Поиск по сайту

Архив содержания номеров

Годы

2006 2004 2003 2002 2001

Номера

14. Секция публичных библиотек

Публичная библиотека. Профессиональный библиотечный журнал.

Спецвыпуск “Персонал библиотеки” Выпуск 3, 2002

Мониторинг библиотечного коллектива как основа разработки персонал-стратегии Донской государственной публичной библиотеки

Е.М. Колесникова кандидат философских наук
Директор Донской государственной публичной библиотеки г. Ростов-на-Дону

(выступление на Всероссийском совещании руководителей федеральных и региональных библиотек “Управление и кадры”,

ноябрь 2001 года)

Сталкиваясь со столь существенными и стремительными изменениями в своей деятельности (технологии, читательские потребности, предоставляемые услуги и т.д.) библиотеки испытывают потребность в разработке более целенаправленной и отвечающей современным требованиям политике в области управления людьми. Подобно тому, как современная библиотека нуждается в стратегии маркетинга, информатизации, она нуждается и в стратегии работы с персоналом. В связи с этим перед нами встают два основных вопроса:

Какие люди требуются для того, чтобы управлять компанией и вести ее к стратегическим целям?

Какие программы работы с персоналом нужно разработать и внедрить, чтобы привлекать, развивать и удерживать работников и эффективно конкурировать в этой области с другими?

Только постоянное наблюдение за составом кадров, оценка его квалификации, изучение индивидуально-психологических особенностей, ценностных ориентаций, потребностей каждого члена коллектива, межличностных отношений, организации труда в библиотеке и разработка на основе полученных результатов программы развития персонала сделают процесс совместной деятельности увлекательным и результативным.

Имея максимально полную информацию о кадровом потенциале своей организации, руководитель, как правило, выбирает 3 варианта дальнейших действий:

Вариант пассивного ожидания. Все остается, как есть и, хотя много нерешенных проблем, руководитель надеется, что когда-нибудь все стабилизируется.

Путь активных действий.

Расформирование коллектива – увольнение слабых специалистов и набор более квалифицированных, отвечающих современным требованиям.

Мы выбрали 3 вариант - стратегическое управление персоналом с учетом имеющегося потенциала и использованием современных методов его оптимизации.

ДГПБ - одно из значимых архитектурных сооружений донского края. Им любуются гости нашего города и сюда же приходят тысячи читателей не только в поисках необходимой информации, но и отдохнуть – посидеть в зимнем саду, насладиться шумом воды в фонтанах, пообщаться. Обратная сторона этого беспечного мира представлена трудовыми буднями библиотечных работников.

Наш коллектив насчитывает 347 человек, 53 % - библиотечные работники. Библиотечный персонал состоит из 29 руководителей (директор, заместители директора, заведующие отделами) и 156 специалистов.

В целом качественные характеристики библиотечного персонала удовлетворительные. Коллектив стабильный, 87 % имеют стаж работы в библиотеке от 5 лет и выше, 78 % имеют высшее образование. На сегодняшний день наиболее активной частью коллектива является около 68 % сотрудников, в том числе в возрасте 25-28 лет (10,8 %) и 30-49 лет (58 %).

Формальная структура Донской государственной публичной библиотеки представлена 25 структурными подразделениями.

Помимо этого в библиотеке существуют формальные группы – командная группа (директор, его заместители), целевые группы, состоящие из специалистов, работающих вместе над одним заданием или проектом (“Русская книга о Доне и Северном Кавказе”, “Кавказский календарь третьего тысячелетия” - краеведческий отдел, отдел редкой книги; “Информационный центр по обслуживанию малого и среднего предпринимательства Ростовской области” - отдел деловой информации, информационно-библиографический отдел, научно-методический отдел и т.д.); Советы, комиссия, которым делегированы определенные полномочия для выполнения той или иной задачи (В ДГПБ это - Реставрационный совет, Совет по комплектованию, Методический совет, Комиссия по НОТ и т.д.).

Количественные характеристики разных отделов Донской государственной публичной библиотеки не однородны: от 3 до 25 человек. Но большинство из них имеет оптимальное количество – от 5 до 8 человек, что облегчает руководство. В отделах, имеющих большое количество сотрудников, в целях более рационального управления они подразделяются на сектора или группы (отдел хранения фондов, отдел обработки и организации каталогов, отдел консервации, научно-методический, информационно- библиографический, краеведческий отделы и т.д.).

В последние годы наряду с постоянным наблюдением за составом кадров, его квалификацией в ДГПБ были проведены два исследования: 1-е с целью изучения влияния организации и условий труда на работоспособность специалистов (“Влияние недостаточной комфортности библиотечной среды на состояние здоровья библиотечных работников” 1998-1999гг), 2-е с целью изучения социально-психологического климата в коллективе ДГПБ (2000г.). Исследования проводились сотрудниками научно-методического отдела библиотеки, в качестве консультантов выступали специалисты Ростовского государственного университета. На основе полученных результатов, сделаны следующие выводы:

- Межличностные отношения в ДГПБ, как по вертикали, так и по горизонтали, оказывают серьезное влияние на процесс деятельности и конечный результат. Поэтому очень важно, чтобы в коллективе существовала атмосфера благожелательности и признания деловых и личностных качеств сотрудников. Именно на этих качествах основываются взаимоотношения в коллективе, так считают 69,5 % опрошенных. Кроме того, 2/3 рассматривают потребность в оценке и признании деловых и личностных качеств в качестве необходимого условия успешной деятельности.

- Ни в одном из отделов библиотеки нет нацеленности только лишь на деловые качества. В этом заключается специфика построения отношений. В библиотеке можно чаще услышать: “Она очень хороший человек” чем: “Она высококлассный специалист”. Ответ прост, работа в библиотеке построена в системе “человек-человек” и поэтому личностным качествам придается большое значение во внутриколлективном взаимодействии.

- Представляют интерес результаты о причинах конфликтов среди различных возрастных категорий. Возрастная категория 20-29 лет переживают конфликты из-за однообразия (18,9 %), среди других причин конфликтов неопределенность в работе (16,6 %) и расхождения взглядов, мнений при выполнении должностных обязанностей (14,4 %). Что свидетельствует о нереализованном ожидании в столкновении с реальностью (расхождении между идеалами и реалиями работы в определенной должности). Возрастная категория 40-44 лет выделяет конфликты, происходящие в отделах, по причине рабочих заданий, вменяя в вину происходящего слабый профессиональный уровень руководителя (29,4 %) и неопределенность в работе. Половина представителей этой категории переживает состояние общей усталости от напряжения из-за объема работы. 25 % сотрудников в возрасте 50-54 лет и старше 55 лет относят причины конфликтов к большому объему работы и напряжению (17,2 %), связанному с этим. Это объясняется вступлением в период выхода на пенсию и общим снижением трудовой активности. В целом по библиотеке основной причиной конфликтов является большой объем работы и напряжение (75 %).

- 23,2 % сотрудников думают уйти из библиотеки, но пока никаких мер не предпринимают. По данным исследования 1998 года, эта цифра была выше - 45,6 %. Среди причин, по которым библиотечные работники хотели бы сменить место работы на первом месте –размер заработной платы (43,9 %). Причем о решении сменить место работы заявили сотрудники с доходом 1,1-1,5 тыс. руб.

Материальная заинтересованность, безусловно, является одним из основных стимулов трудовой активности, но срабатывает он не всегда. Иногда важнее иметь свободное время, комфортные условия труда. Среди других причин недовольства местом работы отмечены:

- 19,5 % -неудовлетворенность условиями труда

- 14 % - далеко ездить на работу

- 12,2 % - нет перспектив профессионального роста

- 7,3 % - несоответствие между работой и квалификацией.

- В целом коллектив библиотеки заинтересован в повышении эффективности и результативности работы, но считает, что для этого не созданы условия. В качестве основной причины выделены проблемы вентиляции (89,6 %)

- Требует новых подходов организация внутреннего дизайна рабочих помещений библиотеки. Общий образ библиотеки вступает в дисгармонию с устаревшим оборудованием рабочих мест сотрудников и не высоким качеством оргтехники.

- Библиотечная среда оказывает серьезное воздействие на здоровье сотрудников. Выявлен ряд объективных факторов, влияющих на физическое и психологическое самочувствие библиотекарей. Наибольшее воздействие имеют: отсутствие вентиляции, температурный режим, освещение. Как следствие этих негативных факторов, 74,4 % опрошенных страдают хроническими заболеваниями, в том числе 48 % страдают ослабленным зрением, 38,4 % остеохандрозом, 22,4 %- аллергией. Наибольший процент хронических заболеваний приходится на сотрудников, проработавших в библиотеке более 10 лет.

  • В целом исследования подтвердили теорию Герцберга, что “при отсутствии или недостаточной степени присутствия гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворение работой”, но “работник начинает обращать внимание на гигиенические факторы только тогда, когда сочтет их реализацию неадекватной или несправедливой”. Именно поэтому только 25 % опрошенных отмечают те или иные гигиенические факторы, как причину, по которой они могли бы оставить работу в ДГПБ. Для большинства они являются негативными дополнительными аспектами на фоне финансовых проблем.

Разрабатывая персонал-стратегию, мы рассматривали четыре основных ”измерения” библиотеки. Это:

  • культура – убеждения, ценности, нормы и стиль управления;
  • организация – структура, функции рабочих мест и линии подотчетности;
  • люди – уровень квалификации, потенциал работников и способности руководителей;
  • системы управления персоналом – механизмы реализации стратегии: общение, обучение, поощрение, развитие карьеры и т.д.

ПЕРСОНАЛ-СТРАТЕГИЯ ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ ДО 2005 ГОДА
будет представлена следующими подпрограммами:

  • ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА БИБЛИОТЕКИ

Философия библиотеки

(миссия, цели и стратегия их достижения, декларируемые принципы работы)

История библиотеки и реализация программы “Память”

(ветераны и пенсионеры)

Традиции, ежегодные ритуалы

(посвящение в профессию, День молодого специалиста) и

церемонии

(награждение сотрудников в различных номинациях в День библиотек, 8 марта),

“библиотечные капустники”

(Новый год, День библиотек, 23 февраля, 8 марта)

Формирование “фирменного патриотизма”

(соблюдение трех принципов: “Интересы библиотеки – это и мои интересы”; “Мы делаем многое для успешной работы библиотеки, а она делает многое, чтобы нам работалось и жилось хорошо”; “Я дорожу библиотекой, а она дорожит мною”. Реализация программ: “Дети библиотеки”, “Творчество”, “Семейные династии”)
  • ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА

Оценка потребности в персонале, планирование его качественного и количественного состава

Привлечение и отбор кандидатов

Адаптация персонала к работе, реализация программы “Молодые в библиотеке”

В деятельности наличествуют 5-7 летние отрезки времени. Если содержание работы не меняется полностью, то мотивация явно снижается через 5 лет. Поэтому очень важно

Поддержание работоспособности

(аттестация, ротация персонала, структурные преобразования, изменения направлений деятельности, работа в целевых группах)

Эффективное управление невозможно без понимания мотивов и потребностей сотрудников и правильного использования стимулов. У каждого человека есть свои, мотивы, стимулы и потребности. Почему сотрудники в одних и тех же условиях работают с интересом и удовольствием, а другие ворчат и недовольны? Почему для получения высокого результата одного сотрудника нужно похвалить, а другому лучше заплатить? Мотивация - это делать труд радостным.

На реализацию этих основных положений и будет направлена подпрограмма

III. МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА

Изучение мотивов, стимулов, потребностей в мотивации

Обучение персонала

Планирование и реализация карьеры и служебных перемещений

(формирование кадрового резерва и его обучение, аттестация, составление индивидуальных планов личного и профессионального развития наиболее творческими специалистами)

Делегирование полномочий

Внешние и внутренние вознаграждения как

признание результатов и успехов работы сотрудников библиотеки (доплаты, надбавки, премирование и т.д.)
  • ОРГАНИЗАЦИЯ И ОХРАНА ТРУДА

Охрана труда

(аттестация рабочих мест в целях планирования и проведения мероприятий по охране и условиям труда, проведение ежегодных медицинских профилактических осмотров, установление доплат и льгот для специалистов, работающих в неблагоприятных, тяжелых и вредных условиях, оснащение рабочих мест аптечками для оказания первой медицинской помощи и т.д.)

Улучшение условий труда

(санитарно-гигиенические условия, распорядок дня, организация рабочих мест, оснащение рабочих помещений современным оборудованием и оргтехникой и т.д.)

Разработка технологических инструкций

в целях адаптации новых сотрудников к работе и устранению конфликтов по причинам неопределенности и напряженности в работе .

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛ – СТРАТЕГИИ

Правовое обеспечение

Методическое обеспечение

(мониторинг персонала библиотеки)

Организационное обеспечение

(создание кадровой службы, которая будет заниматься сбором и анализом кадровой информации, изучением специфики всех видов деятельности, прогнозировать кадровый потенциал, разрабатывать должностные и технологические инструкции, обучать персонал и т.д.)

Финансовое обеспечение

(смета расходов на затраты, связанные с реализацией данной персонал - стратегии)

Таковы основные положения нашей персонал - стратегии.