Официальный старт Всероссийского конкурса «Библиотекарь года-2013»
Автор: С.А. Мамаева
13 мая на Пленарном заседании в день торжественного открытия Всероссийского библиотечного конгресса, ХVIII Ежегодной конференции РБА в Пензе был дан официальный старт Всероссийского конкурса «Библиотекарь года – 2013».
Инициировала конкурс Российская библиотечная ассоциация, которая взяла на себя также все хлопоты по его организации и проведению. Учредителем конкурса, наряду с РБА, является Министерство культуры РФ, выделившее необходимое финансирование в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012 – 2018 годы)» на 2013 год.
Оргкомитет Конкурса возглавляет Президент РБА В.Р. Фирсов. Координатором проекта является новый Ответственный секретарь РБА, вступивший в эту должность как раз на Пензенском Конгрессе – И.А. Трушина.
Оргкомитет Конкурса провел уже немалую предварительную и подготовительную работу: разработаны Положение о Конкурсе, методика отбора конкурсантов и процедуры их сравнения и оценки, критерии выбора победителя. Оргкомитет выиграл тендер на проведение этого конкурса и, наконец, ему дан зеленый свет и он объявлен.
Главные цели Конкурса сформулированы следующим образом:
- широкое распространение профессиональных ценностей отрасли и высоких стандартов качества библиотечного обслуживания,
- продвижение социально значимых проектов, в том числе направленных на пропаганду чтения,
- повышение доступности социально значимой информации посредством библиотечных услуг для населения,
- внедрение инновационного опыта в библиотечное обслуживание граждан России.
Однако, фактически Конкурс охватывает гораздо больше разнообразных целей и задач. Смысл его проведения вовсе не исчерпывается приведенным списком.
Конкурс нацелен на:
- стимулирование развития библиотечной профессии;
- создание привлекательного образа библиотекаря и библиотеки;
- укрепление социальной роли библиотеки;
- активизацию роли библиотечной профессии в общем процессе развития социокультурной сферы на современном уровне.
Конкурс призван также:
- выявлять и поощрять лучших специалистов в библиотечной сфере;
- стимулировать заинтересованность библиотекарей в постоянном профессиональном самосовершенствовании;
- активизировать творческий поиск новых форм и методов работы библиотечных специалистов.
- создавать атмосферу соревновательности в библиотечном сообществе.
Понятно, что этот Конкурс будет работать на укрепление нашего профессионального единства, причем – путем культивирования и поощрения профессионального разнообразия.
В ходе всех этапов Конкурса мы лучше узнаем друг друга. Конкурс высветит новые имена, выявит новых лидеров. Единичный опыт, уникальные творческие наработки станут нашим общим профессиональным достоянием.
Профессиональное сообщество, по крайней мере в лице его авангардной части, собравшейся 13 мая в прекрасном зале Пензенского областного драматического театра имени А.В. Луначарского, встретило известие о начале конкурса всеобщим одобрительным гулом. Сознание необходимости такого конкурса давно уже овладело коллективным разумом нашего профессионального сообщества. Из общения с коллегами в перерывах между заседаниями стало понятно, что многие из них постараются в том или ином качестве (номинатора либо номинанта) поучаствовать в этом интересном начинании.
Все библиотекари единодушны в том, что такой конкурс важен, нужен, актуален, долгожданен и даже злободневен. Однако, относительно правил его проведения мнения не совпадают.
По идее и при содействии Л.Н. Зайцевой (РГБ) нам удалось организовать он-лайн блиц-опрос, посвященный конкурсу «Библиотекарь года 2013». Его итоги позволят нам составить более репрезентативное и объективное представление о том, что думают библиотечные специалисты об этой смелой затее. И мы обязательно познакомим с ними читателей журнала.
Конкурс профессионального мастерства федерального уровня проводится в нашей стране впервые. Поэтому, он в некотором смысле – пробный шар. И его инициаторы готовы к тому, что в процессе проведения конкурса обнаружатся слабые места в его методике и организации. Мы надеемся преодолеть все потенциальные сложности, которые могут подстерегать как в ходе выдвижения участников, так и в процессе отбора финалистов и победителя, и благополучно финишировать на Ежегодном совещании директоров в октябре 2013г. в Санкт-Петербурге.
Внимательно изучив правила проведения конкурса, некоторые наши вдумчивые коллеги подходили с вопросами и замечаниями. Остановимся на некоторых наиболее спорных и требующих разъяснений моментах методики проведения конкурса.
Напомним, что выдвижение номинантов на конкурс осуществляется либо библиотекой, в которой работает потенциальный конкурсант, либо общественной организацией, членом которой он является. Самовыдвижение правилами проведения конкурса не предусмотрено.
В качестве номинантов могут выступать все библиотечные работники, занимающиеся профессиональной библиотечной деятельностью, независимо от занимаемой должности, в том числе, разумеется, и директора.
В Конкурсе могут принять участие только работники муниципальных общедоступных библиотек. Этот, казалось бы, очевидный ограничитель вызывает почему-то больше всего удивления и несогласия. Тем не менее, распространение конкурса на другие типы и виды библиотек потребовало бы введения номинаций. А мы пока этого сделать не можем. Муниципальные же библиотеки – базовое звено библиотечной отрасли, их насчитывается более 42 тысяч. И они более–менее сопоставимы по содержанию и характеру труда работающих в них библиотекарей. Школьные и иные учебные библиотеки подчиняют свою работу успешному выполнению учебных программ, реализуемых соответствующими образовательными учреждениями и потому весьма специфичны. У крупных (например, центральных региональных) библиотек своя специфика – узкая специализация сотрудников, разделение труда. В муниципальных же библиотеках, как правило, трудятся «универсалы».
Из сказанного следует, что при проведении конкурсов в библиотечной сфере важно сознавать все многообразие этой сферы. И требования к профессиональным качествам работников, и содержание их труда очень зависит от типа и вида библиотеки, от специализации внутри профессии, от должности конкурсанта и т.д. Следовательно, мы не можем с одними и теми же критериями подходить к оценке профессиональных достижений и профессиональных качеств специалистов библиотек всех типов и видов. Универсальных критериев профессионализма в библиотечном деле пока не выработано.
Каковы критерии библиотечного профессионализма? Кто его устанавливает или подтверждает?
Под профессионализмом обычно понимается свойство человека систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Можно также сказать, что профессионал – это человек, принимающий самостоятельные, грамотные и ответственные решения в границах своих полномочий.
Наша профессия многогранна и разнообразна. Внутри нее выделяется целый спектр специализаций или даже самостоятельных профессий: библиограф, комплектатор, организатор выставок, организатор культурно-массовых мероприятий, методист, не говоря уж о библиотечном менеджере, управленце…. И все эти специальности требуют различных, иногда взимоисключающих «компетенций» - знаний, навыков, способностей. Существует ли для всех этих специальностей некий инвариант, общая часть, область пересечения, которую можно считать ядром библиотечного профессионализма? С моей точки зрения, главная черта библиотечного профессионала состоит в том, что он по призванию Просветитель - чем бы он не занимался внутри профессии, какую бы должность не занимал…
В государственных стандартах профессионального образования четко прописаны квалификационные требования к специалистам библиотечного профиля. Но все мы понимаем, что дипломированный специалист и высококлассный профессионал – это две большие разницы. Настоящим профессионалом может быть и человек без специального библиотечного образования. В то же время дипломированный специалист может не состоятся как профессионал. Проблема профессионализма в библиотечной сфере практически не разработана. Намечены лишь общие контуры по ее решению.
Надеюсь, что наш конкурс поможет в том числе лучше понять сущность библиотечного профессионализма и, возможно, экспериментальным путем выработать наконец его четкие критерии и стандарты.
При выборе победителя данного конкурса будут оцениваться не только его профессиональные и личностные качества, но и его профессиональные достижения. Причем, поскольку конкурс называется «Библиотекарь года», оцениваемые достижения должны быть хронологически привязаны к году проведения конкурса. Это уравнивает шансы всех: и тех, кто уже на протяжении долгих лет верой и правдой служит библиотечному делу, и тех, кто 5 лет назад пришел работать в библиотеку, но уже успел предложить, внести в копилку профессионального опыта что-то уникальное, что-то свое…
Можно пойти другим путем и признать библиотекарем года человека, сформировавшего библиотечное событие года, совершившего нечто общезначимое и важное для профессии именно в этом году. Вот только вопрос – как ранжировать по значимости все события в жизни библиотечной отрасли и при этом избежать субъективизма при выборе победителя?
Именно из-за размытости критериев отбора и оценки участников, из-за неизбежности некоторого субъективизма особо важная роль в проведении конкурса принадлежит жюри. Жюри должно быть очень авторитетным и компетентным, пользоваться абсолютным доверием профессионального сообщества. Напомним, что состав жюри будет утвержден Министерством культуры РФ в ближайшее время.
Однако, в любом случае нельзя допустить, чтобы результат конкурса существенно зависел от личных пристрастий и предпочтений членов жюри. В этом случае существует риск, что вместо выборов победителя может получиться его назначение.
Именно поэтому, жюри конкурса выберет 20 финалистов – каждый из которых достоин стать победителем. А выбор победителя конкурса из числа финалистов будет производится посредством народного он-лайн голосования.
Он-лайн голосование при всех очевидных минусах, имеет и столь же очевидные плюсы. Минусы состоят в том, что данный вид голосования успел скомпрометировать себя и часто дает повод усомниться в правильности и честности итогов, заподозрить накрутки голосов и разного рода подтасовки. В общем, таким образом организаторы конкурса неизбежно ставят себя под удар. Но, несмотря на некоторые репутационные риски, мы пошли на этот шаг. Потому, что именно такой способ определения победителя является бесстрастным и позволяет нам осуществить наиболее независимую, а потому объективную оценку финалистов.
Главная задача этого конкурса – привлечь внимание самой широкой библиотечной и внебиблиотечной общественности к личности библиотекаря - профессионала, продемонстрировать грани и лики этой профессии, обнаружить и проявить гигантский творческий потенциал библиотечных специалистов.
Поэтому важно сопроводить конкурс широкой PR-кампанией библиотечной профессии, привлечением внимания к отдельным ее представителям, популяризацией лучших профессиональных достижений и образцов профессиональной деятельности.
Все, кто примет участие в он-лайн голосовании, будут предварять свой выбор знакомством с творческой биографией конкурсантов и прочими материалами, вывешенными в сети.
Кроме того, он-лайн голосование – истинно демократическая форма выбора победителя. И РБА, как общественная организация, построенная на демократических принципах, отдает предпочтение демократическим процедурам и технологиям перед всеми прочими.
Уважаемые коллеги! Мы, как организаторы конкурса, не сомневаемся, что конкурс породит волну критики и бурную дискуссию. И это прекрасно. Профессиональная дискуссия всегда способствует саморазвитию профессии. Давайте остро, бурно, жарко, но интеллигентно и конструктивно спорить – на всех доступных и специально предназначенных для этого площадках – о библиотечной профессии и об ее лучших представителях. Библиотечная профессия от этого, несомненно, только выиграет.
Но главное – дерзайте, участвуйте в Конкурсе!
А также – следите за его ходом, заходите на сайт РБА, чтобы познакомится с конкурсными материалами! Нас ждут интересные открытия!
- О конкурсе
- Победители
- Финалисты
- Участники
- Новости
- Жюри
- Положение
- Требования к документам
- История Конкурса
Информационные партнеры: