14. Секция публичных библиотек
Публичная библиотека. Профессиональный библиотечный журнал.
Зима, Выпуск 7, 2003
Научный образ провинциальной библиотеки
Н.Е. Поздеева
заведующая научно-методическим отделом
Публичной научной библиотеки
им. В.Г. Короленко
г. Глазов
biblio@glazov.udm.net
В последние десятилетия уходящего века библиотеки оказались вовлечены в процессы глобальных перемен, влияющие на характер их деятельности и развитие. Возросшему многообразию внешней среды они противопоставили разнообразие организационных моделей, поскольку ориентирами выступили не только социально-политические и экономические изменения, но и их собственные целевые и ценностные ориентации, материально-технические и информационные ресурсы, контингент пользователей.
Разнообразие адаптационных форм библиотек предполагает дальнейшее развитие библиотековедческих знаний, в том числе и критериев отнесения библиотек к тому или иному типу.
Интереснейшая научная дискуссия, прошедшая на страницах сборника “Научные и технические библиотеки СССР” в конце 1970-х и начале 1980-х гг., первоначально была посвящена терминологии и развилась до вопросов классификации и типологии библиотек. Сегодня дискуссия требует дальнейшего продолжения, причем на новом этапе развития теории и практики библиотечного дела она может приобрести прикладной характер, поскольку разработка характеристики типа, к которому можно отнести библиотеку, имеет значение для уточнения содержания ее деятельности и перспектив дальнейшего развития.
Эти серьезнейшие проблемы встали сейчас и перед Публичной библиотекой Глазова, одного из провинциальных городов Удмуртской Республики. В 1996 г. она выбрала путь развития как публичная научная библиотека. В основу определения научная мы сочли возможным положить научные методы организации работы. Но типология библиотек связана с группировкой объектов на основе их подобия, поэтому мы предусматриваем варианты для приведения в соответствие и других определяющих признаков рассматриваемого типа.
Хотелось бы аргументировать эту точку зрения. Исторически сложившаяся реальность – разноуровневая группа библиотек, которые принято считать научными. Это общероссийские национальные библиотеки РГБ и РНБ, библиотеки федерального уровня, универсальные научные областные и краевые библиотеки, библиотеки системы РАН, научно-технические и вузовские библиотеки. Они обладают различными ресурсами, обслуживают различные запросы пользователей. Что же их объединяет и отделяет от массовых библиотек?
Точки зрения библиотековедов, занимающихся проблемами типологии библиотек, весьма различны.
Н.С. Карташов утверждает: “В зависимости от характера удовлетворяемых информационных потребностей и читательских интересов УБ дифференцируются на научные и массовые” [1, c. 55]. Ю.Н. Столяров считает, что отличить УМБ от УНБ “практически можно в основном именно по составу, величине фондов и меньше всего – по контингенту пользователей и характеру их запросов” [2, c. 28]. Н.К. Коссаковская предполагает, что термин характеризует содержательную сторону деятельности библиотеки: “это звание, которое библиотеке должно присваиваться за содержательность проводимой работы” [3, c. 7].
С.В. Петрова утверждает, что “в отношении научности границы установить очень легко: в научной библиотеке должен функционировать отдел (сектор), занимающийся разработкой проблем библиотековедения” [4, c. 17]. С этим утверждением не согласен А.Я. Черняк; основываясь на том, что количественно и качественно нельзя измерить научную работу библиотеки, он поддерживает позицию И.М. Фрумина [5, c. 32] и утверждает, что научную работу “может вести практически любая библиотека” [6, c. 9].
Таким образом, в отечественном библиотековедении не сложилось однозначного определения признаков научной библиотеки, хотя, обобщив наиболее часто встречающиеся характеристики [1, 7, 8, 9], можно определить ее как библиотеку, способную обеспечить потребности читателей, связанные с их научной деятельностью. Иными словами, задача научных библиотек – обслуживать потребности науки, а не развивать научное знание о библиотеке.
В таком случае, что же представляет собой наука, потребности которой надо обслуживать? Она уже не является тем монолитом, каким была в советский период. Сегодня научные разработки осуществляются и в маленьких фирмах. Часто производимая адаптация фундаментальных программ к потребностям малых предприятий, по сути, также является научной работой. Динамично меняющаяся внешняя среда иногда ставит перед практиками такие проблемы, которые еще не нашли теоретического разрешения, а постоянный дефицит или дороговизна ресурсов вынуждают их искать оптимальные пути решения проблем, используя научные методы. А применяют их и бывшие научные сотрудники крупных НИИ, успешно работающие ныне на малых предприятиях.
Попытаюсь обосновать свой подход, предусматривающий не противопоставление объективированных библиотековедами задач, а их разумное сочетание. Ориентиром здесь может послужить социальная миссия библиотеки. Разделяю мнение Ю.Н. Столярова, который видит ее в акте документальной коммуникации, т.е. предоставлении пользователю документа [10, c. 31]. Тогда в конкретном случае задачей региональных УНБ становится формирование, сохранение и обеспечение доступности информационных ресурсов для удовлетворения общественных, научных, профессиональных и учебных потребностей жителей региона.
Способна ли Публичная научная библиотека (ПНБ) им. В.Г. Короленко реализовать эту миссию? Да, и более того, ей приходится это делать, поскольку на территории обширной северной части республики нет другой более крупной и развитой библиотеки. (Национальная библиотека Удмуртской Республики, частично выполняющая функции областной или краевой, находится в южной части.)
Высокий уровень развития производства и образования в Глазове предопределяет наличие высокого уровня запросов пользователей. Этот старый провинциальный город, бывшее место ссылки прогрессивных людей в дореволюционной России, много сделавших для развития его культуры и образования, в годы Великой Отечественной войны разместил на своей территории патронный завод, для работы в котором приглашались лучшие специалисты со всего Советского Союза. Сейчас это градообразующее предприятие, один из крупнейших заводов Предуралья. Строительство завода определило дальнейшее развитие города, дополнило потенциал местной интеллигенции новыми научными и интеллектуальными силами. Удаленность от центра республики и потребность в высококвалифицированных кадрах объясняют и то, что сегодня в сравнительно небольшом городе 12 учреждений готовят специалистов с высшим и средним специальным образованием.
На протяжении длительного времени сложившиеся условия влияли на комплектование ПНБ и определили формирование разноуровневого многоотраслевого фонда, начало которому положено в XIX в. Сегодня основу отдела редких и ценных документов составляют книжные коллекции частных лиц и библиотек Глазовского духовного училища, уездного училища, учительской семинарии, мужской и женской гимназий.
Фонд редких и ценных документов является частью Российского и Уральского фондов печатных памятников истории и культуры и представляет научное достояние республики. Редкие и ценные документы позволяют вести исследования по изучению истории книги и библиотеки, изменению социально-экономических отношений на территории города Глазова и района [11–14].
С изменением статуса библиотека начала разработку оптимальной модели фонда документов для города Глазова. Изменился срок хранения и репертуар выписываемых периодических изданий. Принято Постановление главы администрации города “Об исполнении федерального закона “Об обязательном экземпляре документов”. Фактически уже сейчас ПНБ является единственным учреждением, предоставляющим доступ к наиболее полной коллекции краеведческих и местных документов на территории региона. Разрабатываемые в настоящее время планы по созданию корпоративной сети с библиотечной системой Глазовского района позволят пользователям получить доступ к краеведческим документам на удмуртском языке, которых нет в фондах ПНБ.
Использование новых информационных технологий весьма существенно изменило ресурсный потенциал библиотеки. Новый подход к формированию фонда – “от обладания к возможности доступа” – позволяет, используя возможности Интернета и электронной почты, выполнять различные по уровню читательские запросы, в том числе и поступающие от пользователей, занимающихся научной деятельностью. Новые технологии кардинально изменили состав информационных ресурсов, повысили уровень комфортности обслуживания.
Тем не менее основное обслуживание пользователей в библиотеке проходит по традиционным технологиям, хотя и здесь очень много перемен. Главная из них – развитие обслуживания в соответствии с потребностями целевых читательских групп. Поскольку более 60% пользователей ПНБ имеют высшее образование или обучаются в вузах, приоритетными стали группы специалистов с высшим образованием. Их обслуживание приводит к необходимости расширения и периодического изменения структуры библиотеки с учетом результатов маркетинговых и прикладных исследований, анализа спроса пользователей на отдельные виды изданий и анализа посещаемости [15]. Привычное для библиотеки деление отдела обслуживания на читальный зал и абонемент трансформировалось в двухуровневую систему – универсальное и специализированное обслуживание.
Удовлетворением общих потребностей занимаются сотрудники трех кафедр абонемента и общего читального зала. Выполнение специальных запросов осуществляется в отделе редких и краеведческих документов, отделе искусств, зале текущей периодики, информационно-библиографическом отделе и службе деловой информации.
Интегрирующее начало и условная модель всего фонда библиотеки – зал каталогов, находящийся в холле первого этажа, через который лежат пути во все отделы и который служит средством ориентации в информационном пространстве библиотеки. Таким образом системный подход к организации обслуживания закрепляется визуально, делает наши профессиональные задумки понятными пользователям. Это последний вариант системы обслуживания в ПНБ; за пять лет она трижды частично менялась в соответствии с информационными запросами пользователей и ресурсными возможностями библиотеки.
Материально-техническое положение библиотеки значительно улучшилось в 1999 г., когда администрация города выкупила для ПНБ новое двухэтажное здание бывшего банка. Открывшиеся возможности помогли реализовать идею создания специализированного (кабинетного) обслуживания, а также поставили задачу освоения не приспособленного под нужды библиотеки помещения, определив еще одну тему для исследования – “Конструирование библиотечного пространства” [16].
Разработка этой темы предусматривает не только размещение отделов, но и оформление каталожного зала и холлов – так называемый рекламно-методический блок. Потребовалась система специальных указателей, поскольку пользователям было трудно ориентироваться в сложных переплетениях коридоров бывшего банка.
Работа по новой теме продолжается и сейчас. После анализа посещаемости структурных подразделений отдела общего обслуживания сделаны выводы о необходимости организации зоны отдыха на абонементе и увеличении количества посадочных мест в читальном зале. Предполагается частично изменить и зону предварительного обслуживания. Пространство библиотеки постоянно преобразуется в соответствии с динамикой развития процессов обслуживания.
Для поддержания материально-технической базы библиотеки необходимы регулярные денежные вливания. Многоканальность финансирования – это еще одна из областей, где возможно применение научных методов. Без них нельзя обойтись при формировании привлекательного имиджа библиотеки, поддержании высокого уровня отношений с органами местного самоуправления, развитии грантовой деятельности и номенклатуры платных услуг. Уже сейчас более половины всей компьютерной и множительной техники ПНБ приобрела на средства, полученные от участия в конкурсах Института “Открытое общество” и платных услуг.
Являясь большой структурированной системой и имея ряд общих технологических процессов со своими шестью филиалами, ПНБ представляет собой сложный объект для управления. Разработка оптимальной системы управления проводится с помощью общенаучного метода моделирования. Он помогает добиться результатов без проведения трудоемких и дорогостоящих экспериментов и безболезненно перейти от модели с прямым линейным подчинением директору к созданию системы, позволяющей привлекать к управленческой деятельности большее количество сотрудников и дающей возможность административным подразделениям осуществлять руководство совместно с совещательными и координационными структурами [17].
Особое место в системе управления занимает научно-методическое руководство, получившее дальнейшее развитие с присвоением ПНБ статуса научной библиотеки. Произошли структурные изменения: один из заместителей директора стал курировать новое направление; создано специальное подразделение – сектор НИР при методическом отделе. Новая структура расширила функции отдела, изменила содержание его работы. Он стал не только организовывать и координировать все проводимые исследования, но и формировать организационные, технологические и разъяснительные документы и рекомендации на основе выводов сектора.
Много внимания уделяется внутреннему менеджменту, в основу которого положен мотивационный подход. В научной программе “Кадровый потенциал БИЦ” акцент делается на изучение личностных профессиональных мотивов библиотекарей и составление психологических портретов коллективов структурных подразделений системы.
С целью адаптации сотрудников к нововведениям, для предотвращения и смягчения трудовых конфликтов практикуются консультации психолога, входящего в штат отдела. Для стимулирования развития научного и творческого потенциала библиотекарей проводятся ежегодные конкурсы на лучшие творческую и научную работы.
Формированию внутреннего имиджа способствует работа по программе “История библиотечного дела г. Глазова”, предусматривающая создание банка данных по истории библиотечного дела, в том числе и сбор воспоминаний работников библиотек города для ведения рукописной книги “Автограф”, и составление персональных сценариев к юбилеям сотрудников.
Происходит изменение системы подготовки и обучения работников, которая приобретает индивидуализированный характер и строится с учетом различных периодов профессионального развития сотрудника: при приеме на работу, изменении должности, повышении квалификации, изменении технологии процессов, в том числе и связанных с автоматизацией. Ведущие специалисты библиотеки имеют индивидуальные темы для научной работы по своей специализации, публикуют статьи в профессиональных изданиях, обучаются в аспирантуре.
Библиотека стала проводить и принимать участие в Международных и региональных научно-практических конференциях. В 1997 г. ПНБ впервые выступила соорганизатором Международной научно-практической конференции “Духовная культура финно-угорских народов: история и проблемы развития”, а уже через два года инициировала проведение в республике Флоровских чтений – научно-практической конференции, посвященной читателю библиотеки, классику удмуртской поэзии Флору Васильеву.
С 1999 г. сотрудники ПНБ регулярно принимают участие в работе международных научно-практических конференций МГУКИ и РГБ “Библиотечное дело” и “Библиотека в контексте истории”. Налаживанию новых профессиональных контактов способствовало участие в научно-практической конференции РНБ “Публичные библиотеки России в конце XX в.: традиции и перспективы развития” и выступление на 2-й Всероссийской школе инноватики (2001 г., Белгород). Библиотека стала базой для проведения научных исследований МГУКИ и РГЮБ.
Новое развитие получили и отношения центральной библиотеки с филиалами. Научные исследования, организованные при определении их профиля и проводимые с привлечением специалистов филиала к разработке инструментария, заполнению учетных форм и выработке выводов, вызывают у них интерес к научным методам деятельности. Сотрудники филиалов начинают проявлять инициативу в проведении локальных исследований по проблемам филиала; на более высоком уровне возродился такой вид работы, как анализ читательских формуляров.
Коллективы филиалов принимают активное участие в проведении семинаров и дней специалиста для библиотекарей и педагогов города, являются организаторами секций по профилю своей работы, выступают авторами рекламной продукции, сценариев массовых городских программ и программ школ и групп гуманитарного развития. Формирующиеся отношения носят характер партнерства, а не методической опеки, как это было раньше.
Изменения, происходящие в библиотеке и связанные со статусом, формируют новый стиль, получающий воплощение во всех элементах библиотеки, что создает ее новый образ, в свою очередь стимулирующий работу сотрудников по его дальнейшему совершенствованию. Самопознание и рефлексия меняют сложившуюся систему работы и способствуют дальнейшему развитию объективированной модели библиотеки. Так, в соответствии с законами синергетики происходит саморазвитие взаимодействующей с обществом системы, а использование в работе научных методов способствует принятию рациональных и объективных решений, облегчая проведение реформ.
Более высокий уровень библиотечно-библиографической деятельности, связанный с осмыслением результатов и процессов практики, расширение ресурсных возможностей библиотеки, основанное на использовании новых технологий, установление связи с ведущими методическими центрами России, формирование партнерских отношений с филиалами и влияние на развитие библиотечного дела региона – все это является основанием для того, чтобы библиотеке иметь статус научной. А новые возможности в выборе стратегического курса развития, которые открылись сегодня перед муниципальными библиотеками, помогают ПНБ проводить преобразования, вызванные не только воздействием внешних условий, но и логикой внутреннего развития самой библиотеки.
Список литературы:
- Карташов Н.С. Универсальные научные библиотеки // Карташов Н.С., Скворцов В.В. Общее библиотековедение. Ч.2. М., 1997. Гл. 3, ..3.3.1.1. С. 55.
- Столяров Ю.Н. Родовидовая и типологическая классификация библиотек // Библиотековедение. 1996. № 3. С. 25–39.
- Коссаковская Н.К. О возможном подходе к унификации наименований и классификации библиотек // Науч. и техн. б-ки СССР. 1979. № 2. С. 3–9.
- Петрова С.В. Получено ли новое знание? // Там же. 1980. № 5. С. 12–19.
- Фрумин И.М. Терминообразование и типология библиотек: традиции и новаторство // Там же. 1979. № 5. С. 29–37.
- Черняк А.Я. Типология библиотек: проблемы и поиск // Там же. 1980. № 5. С. 3–12.
- Акилина М.И. Классификация и типология библиотек. Вопросы методологии // Библиотековедение. 1996. № 3. С. 40–54.
- Мотульский Р.С. Еще один подход к типологии библиотек // Науч. и техн. б-ки СССР. 1990. № 10. С. 8–15.
- Селиверстова Е.Т. Функциональный характер потребностей как основа типологии библиотек // Там же. 1991. № 4. С. 6–12.
- Столяров Ю.Н. Что такое библиотека? (О ее сущности и исходных функциях) // Библиотековедение. 1999. № 7–12. С. 20–39.
- Поздеева Н.Е. Земская – Центральная городская – Публичная // Библиотечное дело – 2000: проблемы формирования открытого информационного общества: Тез. докл. Пятой междунар. науч. конф. (Москва, 25–26 апр. 2000 г.) Ч. 2. М.: МГУКИ, 2000. С. 169–171.
- Чиркова О.В. Вотяки – читатели павленковских библиотек // Библиотека в контексте истории: Тез. докл. и сообщ. Третьей науч. конф. 13–15 окт. 1999 г. Ч. 1. М., 1999. С. 193–195.
- Чиркова О.В. История учебных библиотек дореволюционного Глазова // Библиотека в контексте истории: Тез. докл. и сообщ. Четвертой науч. конф. 24–26 окт. 20001 г. М., 2001. С. 195–197.
- Чиркова О.В., Возмищева Г.А. Павленковские библиотеки на территории Глазовского уезда // Библиотека в контексте истории: Тез. докл. и сообщ. Третьей науч. конф. 13–15 окт. 1999 г. Ч. 1. М., 1999. С. 195–199.
- Мосягина Л.И. Соответствие запросов пользователей фонду краеведческих документов: результаты исследования // Духовная культура финно-угорских народов: история и проблемы развития: Материалы науч.-практ. конф. Ч. 1. Глазов, 1997. С. 132–134.
- Мосягина Л.И. В новом доме жизнь устроили по-новому // Библиотека. 2000. № 9. С. 22–24.
- Поздеева Н.Е. Моделирование: Библиотека в среднем городе // Там же. 2001. № 9. С. 23–26.