Поиск по сайту

Архив содержания номеров

Годы

2006 2004 2003 2002 2001

Номера

14. Секция публичных библиотек

Публичная библиотека. Профессиональный библиотечный журнал.

Зима, Выпуск 7, 2003

Научный образ провинциальной библиотеки

Н.Е. Поздеева
заведующая научно-методическим отделом Публичной научной библиотеки им. В.Г. Короленко
г. Глазов
biblio@glazov.udm.net

В последние десятилетия уходящего века библиотеки оказались вовлечены в процессы глобальных перемен, влияющие на характер их деятельности и развитие. Возросшему многообразию внешней среды они противопоставили разнообразие организационных моделей, поскольку ориентирами выступили не только социально-политические и экономические изменения, но и их собственные целевые и ценностные ориентации, материально-технические и информационные ресурсы, контингент пользователей.

Разнообразие адаптационных форм библиотек предполагает дальнейшее развитие библиотековедческих знаний, в том числе и критериев отнесения библиотек к тому или иному типу.

Интереснейшая научная дискуссия, прошедшая на страницах сборника “Научные и технические библиотеки СССР” в конце 1970-х и начале 1980-х гг., первоначально была посвящена терминологии и развилась до вопросов классификации и типологии библиотек. Сегодня дискуссия требует дальнейшего продолжения, причем на новом этапе развития теории и практики библиотечного дела она может приобрести прикладной характер, поскольку разработка характеристики типа, к которому можно отнести библиотеку, имеет значение для уточнения содержания ее деятельности и перспектив дальнейшего развития.

Эти серьезнейшие проблемы встали сейчас и перед Публичной библиотекой Глазова, одного из провинциальных городов Удмуртской Республики. В 1996 г. она выбрала путь развития как публичная научная библиотека. В основу определения научная мы сочли возможным положить научные методы организации работы. Но типология библиотек связана с группировкой объектов на основе их подобия, поэтому мы предусматриваем варианты для приведения в соответствие и других определяющих признаков рассматриваемого типа.

Хотелось бы аргументировать эту точку зрения. Исторически сложившаяся реальность – разноуровневая группа библиотек, которые принято считать научными. Это общероссийские национальные библиотеки РГБ и РНБ, библиотеки федерального уровня, универсальные научные областные и краевые библиотеки, библиотеки системы РАН, научно-технические и вузовские библиотеки. Они обладают различными ресурсами, обслуживают различные запросы пользователей. Что же их объединяет и отделяет от массовых библиотек?

Точки зрения библиотековедов, занимающихся проблемами типологии библиотек, весьма различны.

Н.С. Карташов утверждает: “В зависимости от характера удовлетворяемых информационных потребностей и читательских интересов УБ дифференцируются на научные и массовые” [1, c. 55]. Ю.Н. Столяров считает, что отличить УМБ от УНБ “практически можно в основном именно по составу, величине фондов и меньше всего – по контингенту пользователей и характеру их запросов” [2, c. 28]. Н.К. Коссаковская предполагает, что термин характеризует содержательную сторону деятельности библиотеки: “это звание, которое библиотеке должно присваиваться за содержательность проводимой работы” [3, c. 7].

С.В. Петрова утверждает, что “в отношении научности границы установить очень легко: в научной библиотеке должен функционировать отдел (сектор), занимающийся разработкой проблем библиотековедения” [4, c. 17]. С этим утверждением не согласен А.Я. Черняк; основываясь на том, что количественно и качественно нельзя измерить научную работу библиотеки, он поддерживает позицию И.М. Фрумина [5, c. 32] и утверждает, что научную работу “может вести практически любая библиотека” [6, c. 9].

Таким образом, в отечественном библиотековедении не сложилось однозначного определения признаков научной библиотеки, хотя, обобщив наиболее часто встречающиеся характеристики [1, 7, 8, 9], можно определить ее как библиотеку, способную обеспечить потребности читателей, связанные с их научной деятельностью. Иными словами, задача научных библиотек – обслуживать потребности науки, а не развивать научное знание о библиотеке.

В таком случае, что же представляет собой наука, потребности которой надо обслуживать? Она уже не является тем монолитом, каким была в советский период. Сегодня научные разработки осуществляются и в маленьких фирмах. Часто производимая адаптация фундаментальных программ к потребностям малых предприятий, по сути, также является научной работой. Динамично меняющаяся внешняя среда иногда ставит перед практиками такие проблемы, которые еще не нашли теоретического разрешения, а постоянный дефицит или дороговизна ресурсов вынуждают их искать оптимальные пути решения проблем, используя научные методы. А применяют их и бывшие научные сотрудники крупных НИИ, успешно работающие ныне на малых предприятиях.

Попытаюсь обосновать свой подход, предусматривающий не противопоставление объективированных библиотековедами задач, а их разумное сочетание. Ориентиром здесь может послужить социальная миссия библиотеки. Разделяю мнение Ю.Н. Столярова, который видит ее в акте документальной коммуникации, т.е. предоставлении пользователю документа [10, c. 31]. Тогда в конкретном случае задачей региональных УНБ становится формирование, сохранение и обеспечение доступности информационных ресурсов для удовлетворения общественных, научных, профессиональных и учебных потребностей жителей региона.

Способна ли Публичная научная библиотека (ПНБ) им. В.Г. Короленко реализовать эту миссию? Да, и более того, ей приходится это делать, поскольку на территории обширной северной части республики нет другой более крупной и развитой библиотеки. (Национальная библиотека Удмуртской Республики, частично выполняющая функции областной или краевой, находится в южной части.)

Высокий уровень развития производства и образования в Глазове предопределяет наличие высокого уровня запросов пользователей. Этот старый провинциальный город, бывшее место ссылки прогрессивных людей в дореволюционной России, много сделавших для развития его культуры и образования, в годы Великой Отечественной войны разместил на своей территории патронный завод, для работы в котором приглашались лучшие специалисты со всего Советского Союза. Сейчас это градообразующее предприятие, один из крупнейших заводов Предуралья. Строительство завода определило дальнейшее развитие города, дополнило потенциал местной интеллигенции новыми научными и интеллектуальными силами. Удаленность от центра республики и потребность в высококвалифицированных кадрах объясняют и то, что сегодня в сравнительно небольшом городе 12 учреждений готовят специалистов с высшим и средним специальным образованием.

На протяжении длительного времени сложившиеся условия влияли на комплектование ПНБ и определили формирование разноуровневого многоотраслевого фонда, начало которому положено в XIX в. Сегодня основу отдела редких и ценных документов составляют книжные коллекции частных лиц и библиотек Глазовского духовного училища, уездного училища, учительской семинарии, мужской и женской гимназий.

Фонд редких и ценных документов является частью Российского и Уральского фондов печатных памятников истории и культуры и представляет научное достояние республики. Редкие и ценные документы позволяют вести исследования по изучению истории книги и библиотеки, изменению социально-экономических отношений на территории города Глазова и района [11–14].

С изменением статуса библиотека начала разработку оптимальной модели фонда документов для города Глазова. Изменился срок хранения и репертуар выписываемых периодических изданий. Принято Постановление главы администрации города “Об исполнении федерального закона “Об обязательном экземпляре документов”. Фактически уже сейчас ПНБ является единственным учреждением, предоставляющим доступ к наиболее полной коллекции краеведческих и местных документов на территории региона. Разрабатываемые в настоящее время планы по созданию корпоративной сети с библиотечной системой Глазовского района позволят пользователям получить доступ к краеведческим документам на удмуртском языке, которых нет в фондах ПНБ.

Использование новых информационных технологий весьма существенно изменило ресурсный потенциал библиотеки. Новый подход к формированию фонда – “от обладания к возможности доступа” – позволяет, используя возможности Интернета и электронной почты, выполнять различные по уровню читательские запросы, в том числе и поступающие от пользователей, занимающихся научной деятельностью. Новые технологии кардинально изменили состав информационных ресурсов, повысили уровень комфортности обслуживания.

Тем не менее основное обслуживание пользователей в библиотеке проходит по традиционным технологиям, хотя и здесь очень много перемен. Главная из них – развитие обслуживания в соответствии с потребностями целевых читательских групп. Поскольку более 60% пользователей ПНБ имеют высшее образование или обучаются в вузах, приоритетными стали группы специалистов с высшим образованием. Их обслуживание приводит к необходимости расширения и периодического изменения структуры библиотеки с учетом результатов маркетинговых и прикладных исследований, анализа спроса пользователей на отдельные виды изданий и анализа посещаемости [15]. Привычное для библиотеки деление отдела обслуживания на читальный зал и абонемент трансформировалось в двухуровневую систему – универсальное и специализированное обслуживание.

Удовлетворением общих потребностей занимаются сотрудники трех кафедр абонемента и общего читального зала. Выполнение специальных запросов осуществляется в отделе редких и краеведческих документов, отделе искусств, зале текущей периодики, информационно-библиографическом отделе и службе деловой информации.

Интегрирующее начало и условная модель всего фонда библиотеки – зал каталогов, находящийся в холле первого этажа, через который лежат пути во все отделы и который служит средством ориентации в информационном пространстве библиотеки. Таким образом системный подход к организации обслуживания закрепляется визуально, делает наши профессиональные задумки понятными пользователям. Это последний вариант системы обслуживания в ПНБ; за пять лет она трижды частично менялась в соответствии с информационными запросами пользователей и ресурсными возможностями библиотеки.

Материально-техническое положение библиотеки значительно улучшилось в 1999 г., когда администрация города выкупила для ПНБ новое двухэтажное здание бывшего банка. Открывшиеся возможности помогли реализовать идею создания специализированного (кабинетного) обслуживания, а также поставили задачу освоения не приспособленного под нужды библиотеки помещения, определив еще одну тему для исследования – “Конструирование библиотечного пространства” [16].

Разработка этой темы предусматривает не только размещение отделов, но и оформление каталожного зала и холлов – так называемый рекламно-методический блок. Потребовалась система специальных указателей, поскольку пользователям было трудно ориентироваться в сложных переплетениях коридоров бывшего банка.

Работа по новой теме продолжается и сейчас. После анализа посещаемости структурных подразделений отдела общего обслуживания сделаны выводы о необходимости организации зоны отдыха на абонементе и увеличении количества посадочных мест в читальном зале. Предполагается частично изменить и зону предварительного обслуживания. Пространство библиотеки постоянно преобразуется в соответствии с динамикой развития процессов обслуживания.

Для поддержания материально-технической базы библиотеки необходимы регулярные денежные вливания. Многоканальность финансирования – это еще одна из областей, где возможно применение научных методов. Без них нельзя обойтись при формировании привлекательного имиджа библиотеки, поддержании высокого уровня отношений с органами местного самоуправления, развитии грантовой деятельности и номенклатуры платных услуг. Уже сейчас более половины всей компьютерной и множительной техники ПНБ приобрела на средства, полученные от участия в конкурсах Института “Открытое общество” и платных услуг.

Являясь большой структурированной системой и имея ряд общих технологических процессов со своими шестью филиалами, ПНБ представляет собой сложный объект для управления. Разработка оптимальной системы управления проводится с помощью общенаучного метода моделирования. Он помогает добиться результатов без проведения трудоемких и дорогостоящих экспериментов и безболезненно перейти от модели с прямым линейным подчинением директору к созданию системы, позволяющей привлекать к управленческой деятельности большее количество сотрудников и дающей возможность административным подразделениям осуществлять руководство совместно с совещательными и координационными структурами [17].

Особое место в системе управления занимает научно-методическое руководство, получившее дальнейшее развитие с присвоением ПНБ статуса научной библиотеки. Произошли структурные изменения: один из заместителей директора стал курировать новое направление; создано специальное подразделение – сектор НИР при методическом отделе. Новая структура расширила функции отдела, изменила содержание его работы. Он стал не только организовывать и координировать все проводимые исследования, но и формировать организационные, технологические и разъяснительные документы и рекомендации на основе выводов сектора.

Много внимания уделяется внутреннему менеджменту, в основу которого положен мотивационный подход. В научной программе “Кадровый потенциал БИЦ” акцент делается на изучение личностных профессиональных мотивов библиотекарей и составление психологических портретов коллективов структурных подразделений системы.

С целью адаптации сотрудников к нововведениям, для предотвращения и смягчения трудовых конфликтов практикуются консультации психолога, входящего в штат отдела. Для стимулирования развития научного и творческого потенциала библиотекарей проводятся ежегодные конкурсы на лучшие творческую и научную работы.

Формированию внутреннего имиджа способствует работа по программе “История библиотечного дела г. Глазова”, предусматривающая создание банка данных по истории библиотечного дела, в том числе и сбор воспоминаний работников библиотек города для ведения рукописной книги “Автограф”, и составление персональных сценариев к юбилеям сотрудников.

Происходит изменение системы подготовки и обучения работников, которая приобретает индивидуализированный характер и строится с учетом различных периодов профессионального развития сотрудника: при приеме на работу, изменении должности, повышении квалификации, изменении технологии процессов, в том числе и связанных с автоматизацией. Ведущие специалисты библиотеки имеют индивидуальные темы для научной работы по своей специализации, публикуют статьи в профессиональных изданиях, обучаются в аспирантуре.

Библиотека стала проводить и принимать участие в Международных и региональных научно-практических конференциях. В 1997 г. ПНБ впервые выступила соорганизатором Международной научно-практической конференции “Духовная культура финно-угорских народов: история и проблемы развития”, а уже через два года инициировала проведение в республике Флоровских чтений – научно-практической конференции, посвященной читателю библиотеки, классику удмуртской поэзии Флору Васильеву.

С 1999 г. сотрудники ПНБ регулярно принимают участие в работе международных научно-практических конференций МГУКИ и РГБ “Библиотечное дело” и “Библиотека в контексте истории”. Налаживанию новых профессиональных контактов способствовало участие в научно-практической конференции РНБ “Публичные библиотеки России в конце XX в.: традиции и перспективы развития” и выступление на 2-й Всероссийской школе инноватики (2001 г., Белгород). Библиотека стала базой для проведения научных исследований МГУКИ и РГЮБ.

Новое развитие получили и отношения центральной библиотеки с филиалами. Научные исследования, организованные при определении их профиля и проводимые с привлечением специалистов филиала к разработке инструментария, заполнению учетных форм и выработке выводов, вызывают у них интерес к научным методам деятельности. Сотрудники филиалов начинают проявлять инициативу в проведении локальных исследований по проблемам филиала; на более высоком уровне возродился такой вид работы, как анализ читательских формуляров.

Коллективы филиалов принимают активное участие в проведении семинаров и дней специалиста для библиотекарей и педагогов города, являются организаторами секций по профилю своей работы, выступают авторами рекламной продукции, сценариев массовых городских программ и программ школ и групп гуманитарного развития. Формирующиеся отношения носят характер партнерства, а не методической опеки, как это было раньше.

Изменения, происходящие в библиотеке и связанные со статусом, формируют новый стиль, получающий воплощение во всех элементах библиотеки, что создает ее новый образ, в свою очередь стимулирующий работу сотрудников по его дальнейшему совершенствованию. Самопознание и рефлексия меняют сложившуюся систему работы и способствуют дальнейшему развитию объективированной модели библиотеки. Так, в соответствии с законами синергетики происходит саморазвитие взаимодействующей с обществом системы, а использование в работе научных методов способствует принятию рациональных и объективных решений, облегчая проведение реформ.

Более высокий уровень библиотечно-библиографической деятельности, связанный с осмыслением результатов и процессов практики, расширение ресурсных возможностей библиотеки, основанное на использовании новых технологий, установление связи с ведущими методическими центрами России, формирование партнерских отношений с филиалами и влияние на развитие библиотечного дела региона – все это является основанием для того, чтобы библиотеке иметь статус научной. А новые возможности в выборе стратегического курса развития, которые открылись сегодня перед муниципальными библиотеками, помогают ПНБ проводить преобразования, вызванные не только воздействием внешних условий, но и логикой внутреннего развития самой библиотеки.

Список литературы:

  1. Карташов Н.С. Универсальные научные библиотеки // Карташов Н.С., Скворцов В.В. Общее библиотековедение. Ч.2. М., 1997. Гл. 3, ..3.3.1.1. С. 55.
  2. Столяров Ю.Н. Родовидовая и типологическая классификация библиотек // Библиотековедение. 1996. № 3. С. 25–39.
  3. Коссаковская Н.К. О возможном подходе к унификации наименований и классификации библиотек // Науч. и техн. б-ки СССР. 1979. № 2. С. 3–9.
  4. Петрова С.В. Получено ли новое знание? // Там же. 1980. № 5. С. 12–19.
  5. Фрумин И.М. Терминообразование и типология библиотек: традиции и новаторство // Там же. 1979. № 5. С. 29–37.
  6. Черняк А.Я. Типология библиотек: проблемы и поиск // Там же. 1980. № 5. С. 3–12.
  7. Акилина М.И. Классификация и типология библиотек. Вопросы методологии // Библиотековедение. 1996. № 3. С. 40–54.
  8. Мотульский Р.С. Еще один подход к типологии библиотек // Науч. и техн. б-ки СССР. 1990. № 10. С. 8–15.
  9. Селиверстова Е.Т. Функциональный характер потребностей как основа типологии библиотек // Там же. 1991. № 4. С. 6–12.
  10. Столяров Ю.Н. Что такое библиотека? (О ее сущности и исходных функциях) // Библиотековедение. 1999. № 7–12. С. 20–39.
  11. Поздеева Н.Е. Земская – Центральная городская – Публичная // Библиотечное дело – 2000: проблемы формирования открытого информационного общества: Тез. докл. Пятой междунар. науч. конф. (Москва, 25–26 апр. 2000 г.) Ч. 2. М.: МГУКИ, 2000. С. 169–171.
  12. Чиркова О.В. Вотяки – читатели павленковских библиотек // Библиотека в контексте истории: Тез. докл. и сообщ. Третьей науч. конф. 13–15 окт. 1999 г. Ч. 1. М., 1999. С. 193–195.
  13. Чиркова О.В. История учебных библиотек дореволюционного Глазова // Библиотека в контексте истории: Тез. докл. и сообщ. Четвертой науч. конф. 24–26 окт. 20001 г. М., 2001. С. 195–197.
  14. Чиркова О.В., Возмищева Г.А. Павленковские библиотеки на территории Глазовского уезда // Библиотека в контексте истории: Тез. докл. и сообщ. Третьей науч. конф. 13–15 окт. 1999 г. Ч. 1. М., 1999. С. 195–199.
  15. Мосягина Л.И. Соответствие запросов пользователей фонду краеведческих документов: результаты исследования // Духовная культура финно-угорских народов: история и проблемы развития: Материалы науч.-практ. конф. Ч. 1. Глазов, 1997. С. 132–134.
  16. Мосягина Л.И. В новом доме жизнь устроили по-новому // Библиотека. 2000. № 9. С. 22–24.
  17. Поздеева Н.Е. Моделирование: Библиотека в среднем городе // Там же. 2001. № 9. С. 23–26.