИНАР ДИРЕКТОРОВ ЦБС КАРЕЛИИ

В начале июня Центр повышения квалификации библиотечных работников при Национальной библиотеке Республики Карелия провел с руководителями ЦБС тренинг-семинар по управлению персоналом. Мы еще в феврале договорились о том, что вести занятия буду я. Хотелось внести в методику проведения семинара что-то новое, отойти от традиций. Так родилась идея положить в основу метод анализа типовых управленческих ситуаций.

За рубежом ситуационный анализ в целях повышения квалификации применяется уже давно, в нашей стране методика пока не апробировалась. Не было никаких готовых материалов – их пришлось разрабатывать с учетом специфики наших библиотечных коллективов. Помогло знание стандартных ситуаций. Было решено остановиться на трех блоках:

  • подбор, прием, увольнение, расстановка кадров;
  • повышение квалификации;
  • оперативное управление персоналом.

Чтобы представить себе, в чём суть методики, приведу пару примеров. Аудитория вместе со мной вчитывается в “ситуацию”, например, такую: “Перед библиотекой неожиданно поставлена задача, требующая максимальной концентрации сил и средств, в первую очередь – усилий персонала (например, именно Вам придется принимать у себя большое количество иногородних гостей, организовывать программу). Ваша первая реакция?”.

Нет, дискуссию мы не проводим, так как возможные варианты уже предварительно просчитаны, каждый знакомится с ними и пытается определить своё отношение: “(1) Надо отказаться от поручения, так как никаких реальных возможностей его выполнить нет. Выдвинуть любые аргументы. (2) Надо предложить принять “долевое участие” в решении поставленной задачи: путь другая организация будет ответственным исполнителем, а мы поможем. (3) Надо согласиться, но с условием и гарантией выполнения оказания всех поставленных в связи с этим поручением требованием. (4) Сначала надо согласиться с радостью и пониманием ответственности”.

Тут идет комментарий, при этом каждый может дополнить, развить любое из указанных “решений”, а может предложить и своё. Иногда ситуация как бы разворачивается, имеет продолжение. Так произошло, например, и в приведенном случае – у него есть продолжение. Читаем: “Согласились? Теперь попробуйте представить себе первоочередные действия:

  • Не будем торопиться: о нас подумают наверху и дадут указания. Тогда и будем действовать.
  • Сядем с заместителями и заведующими, поговорим и подумаем. Первым делом создается всегда Оргкомитет. В его составе должны быть “первые руководители”, умные и толковые люди, чтобы с их помощью привлечь силы и средства. Никого нельзя забыть. Этим и займемся. Проект в виде списка отнесем куда надо.
  • Оргкомитет создадут и без нашего участия (хотя бы не забыли нас ввести!). Нам надо создавать свой штаб. В него надо ввести больше молодежи”.

Работали мы на протяжении нескольких дней, с утра до вечера. Часто аудитория встречала то или иное высказывание смехом – просто многие узнавали себя и спустя минуту понимали, к чему могло привести принятое решение. А после тренинг-семинара делились своими “ситуациями”, просили дать совет. В некоторых случаях вариант решения искали все вместе. Вот, например, трудные, часто - тупиковые ситуации: женский алкоголизм (а если еще и работник ценный!), хроническая нечистоплотность, доводящая сослуживцев до брезгливости (а вокруг и читатели ходят).

Все согласились с тем, что в теории многое понятно - литературу директора ЦБС знают, читают много. Национальная библиотека подготовила к тренинг-семинару огромный список по теме. Все знают: практика часто ставит гораздо более сложные задачи. Мы вместе учились рассуждать, искать решения, оценивать ближайшие и отдаленные последствия. Интересно: хотя мы давно разъехались по домам, я до сих пор получаю письма от слушателей!

Методика показала высокую эффективность. Напечатать задачник по ситуационному анализу нельзя – в аудитории работал коллектив. Я благодарен слушателям – они многому научили меня, обогатили мои материалы. Готовясь к тренинг-семинару, я извлек из своего архива несколько памяток и подарил их своим слушателям. С удовольствием передаю их читателям Бюллетеня. Может быть, они пригодятся в кадровой работе.

Собеседование с поступающим на работу сотрудником

Собеседование должно носить внешнюю форму свободной беседы и располагать к искренним, правдивым ответам. Желательно ничего не записывать. Сведения о предыдущем месте работы (телефон и имя непосредственного руководителя), если они будут названы, пусть запишет лично поступающий на работу. Как правило, в нашей стране этот вопрос вызывает большую озабоченность. В соответствии с Трудовым кодексом (ст.86, п. 3) все персональные данные работника следует получать у него самого. Если персональные данные возможно получить у третьей стороны, то от него должно быть получено письменное согласие.

Вопросы носят диагностический характер и в зависимости от того или иного варианта ответа потребуют углубления и продолжения беседы. Вы должны узнать, например, получено ли образование на дневном, заочном или вечернем отделении (лучше, если без дополнительного вопроса). Обратите внимание на умение логически мыслить. Очень внимательно разберитесь с ответом на последний вопрос, как по форме (оцените умение рассказать о книгах и журналах), так и по существу (особенно если перед вами библиотекарь-профессионал со стажем).

Паспорт, личный листок, документ об образовании, трудовая книжка лежат на столе.

Расскажите немного о себе: когда и как получили образование, семейное положение, профессиональные интересы, состояние здоровья.

Почему Вы ушли с предыдущей работы? Можете ли дать нам телефон, указать имя Вашего руководителя в том учреждении?

Имеете ли сейчас другие предложения о работе? Почему Вы выбрали эту работу? Что от неё ожидаете?

Какие цели ставите перед собой? Как Вы представляете своё положение через 3-5 лет, как собираетесь его добиться? На какую зарплату Вы рассчитываете сегодня и года через три?

Что нового (нестандартного) Вы можете предложить на новом месте работы?

Какая работа Вам больше по душе: с бумагами, с компьютером или непосредственно с людьми (читателями)? Вы предпочитали бы составлять планы и задания или их выполнять?

Каковы Ваши сильные стороны характера? Есть ли что-то такое, которое Вы хотели бы исправить в себе?

Считаете ли Вы, что надо скрывать от коллег то, что Вы не знаете или не умеете? До каких пор? Любите ли Вы учиться? Как Вы предполагаете, легко ли будет Вам у нас работать или придется серьезно повышать квалификацию?

У Вас сильный или слабый характер? Вы привыкли быть лидером или рядовым сотрудником? Как складывались у Вас раньше взаимоотношения в коллективе?

Как Вы проводите своё внерабочее время? Что обычно читаете? Какие телевизионные передачи смотрите? Ваше хобби или любимое занятие?

Есть ли у Вас своя домашняя библиотека? Расскажите, какая она? Как вы её комплектуете?

Примерный порядок адаптации нового сотрудника

(ответственным является непосредственный руководитель сотрудника)

1. Ознакомление с библиотекой, её зданием, помещениями (порядок входа до начала рабочего дня, порядок и место приема пищи, туалеты).

2. Ознакомление с внутренним трудовым распорядком ( существующий порядок учета рабочего времени, порядок выхода из библиотеки в рабочие часы, порядок выплаты заработной платы).

3. Представление коллективу.

4. Инструктаж по противопожарной безопасности.

5. Инструктаж по технике безопасности.

6. Ознакомление с рабочим местом (стол, шкаф; канцелярские принадлежности, оборудование и расходные материалы, порядок их получения; связь – место телефона, правила пользования).

7. Беседа с первым руководителем и профсоюзным лидером ( история библиотеки, традиции коллектива, ознакомление с социальными льготами и стимулами).

8. Обучение на рабочем месте (задачи подразделения, его место в библиотечной технологии; технологические инструкции, правила и другие документы, которые надо изучить; законы, государственные стандарты и другие документы, с которыми надо познакомиться; характеристика рабочего места сотрудника; характеристика и содержание процессов и операций, порученных сотруднику; нормы времени и нормы выработки; справочная и методическая литература; непосредственное обучение с привлечением инструктора; оценка по итогам работы после первой, второй и т.д. недели, оценивается качество и интенсивность труда)

В период адаптации сотрудник, не имеющий специального образования, знакомится также с профессиональной библиотечной периодикой, системой библиотек, учебной литературой. Период адаптации завершается составлением персональной должностной инструкции и плана работы сотрудника на календарный год, его имя вносится в график отпусков. Комплект документов, знание и исполнение которых является обязательным, хранится у сотрудника в папке, на первой странице приводится список документов. Сотрудник лично пишет “ознакомился”, ставит подпись и дату.

Профессиональные качества библиотекаря

1. Профессиональные знания, умения, навыки (общепрофессиональные, в рамках избранной специализации, по истории книги, библиотечного дела и библиографии, знание зарубежной практики, опыт работы (в целом и по специальности).

2. Компьютерная грамотность (WinWord, Excel, другие программные средства; Интернет и электронная почта).

3. Языковая культура и способности (знание английского языка, знание других языков, самооценка способностей к изучению языков).

4. Общая культура (широта кругозора, начитанности, в том числе в области искусства, музыки, естествознания, техники, философии, истории; самооценка возможностей постоянного развития).

5. Профессионально-необходимые навыки и умения (скорость чтения; коммуникативные качества: умение войти в контакт, начать или поддержать беседу; зрение: острота, глазомер, реакция, скорость переключения; цветовосприятие; речь и слух: грамотность, чистота, стиль; ясность и четкость; эмоциональная и нервно-психическая готовность к работе с детьми и инвалидами; внимание: объем, устойчивость, переключение; память: активная, пассивная; зрительная, слуховая, моторная; специальная – на имена, фамилии, внешние данные, номера; на издания; объем и скорость запоминания; выносливость, работоспособность; курение, алкоголь – способность преодоления или исключения; отношение к физической культуре и спорту, самооценка состояния здоровья; особые знания и навыки: стенография; умение читать по Брайлю; владение жестикуляторной речью глухонемых и пр.

6. Моральные и деловые качества личности (ответственность, дисциплинированность; честность, добросовестность; инициативность; целеустремленность, настойчивость; самостоятельность, решительность).

Как стать профессионалом. Молодому библиотекарю

Всегда старайтесь делать больше, чем требуется.

С порученным делом справляйтесь сами, не перекладывайте поручение на чужие плечи.

Если не знаете, как начать – спросите знающего товарища. Старайтесь увидеть и запомнить общие закономерности, методы, способы, алгоритмы. Не приходите на консультацию со своей конкретной задачей. Спросите, как выполняются задачи подобного рода.

Будьте всегда в курсе того, что делается в коллективе. Слушайте, наблюдайте. Будьте любознательны в работе, но не проявляйте излишнего любопытства. Одним словом, работайте глазами и ушами, а не “носом”.

Не позволяйте себе принимать участие во время работы в разговорах личного характера. Читателей, которых вы, быть может, просто не замечаете, не интересуют просмотренные вами вчера фильмы…

Наложите полный запрет на обсуждение действий руководителей. Если вам что-то непонятно, спросите прямо, лучше на собрании, при всех.

Никогда не выясняйте, кто и сколько получает и почему. Расписываясь в ведомости, смотрите на свою строчку. Заглядывать в чужой карман неприлично.

Уважайте свою работу, если вы хотите, чтобы её уважали в обществе. Не допускайте унизительного отношения к своей профессии. Если же вы её не любите и не уважаете, то вам не надо оставаться в библиотеке. Поищите другую работу, по душе.

Старайтесь всегда помогать и поддерживать в работе окружающих вас: и старших, и младших, независимо от должности и положения.

Относитесь ко всем с добротой и благожелательностью. Вы не заметите, как все вокруг будут также относиться к вам.

Планируйте свою жизнь на несколько лет вперед, допуская при этом альтернативы. Будьте предусмотрительны: оценивайте плюсы и минусы, близкие и отдаленные последствия.

Уважительно относитесь к старости. Пожилые сотрудники с удовольствием поделятся с вами секретами своего мастерства, если, конечно, вы их об этом спросите. Разговаривая с вами, они будут молодеть на глазах!

Общаясь со слепыми и слабовидящими, глухими, немыми, трудно передвигающимися, лицами с другими физическими и психическими недостатками, ведите себя так, чтобы им было приятно и легко с вами общаться. Помогайте им – они те же читатели! Не бойтесь взять за руки, смотрите в глаза, говорите четко!

Если вы выбрали библиотечную профессию, постарайтесь однажды и навсегда бросить курить. Книги несовместимы с курением!

Библиотекарь учится всю свою жизнь. Тренирует память, вырабатывает навыки быстрого чтения. Накапливает знания, чтобы отдавать их людям. Вы хотите стать мастером в своей профессии? Всё зависит от вас.