Поиск по сайту

Архив содержания номеров

Годы

2006 2004 2003 2002 2001

Номера

14. Секция публичных библиотек

Публичная библиотека. Профессиональный библиотечный журнал.

Осень, Выпуск 4, 2002

Городской библиотечный фестиваль “Увлеченные чтением” - эффективная форма привлечения к чтению

Н. А. Мичурина
заместитель директора ЦГДБ г. Лесной

В России с каждым годом все более тревожной становится ситуация не только с падением интереса к книге и чтению, но и резким снижением культуры и стиля этого чтения. Основная масса читателей находится на низком уровне восприятия текста – уровне сюжетно-событийного его понимания. Поэтому не удивительны и их читательские предпочтения, среди которых доминируют произведения, рассчитанные на самых невзыскательных потребителей. Особенно изменился круг и характер чтения современных детей и подростков.

Военно-патриотическая, научно-популярная и культуроведческая литература почти совершенно вытеснена из их чтения, а классика пока еще “держится на плаву”, благодаря школьным программам. Тем не менее, 95% выпускников российских школ не могут вспомнить целиком текст хотя бы одного стихотворения или народной песни, не могут рассказать о жизненном пути хотя бы одного писателя, композитора, философа, ученого.

Можно спорить, что хуже: общее вытеснение чтения в структуре досуга и отдыха или падение читательской культуры, но ясно, что эти проблемы взаимосвязаны и взаимозависимы. Единственным “утешением” может быть тот факт, что тенденция к снижению популярности книги в досуге детей и подростков характерна не только для России, но и большинства стран Запада.

Наши исследователи начала 90-х гг. отмечали, что около трети детей до 16 лет вообще не любят читать, а еще треть не может удовлетворить свой читательский интерес из-за отсутствия денег на покупку<FONT >необходимых книг или отсутствие этих книг в библиотеках/магазинах. Только 40-45% детей ежедневно читают для полезного досуга и удовольствия, причем затраты их времени на это постоянно уменьшаются. Необходим кардинальный пересмотр ассортиментной политики в сторону максимально дифференцированного подхода к различным группам детей.

Библиотеки, обслуживающие детей и подростков, постоянно совершенствуют методы работы с книгой. Они применяют разнообразные формы индивидуального и массового руководства чтением детей разного возраста, творчески используют формы работы, заимствованные из школьной и клубной практики. Широко используются такие формы массовой работы, как клубы по интересам, читательские конференции, литературные игры.

По своей сущности все эти формы являются итоговыми, завершающими определенный цикл работы с книгой.

Действительно, подготовка устного журнала, беседа о прочитанном предполагает организацию и таких мероприятий, как книжная выставка или библиографический обзор.

Но индивидуальная работа с читателями на подготовительном этапе оставляет желать лучшего. Иногда участники итогового мероприятия не прочитывают ни одной книги из тех, которые рекомендовались им на начальном этапе.

Изучение понятия эффективности работы вызвало необходимость наличия качественных показателей, характеризующих отношение читателей к мероприятию и оценку его библиотекарями.

Понятие “отношение” включает как действия объекта по отношению к предмету исследования (конкретной форме массового мероприятия), так и вербальное отношение, выступающее в виде мнений и оценочных суждений.

Определяя эффективность мероприятия, мы исходили из ряда показателей, характеризующих активность читательской аудитории до, во время и после проведенных мероприятий. При этом наиболее значимыми являются показатели, выявляющие изменение направленности и состава чтения: обращение читателей к рекомендуемой литературе и проявление интереса к теме, а также активность участников мероприятия, выражающаяся в незапланированных выступлениях детей, спорах после проведения.

В зависимости от особенностей читателей (возрастные, социально - психологические) один и тот же показатель по – разному проявляется и взаимодействует с другим.

Наиболее сильное воздействие мероприятие оказывает на детей 7 – 9 лет. И здесь главное, что я хочу подчеркнуть, это – преемственность между содержанием различных мероприятий, поступательное раскрытие темы. Это, безусловно, влияет на увеличение читательского спроса.

Активность читательской аудитории – важный показатель эффективности массового мероприятия, проводимого с читателями младшей возрастной группы.

Характерно, что показатель активности читательской аудитории выше прежде всего на мероприятиях, особенно понравившихся самим библиотекарям – их организаторам.

В целом эффективность массовой работы с младшим возрастом (т.е. влияние на процесс чтения) зависит от ряда факторов:

  • от умелого использования дифференцированного подхода при индивидуальных и массовых мероприятиях;
  • от качества предложенной детям литературы;
  • ее соответствия возрастным возможностям;
  • от целей и задач, которые ставят перед собой организаторы мероприятия.

Проанализировав все имеющиеся у нас данные, мы пришли к выводу, что необходимо организовать в городе крупное библиотечное мероприятие - фестиваль, целью которого бы стало привлечение детей к чтению лучшей литературы. При проведении мероприятий фестиваля мы стараемся знакомить читателей не только с содержанием книги, но и привлекаем внимание к проблеме, по–новому освещаемой в произведении.

Анализ массовой работы со старшими подростками приводит к выводу о том, что она не является определяющим фактором чтения для этой группы читателей. Очень низок среди них процент обращения к рекомендуемой литературе после проведения мероприятия.

Между тем, для этой группы читателей предназначены формы работы, предполагающие высокую эмоциональную и интеллектуальную активность участников. Особенностью поведения этой группы становится его большая избирательность и активность, что, несомненно, характеризует развитие личности подростка.

В работе с ними чрезвычайно возрастает роль индивидуальных форм руководства чтением.

Таким образом, критерием эффективности массовой работы детской библиотеки является уровень культуры чтения ее читателей, с присущей этой группе спецификой. На эмпирическом уровне можно определить культуру чтения через следующие показатели:

  • художественная ценность и возрастное соответствие книге
  • частота чтения литературы
  • пользование различными источниками информации о книгах
  • пользование различными источниками получения книг и периодики

В формировании этих качеств ребенка – читателя играют важную роль как индивидуальные, так и массовые формы руководства чтением, но наибольший эффект приносит системная, последовательная взаимосвязь этих методов.

В чем мы и убедились, проведя уже два городских библиотечных фестиваля для детей.

Городской Библиотечный Фестиваль

“Увлеченные чтением”

I Городской Библиотечный Фестиваль “Увлеченные чтением” был посвящен 50-летию нашего города и проходил в 1997 году. В цели и задачи фестиваля входило:

  • привлечь к чтению новых читателей
  • активизировать чтение детей города
  • повысить рейтинг книги в досуге школьников
  • раскрыть творческие возможности ребенка как читателя
  • способствовать более углубленному восприятию прочитанного материала
  • способствовать совместному творчеству детей и родителей

В работе фестиваля приняли участие ГДБ, Библиотека им. Бажова, школьные библиотеки города.

Фестиваль был организован для детей от 6 до 17 лет. Им предлагалось ответить на вопросы одного из 4-х буклетов, в зависимости от возраста:

  • Конкурс Кота Ученого, на лучшего знатока сказок для детей старшего дошкольного возраста, учащихся начальной школы
  • Конкурс Карлсона, на лучшего знатока литературных сказок для учащихся 5-7 кл.
  • Конкурс капитана Врунгеля, на лучшего знатока приключенческой литературы для 6-8 кл.
  • Конкурс Шерлока Холмса, на лучшего знатока детективной литературы для 8-10 кл.

Помимо вопросов в каждом буклете нужно было выполнить творческое задание.

Конкурс проводился в течение 3-х месяцев (с 15 марта по 15 мая). По каждой номинации были присуждены 1 первое место, 2 вторых и 3 третьих, поощрительные призы.

Заключительный праздник состоялся 22 мая 1997 года, в ДК “Современник”. В работе фестиваля приняло участие 400 детей. Некоторые дети принимали участие сразу в нескольких конкурсах. Замечательными были творческие задания детей – это и рисунки, и сочинение волшебной сказки, и написание пиратского устава. Детям очень понравилась такая форма нашей работы, а мы поняли, что это дело необходимо продолжать. Но на другом уровне. Мы пошли по пути наибольшего сопротивления: чтобы знакомство детей с литературой не было разовым и фрагментарным (согласитесь, что на выполнение заданий буклета нужно не так уж и много времени), мы решили разработать программы, которые бы в течение учебного года помогали и подводили детей к самостоятельному и творческому чтению.

Основные слагаемые творческого чтения как процесса деятельности: эстетическое наслаждение чтением; способность эстетического восприятия и высокий литературный вкус, основанные на художественном образовании; интерес к литературному процессу, к жизни книги и литературы в среде друзей; сознательное и заинтересованное отношение к книге и библиотеке, базирующиеся на знании их истории, культурной ценности, на понимание литературы как результата труда писателя, художника. Творческому чтению предшествует самостоятельно осознанный, личностно предопределенный и мотивированный выбор книг, умение составить список различных по жанру произведений по определенной теме, найти их, пользуясь справочным аппаратом библиотеки. Творческому читателю свойственна привычка осмысливать прочитанное и формулировать к нему свое отношение.

Значение работы по воспитанию творческого читателя возрастает сегодня и потому, что на головы юных читателей обрушивается мощный поток различных изданий, для понимания которых необходимы добротная подготовка, вкус, умение анализировать.

Следовательно, формирование творческого читателя – одновременно и воспитание зрелой, нравственной личности.

Для участия в библиотечном фестивале был приглашен известный московский писатель Андрей Усачев, автор книг: “Приключения маленького человечка”, “Сны Петушкова”, “Мои географические открытия”, “Иван – коровий сын” и др. Он выступил со своей песенно–поэтической программой перед детьми города. Нашей библиотеке он оставил приятные воспоминания, автографы и пожелания.

II городской библиотечный фестиваль для детей мы посвятили вступлению человечества в третье тысячелетие

В цели и задачи фестиваля входило:

  • духовно – нравственное воспитание читателей;
  • приобщение детей к ценностям мировой и отечественной литературы;
  • совместное творчество детей и родителей.

В фестивале принимали участие дети от 6 до 15 лет не только города Лесного, но и городаНижняя Тура, пос. Ис.

Фестиваль проводился по следующим номинациям:

  • “Сказки XX века” - для 1 – 3 классов
  • “Экологика” - для 5 – 7 классов
  • “Золотой. Серебряный. Бронзовый” - для 9 – 11 классов

В рамках фестиваля работала программа по возрождению традиций доброделания “Быть добру!”.

Две номинации фестиваля посвящены художественной литературе. Художественные образы, созданные словом, воздействуют опосредованно, через воображение, память, ассоциативное мышление. Дети и подростки, так же как и взрослые, ничего не получают в готовом виде. Они сами должны постичь мир образов, увидеть внутренним зрением, услышать внутренним слухом. Читая сказки, дети учатся разбираться в людях, вдумываться в из взаимоотношения, отличать главное от второстепенного.

В программу по работе с номинацией “СказкиXX<FONT > века” входили:

  • Книжные выставки “Удивительное путешествие в мир сказки”, “Нет книги популярнее на свете”
  • Открытие библиотечного магазина призов “У Пеппи”
  • III Пресс-конференция “Сказочное путешествие по далеким странам или любимые герои приглашают в гости”
  • День сказочных затей
  • Парад популярности писателей-сказочников, сказочных героев, художников-иллюстраторов
  • VI Вернисаж “Сказочное жюри”, “Про далекие страны”, Рождественская сказка”
  • VII Создание музея сказок
  • Конкурсы: на лучшую сказочную карту – игру (в “День сказочных затей”), на лучшую рождественскую открытку, поделки и подарки любимому сказочному герою, конкурс придумывательного мастерства

Одним из конкурсов номинации “СказкиXX века” был “Парад популярности”. Юным читателям предлагалось в письменной форме ответить на три вопроса: твой любимый писатель, твой любимый художник, твой любимый сказочный герой. Оказалось, что самым любимым писателем у наших читателей по – прежнему является Г. Остер, любимым художником – В. Чижиков, любимым сказочным героем – Карлсон.

По итогам Парада популярности на младшем абонементе была оформлена выставка – игра “Нет книги популярнее на свете”. Общение библиотекаря с читателями происходило от имени сказочного жюри (которое выбрали сами ребята).

Вторую номинацию

фестиваля представляла программа по развитию экологического мышления для детей 5 – 7 классов “Экологика”.

Слова “наш дом - Земля” стали у нас уже штампом. Мы говорим о том, что Землю нужно беречь, наблюдаем, как борются различные экологические объединения с нарушителями. И чем больше общественность, ученые углубляются в проблему защиты природы, тем больше приходят к выводу, что эта область не столько экономическая и даже социально-политическая, сколько философско-нравственная. Поэтому необходимо развивать экологическое мышление. В Японии чисто не потому, что там дворников больше, чем в России, а потому, что с детства маленькие японцы учатся беречь свою природу, учатся восхищаться ею.

Формирование сознания – сложный и длительный процесс. Наше поколение уже не перевоспитаешь. А вот те, кому сегодня 8-10 лет, должны вырасти с убеждением, что человек и природа – единый живой организм, и если уничтожить хоть одну его часть, то погибнет все остальное.

В задачах программы:

  • информировать детей о книгах и периодических изданиях, имеющихся в фонде Детской библиотеки;
  • познакомить с основными экологическими понятиями;
  • очертить круг основных экологических проблем;
  • познакомить детей с деятельностью общественных экологических движений;
  • научить использовать полученные знания “в быту”, в повседневной жизни;
  • преодолеть пассивность и равнодушие детей за счет привлечения их к творческим проектам и к выполнению домашних заданий.

В начале года была оформлена территория “Осторожно! Окрашено зеленым!” куда входили книжные выставки “Читательская инициатива”, “Экологическая азбука” и информация о работе экологической фирмы “Зеленый дом”.

В информационно – просветительскую деятельность программы входили занятия 3-х ступеней – часы знакомства, часы удивления и часы тревоги и печали.

Мы считаем, что главное в работе с читателями – сотворчество. Только в процессе совместного творчества можно влиять на развитие читателя. Необходимо учитывать интерес ребенка. А для этого нужно знать его потребности и возможности, выбирать в работе с ним привлекательные формы воздействия.

В октябре 1999 года в библиотеке открылась экологическая фирма “Зеленый дом”. Президент фирмы – главный эколог Филя, зам. по лесу – Лешик, зам. по жилищу – домовой Кузя. Цель этой фирмы – научить детей экологизировать окружающую жизнь. В фирме было открыто несколько отделов –

  • служба трудоустройства (предалагет работу почтальона – разносит письма с обращением к жителям домов поддерживать чистоту, эко – курьер – разносит экологические листовки в школы, журналист – собирает самые интересные факты по экологии и издает авторские листовки, библиотекарь – оформляет книжную выставку “Читательская инициатива”.
  • отдел изучения общественного мнения
  • статистический отдел (знакомит ребят с экологической статистикой).

В день открытия экологической фирмы “Зеленый дом” было объявлено о конкурсе на лучший экологический проект на оформление главной улицы города “Улица хорошего настроения”. А в марте (в Неделю детской книги) были подведены итоги проектов. В конкурсе приняли участие 4 творческие команды из разных школ города. Чего они только не напридумывали!

Все кустарники должны быть подстрижены в виде животных или птиц, на детской площадке мы увидели необычные качели в виде лягушки, девочки решили один из уголков улицы оформить под XIX век, по улице будет ходить необычный транспорт – паровозик из Ромашково и трамвай – бар (где можно будет посидеть, выпить молочный коктейль и посмотреть телевизор). А свою любимую детскую библиотеку они решили превратить в радугу.

Еще один участник конкурса экологических проектов – ребенок с ограниченными физическими возможностями Миша Костин сочинил и обыграл экологическую сказку о страшном Пауке и Птице Счастья. Закончил он свое выступление словами, которые тронули нас до глубины души. Он обратился ко всем участникам проектов – здоровым детям: “Мой девиз – всегда идти дорогой добра. И к этому я хотел бы добавить:  все вы молодцы, вы сочиняете, придумываете все новое, но в вашей жизни встретится еще немало Пауков, которым не нравится ничего нового, которые мешают придумывать другим, а сами ничего не могут сделать. Я хотел бы вам пожелать стойкости духа, преодолеть самих себя, придумывать, творить, и да поможет вам Птица Счастья!”. И подарил нам эту Птицу, которая стала для нас почти символом Добра.

На подведении итогов конкурса на лучший творческий проект “Улица хорошего настроения” пришли представители комитета по охране природы, отдела градостроительства и архитектуры городской администрации, которым понравились некоторые идеи детей, и они пообещали воплотить некоторые из них в жизнь.

Третья номинация

фестиваля была представлена программой литературного развития для 9 – 11 классов “Золотой. Серебряный. Бронзовый” (русское созвездие). С раннего возраста дети дома привыкают к некоторому дефициту классической литературы, и только в 14 лет, когда классика входит в школьную программу, она перестает быть необычной для ребенка. Желание читать ее падает, зато в реальном чтении она занимает более значительное место, чем ранее. Наблюдается зависимость: чем больше ребенок знает о классике, тем меньше хочет ее читать.

Американский писатель Марк Твен как-то сказал, что классика – это то, что каждый хочет иметь в багаже прочитанного, но никто не хочет читать… Парадокс? Да! Но, к сожалению, в нем много правды. Не часто встретишь молодых людей, искренне увлеченных чтением классической литературы. Есть, конечно, такие кто читает и<FONT >перечитывает Пушкина, Достоевского, Цветаеву. Но их можно пересчитать по пальцам. Большинство читает классику ради школьной программы. У нас, библиотекарей, это вызывает разочарование. Почему молодежь не хочет читать лучшее, что создано у нас и за рубежом? Почему классика пользуется немилостью читателей?

Культурологи, философы, педагоги многих стран мира отмечают, что снизилась культура чтения, что, получая информацию с лазерных дисков, компьютерных программ, молодежь утрачивает интерес к книге. Это не говорит о том, что дети совсем не читают. Читают, но что? Если это не литература, нужная для образования, то в большинстве случаев детей привлекает развлекательная книга: детектив, фантастика.

Конечно, ничего страшного в том, что дети хотят отвлечься от перегрузки, которую дает им школа, нет. И среди развлекательной литературы есть литература достойная внимания.

Условно современных подростков можно разделить на 3 группы: “добросовестно читающих”, “читающих через три страницы” и просто “нечитающих”.

Представителей 3-й группы можно не разбирать. Это, как правило, молодые люди и девушки 14-16 лет, проводящие половину жизни во сне, а другую на дискотеках и тусовках. Эта группа пополняется за счет невнимания к ним их родителей.

Первая группа – “добросовестно читающие” - природные романтики. Они легче видят себя героями романа, чем простыми людьми. Они великолепно знают произведения и подборку критических статей. К сожалению, их становится все меньше.

Самой многочисленной является группа “читающих через 3 страницы”. Они не меняют литературу на дискотеку, но и не делают ее смыслом своей жизни. Пользуются “Кратким содержанием программных произведений”. Считают эту книгу очень удобной: отнимает мало времени и позволяет с гордостью сказать: “Я читал “Войну и мир”!”. Часто “отправляют” героев в другие произведения. Благодаря им учителя делятся перлами вроде: “Старушонку убил Рахметов”. Число “читающих через 3 страницы” постоянно растет за счет разочаровавшихся “читающих” и взявшихся за ум “нечитающих”.

Мы попытались повлиять на ситуацию через программу “Золотой. Серебряный. Бронзовый”.

Ее цели:

Воспитательные – воспитание и формирование эстетического вкуса как условия приобщения и постижения художественной культуры.

Образовательные - формирование и развитие умений творческого чтения, приводящих к формированию читательской самостоятельности, формирование и развитие умений грамотного владения устной и письменной речью.

Программа включает в себя цикл занятий по 3-м условным “векам” литературы (золотой, серебряный, бронзовый).

Конечно, русская литература XIX– XX вв. – необъятная, грандиозная тема. Мы не претендовали ни на полноту ее охвата, ни на построение какой – либо концепции развития литературного процесса этого периода. При выборе тех или иных имен руководствовались своими вкусами и пристрастиями.

После каждого блока была заявленая интеллектуальная игра.

Например, после цикла мероприятий, посвященных Пушкину, проводилась игра “Веселое имя: Пушкин” (поэт в фольклоре), после цикла мероприятий по “бронзовому” веку – игра по творчеству В. Набокова “Мириады собственных лиц”.

В работе по номинации “Золотой. Серебряный. Бронзовый” мы столкнулись с большой проблемой: в издательской деятельности было заявлено издание мини – антологии “Шутки поэтов серебряного века”. Предполагалось, что подростки в течение года будут собирать такой материал, а в конце года мы издадим небольшой буклет с шутками поэтов серебряного века и “продадим” самым активным участникам итоговой интеллектуальной игры “Мерцающее серебро”. Это оказалось практически невозможным. Так как выявилась еще одна причина отсутствия интереса к классике. И связана она с речевым развитием современного подростка. То, насколько ребенок владеет словом, определяет его отношение и к классике. Это один из показателей уровня развития личности ребенка. Современный подросток обычно плохо владеет литературным языком, и это одна из основных причин нежелания читать классику. Из чтения школьников всех возрастных групп почти совсем ушла поэзия, а драма почти полностью отсутствует. Если сегодня драматические произведения почти не издаются, то поэзия всегда считалась чуть ли не основным чтением, особенно для ребенка – дошкольника. Правда, чем старше становился ребенок, тем меньше места поэзия занимала в круге его чтения. Людей, читающих поэзию, вообще значительно меньше, чем тех, кто читает прозу.

Еще один показатель слабого владения словом – реакция у детей на остроумие в классической литературе. Смешное, веселое – это то, что очень притягивает ребенка. Но, по мере взросления, он почти не поднимается на новый порог восприятия комического. Дети очень слабо реагируют на остроумие. И юмор, и остроумие связаны как с мышлением, так и с чувством. Никто не рождается сразу остроумным и нигде не учат остроумию. Это работа происходит подсознательно, вместе с общим развитием, хотя требует особых приемов, заложенных в приобщении к владению словом.

Современный ребенок очень часто просто эмоционально глух и не способен воспринимать лучшие страницы произведений именно потому, что совершенно не ощущает остроумия автора. Рассудочность, полная серьезность, с точки зрения которых изучаются художественные произведения в школе, губительны для комического, разрушают весь слой художественного произведения, вызывают негативное отношение в сознании ребенка.

В течение учебного года подростки 9 – 11 классов отвечали на вопросы фестивального буклета, выполняли творческое задание:

  • Нужно было переделать сюжет рассказа А.П. Чехова “Хамелеон” в следующие жанры (детектив “пропала собака по кличке Дружок”, мелодраму “О бедной собаке замолвите слово”, пьесу абсурда “Лысая собака”)
  • Или – написать в различных стихотворных формах (японское хокку, дантовские терцины, одическая строфа) известное стихотворение А. Барто “Идет бычок, качается...”

В конце хочется повторить известную мысль о том, что развивающее творческое чтение классики является мощным средством нравственно-эстетического воспитания юного читателя, для которого художественное произведение становится “школой нравственности”. Будем помнить об этом.

Гостями I фестиваля стали Марина Москвина и Сергей Георгиев. Это оказалось возможным благодаря программе Института “Открытое общество” “Детские писатели – детским библиотекам России”.

В мае 2000 года на заключительном празднике выступили уральские детские писатели - Нина Пикулева и Николай Шилов. Они не только встретились с детьми, но и приняли участие в творческом семинаре для библиотекарей города. И работа Фестиваля, и конференция по ее итогам “Увлеченные чтением” вызвали живой отклик в городе и области и получили высокую оценку.

В работе II городского библиотечного фестиваля для детей приняло участие уже 520 человек.

Все вышесказанное дает основание полагать, что городской библиотечный фестиваль является эффективной формой привлечения к чтению. В планах у нас - вовлечение в работу Фестиваля детей из городов Северного округа Уральского региона.