Положение о III Всероссийском конкурсе «Библиотекарь года – 2015»
1. Общие положения
1.1. III Всероссийский конкурс «Библиотекарь года — 2015» является конкурсом профессионального мастерства, направленным на стимулирование развития библиотечной профессии, а также библиотек, которые обеспечивают доступ граждан Российской Федерации к информации, знаниям и культуре в условиях построения информационного общества; в качестве центров культурного просвещения и воспитания способствуют формированию нравственной, творчески мыслящей, образованной личности.
1.2. III Всероссийский конкурс «Библиотекарь года» проводится в рамках реализации задач, обозначенных в документе «Основы государственной культурной политики» (утвержден Указом Президента РФ от 24.12.2014 № 808): усиление роли библиотек в деле исторического и культурного просвещения и воспитания; развитие библиотек как общественного института распространения книги и приобщения к чтению.
1.3. Всероссийский конкурс «Библиотекарь года» был впервые организован в 2013 году в качестве одной из мер по реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части «увеличения к 2020 году числа высококвалифицированных работников, с тем, чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников» (П.1, а). Проведение Конкурса также способствует реализации Указа Президента РФ от 28.07.2012 № 1062 «О мерах государственной поддержки муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений, и их работников» в части необходимости поощрения «лучших работников муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений», т.к. более 75% общедоступных муниципальных библиотек России — сельские.
1.4. Учредителями III Всероссийского конкурса «Библиотекарь года — 2015» являются Российская библиотечная ассоциация (РБА) и Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России).
1.5. Соучредителем и (или) спонсором Конкурса может быть любая организация, поддерживающая его цели и задачи, принимающая долевое участие в его финансировании, организации и проведении.
2. Цели и задачи Конкурса:
2.1. Широкое распространение профессиональных ценностей отрасли и высоких стандартов качества библиотечного обслуживания;
2.2. Выявление инновационных форм работы муниципальных библиотек и их широкое внедрение в библиотечное обслуживание граждан России;
2.3. Продвижение социально значимых проектов, в том числе направленных на пропаганду чтения;
2.4. Сплачивание активных профессионалов библиотечного дела для обмена передовым опытом и развития профессии.
3. Требования к участникам Конкурса
3.1. В Конкурсе принимают участие сотрудники муниципальных общедоступных библиотек России.
3.2. Стаж работы участника Конкурса в библиотеке должен составлять не менее 5 лет.
3.3. Участник Конкурса имеет профессиональные достижения за период 2014-2015 гг. в областях:
— деятельности, направленной на улучшение качества жизни местного населения,
— привлечения новых читателей в библиотеку,
— повышения доступности информации,
— повышения качества и комфортности библиотечных услуг,
— формирования и обеспечения сохранности библиотечных фондов,
— создания коллекций, информационных ресурсов, имеющих высокое историко-культурное или актуальное социальное значение для местного населения,
— культурно-просветительской деятельности,
— обслуживания мультикультурного населения.
3.4. Участник Конкурса:
— отличается высоким уровнем профессионализма,
— обладает высокими моральными качествами, стремится к соблюдению принципов Кодекса этики российского библиотекаря.
3.5. Возраст, образование, должность кандидата значения не имеют.
4. Порядок выдвижения участников Конкурса
4.1. Правом выдвижения кандидатов на конкурс обладают муниципальные общедоступные библиотеки всех субъектов Российской Федерации, региональные общественно-профессиональные объединения библиотечных работников; в случае выдвижения руководителей (кроме региональных объединений) — местные органы управления культурой. Выдвижение руководителя библиотеки не может быть подписано им лично.
4.2. Заявка направляется в Оргкомитет конкурса по электронной или (в исключительных случаях, которые обсуждаются с Оргкомитетом заранее) традиционной почте.
4.3. Заявка обязательно включает следующие материалы:
— Выдвижение от имени организации, подписанное ее руководителем и заверенное печатью.
— Краткая профессиональная биография участника (номинанта).
— Заявление номинанта о согласии на участие в Конкурсе, обработку и использование данных.
— Справка о показателях деятельности библиотеки за последние 3 года.
— 3-5 фотографий номинанта (включая портрет и фото в библиотеке).
— Эссе номинанта на тему «Библиотека будущего».
4.3.1. На сайте Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) размещены обязательные требования к документам для участия в Конкурсе, а также бланки, на которых оформляются выдвижение, краткая профессиональная биография и заявление о согласии участвовать в Конкурсе.
5. Порядок проведения конкурса
5.1. Конкурс проводится в несколько этапов.
5.2. Июль — август. Выдвижение номинантов.
Оргкомитет принимает заявки, размещает данные о конкурсантах на официальном сайте Российской библиотечной ассоциации и организует работу членов Жюри Конкурса по экспертной оценке конкурсных материалов и отбору финалистов.
5.3. Начало сентября. Жюри Конкурса коллегиально отбирает 20 финалистов.
5.4. Сентябрь. Организация и проведение народного голосования на сайте РБА.
В разделе Конкурса на официальном сайте РБА в алфавитном порядке размещается список финалистов. Список является интерактивным, с возможностью ознакомления онлайн с конкурсной информацией (профессиональные достижения номинанта, профессиональная биография, эссе). Технически обеспечивается невозможность многократного голосования с одного IP-адреса.
Оргкомитет и информационные партнеры привлекают внимание библиотечного сообщества и широкой общественности к онлайн-голосованию и Конкурсу в целом.
В ходе голосования формируется рейтинг участников Конкурса, по итогам которого пять лидеров по числу голосов проходят в последний тур Конкурса.
5.5. Октябрь. Каждый из пяти лидеров голосования готовит и представляет в Оргкомитет проект на заданную тему.
Оргкомитет организует работу членов Жюри Конкурса по экспертной оценке представленных проектов.
5.6. В конце октября проходит второе заседание Жюри, в ходе которого выбирается победитель III Всероссийского конкурса «Библиотекарь года — 2015».
6. Награждение победителя Конкурса.
6.1. Победитель награждается Дипломом.
6.2. Победитель получает 100 000 рублей за организацию внедрения созданных им инновационных форм работы в библиотечное обслуживание граждан Российской Федерации.
6.3. Церемония присвоения звания, вручения диплома и премии победителю Конкурса происходит на V Всероссийском форуме публичных библиотек (Санкт-Петербург, декабрь 2015 года).
7. Организационный комитет Конкурса.
7.1. Всю работу по организации и проведению Конкурса осуществляет Оргкомитет, персональный состав которого утверждает Президент РБА.
7.2. Функции Оргкомитета:
— разрабатывает и утверждает Положение о проведении Всероссийского конкурса «Библиотекарь года», Техническое задание, правила и порядок проведения Конкурса, требования к представляемым документам, готовит всю сопутствующую документацию по организации и проведению Конкурса.
— определяет требования к отбору членов Жюри Конкурса и формирует его персональный состав, который утверждается Президентом РБА при согласовании с Министерством культуры РФ.
— отвечает за разработку логотипа Конкурса, сертификата победителя Конкурса, за поиск информационных партнеров, организацию и проведение рекламной кампании. Оргкомитет осуществляет распространение информации о Конкурсе на официальном сайте РБА, на ресурсах информационных партнеров, в других СМИ.
— обеспечивает техническую сторону проведения конкурса, организует работу Жюри, определяет порядок награждения победителя Конкурса и организует церемонию награждения.
- О конкурсе
- Победители
- Финалисты
- Участники
- Новости
- Жюри
- Положение
- Требования к документам
- История Конкурса
Информационные партнеры: