14. Секция публичных библиотек
Публичная библиотека. Профессиональный библиотечный журнал.
Зима, Выпуск 7, 2003
Я в библиотекари пошел…
А.С. Борисов
Социолог Центральной городской научной библиотеки
им. Н.А. Некрасова ,
г. Ижевск
nekrlib@udsu.ru
Исследования профессиональной деятельности молодых специалистов достаточно традиционны. Результатами, как правило, являются новые идеи о деятельности организации, новый взгляд на существующие проблемы. Важным является так же выяснение карьерных ожиданий, представления молодых специалистов о своем будущем статусном движении. Наличие или отсутствие заинтересованности в профессиональном росте позволяет выяснить степень мотивации к работе, а, следовательно, степень исполнительности и ответственности сотрудника.
В 2001 году в Муниципальной ЦБС г. Ижевска было проведено социологическое исследование “Профессиональная деятельность молодых библиотекарей”.
Цель исследования: Выявление факторов влияющих на профессиональную деятельность молодых библиотекарей в ЦБС г. Ижевска.
Объект исследования: Молодые сотрудники 35 лет.
Предмет исследования: Характеристики профессиональной деятельности молодых библиотекарей.
Основные задачи исследования:
-выявление значимых для библиотечной работы профессиональных характеристик;
-выявление факторов влияющих на карьерное продвижение в библиотеке;
-выявление степени применения специализированных знаний сотрудников в своей профессиональной деятельности;
-психологический климат в коллективах МБС.
Остановимся на некоторых результатах проведенного исследования, позволяющих иметь представление о том, что думают сами молодые библиотекари о своей профессии и своем профессиональном будущем.
Скромненький серый чулочек или ..?
Сопоставим два вопроса: “Что Вас привлекает в библиотечной работе?” и “Пожалуйста, назовите три основных характеристики, которые должны быть у профессионального библиотекаря”. Причем рассмотрим, первый вопрос как то что есть на самом деле, что действительно присутствует и что привлекает, со вторым как с некой рамкой референции, то к чему пытаются стремиться или, то, что указывают в качестве образца профессиональной библиотечной деятельности. Сравним лишь первые три позиции – самые популярные ответы.
ПРИВЛЕКАЕТ В РАБОТЕ |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БИБЛИОТЕКАРЯ |
Общение с людьми, коллегами – 51,2% |
Коммуникабельность – 30,2% |
Доступ к новой информации, книгам – 44,2% |
Образованность, энциклопедичность – 27,9% |
Возможность проявить свое творчество, реализовать себя – 20,9% |
Умение работать с людьми, общительность – 25,6% |
И в том и в другом случаи выделяется высокий уровень коммуникабельности (общительность, умение работать с людьми), доступность информации, позволяющая самообразовываться, самореализовываться. Таким образом, библиотечная работа предстает как активная деятельность, которая направленная как на установление все больших контактов с другими людьми, - с читателями и в отношениях с коллегами; так и на внутреннее, личностное саморазвитие, самообразование. Интересно сравнить данный вывод с устоявшимся обыденным представлением о библиотечной работе как спокойном и не спешном виде деятельности.
Обобщая высказывания о характеристиках профессионального библиотекаря, можно сконструировать следующий образ работника библиотечного дела – это коммуникабельный, образованный, знающий свое дело, обладающий аналитическим мышлением, при этом корректный, тактичный, порою сдерживающий свои эмоциональные порывы профессионал.
Плох ли тот солдат, который не мечтает стать генералом?
Исследуя притязания молодых сотрудников в дальнейшем должностном продвижении, мы попросили оценить соответствие собственных знаний и умений занимаемой на данный момент должности – 90% опрошенных считает, что они полностью соответствуют. При этом 58,1% респондентов оценивают себя как неспособных занять какие-либо руководящие должности в силу недостатка знаний или отсутствия умений. Интересно сравнить факторы, способствующие и препятствующие дальнейшему карьерному продвижению:
ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ, КАРЬЕРНОМУ РОСТУ В БИБЛИОТЕКЕ |
ФАКТОРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ, КАРЬЕРНОМУ РОСТУ В БИБЛИОТЕКЕ |
Обмен опытом между сотрудниками – 16,3% |
Отсутствие вакансий – 18,6% |
Наставничество, поддержка руководителя – 14,0% |
Недостаток знаний по библиотечной специальности (высшее библиотечное) – 11,6% |
Образование – 11,6% |
Разобщенность коллектива – 7,0% |
Библиотеки – это малые по своему количественному составу организации, с минимальным числом ступеней вертикальной мобильности (именно поэтому оценка возможностей карьерного роста молодыми специалистами лишь – 9,3%) и огромную роль играют межличностные коммуникации, которые являются и способствующими и препятствующими факторами. Важно обратить внимание на тот факт, что молодые библиотекари нуждаются в профессиональном наставничестве и поддержке со стороны опытных коллег.
Какие мы?
Анализируя данные, полученные в ходе опроса, стало возможным выстроить примерные характеристики профессиональной деятельности библиотечной молодежи.
Молодые специалисты оценивают свою профессиональную деятельность , направленную на общение с людьми, а так же в своей работе привлекательным считают доступность к информации, что позволяет им самообразовываться, реализовывать свой творческий потенциал.
Перспективы карьерного роста молодыми библиотекарями оцениваются как средние и низкие. Основные факторы, препятствующие служебному росту – это низкая вертикальная мобильность, отсутствие вакантных мест, а так же недостаток профессионального образования у молодых специалистов, причем недостаток именно специализированного, необходимого для улучшения квалификации и соответственно профессионализма образования. Молодые библиотекари, оценивая перспективы карьерного роста как невысокие, основными факторами успешного продвижения по службе выделяют: межличностные отношения, наставничество, обмен опытом между сотрудниками, поддержка руководителя; систему повышения квалификации, различные образовательные курсы, тренинги, помогающие повысить разрядность, а, следовательно, иметь больше шансов на занятие какой-либо должности.
У молодых сотрудников присутствует стремление к самообразованию. В настоящее время больше половины не являются специалистами в своей профессиональной деятельности, и испытывают потребность в дополнительных образовательных курсах. Необходима деятельность, способствующая соединению потребностей сотрудников в дополнительном образовании с потребностью организации в квалифицированном кадровом потенциале.
В целом же исследование выявило определенный профессиональный потенциал у молодых сотрудников Муниципальной ЦБС, выражающийся в устремлении к самосовершенствованию и реализации творческий замыслов в своей трудовой деятельности.