Поиск по сайту

Рабочая встреча, посвященная подготовке к участию Президента РБА В.Н. Зайцева в заседании рабочих групп «Общественного комитета содействия развитию библиотек»

25 января состоялась рабочая встреча Президента Российской библиотечной ассоциации, Генерального директора РНБ Владимира Николаевича Зайцева с Заведующей отделом комплектования РНБ, Председателем Секции по формированию библиотечных фондов РБА Татьяной Викторовной Петрусенко и Заведующей Научно-исследовательским отделом библиотечных фондов РНБ, Секретарем Секции Ириной Всеволодовной Эйдемиллер. Встреча была посвящена подготовке к участию В.Н. Зайцева в заседании рабочих групп «Общественного комитета содействия развитию библиотек», организованного фракцией «Единая Россия» Государственной Думы ФС РФ и рабочей группы Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации по разработке проектов федеральных законов по внесению изменении в действующие ФЗ РФ «О библиотечном деле», «Об обязательном экземпляре», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, указание услуг для государственных и муниципальных нужд». В ходе встречи были обсуждены следующие вопросы: позиция РНБ и РБА по ключевым вопросам текущего комплектования, которые должны быть включены в предлагаемые законопроекты по внесению поправок в действующие ФЗ РФ; оценка текущей ситуации; тактика РБА в продвижении предлагаемых поправок и решении, возникающих на практике проблем.

Позиция РБА

Особую озабоченность по-прежнему вызывает практика правоприменения ФЗ №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, указание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Профессиональная позиция Российской библиотечной ассоциации о необходимости выведения текущего комплектования государственных библиотек из процедуры тендера и внесения соответствующих поправок в ФЗ № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, указание услуг для государственных и муниципальных нужд» закреплена специальными резолюциями IX и XI Ежегодных сессий Конференций Российской библиотечной ассоциации (2004 г., 2006 г.), а также в официальных обращениях РБА в профильные комитеты Государственной Думы ФС РФ (Комитет по культуре, Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, по экономической политике, предпринимательству и туризму и в Правительство РФ (Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство культуры, Федеральное агентство по культуре и массовым коммуникациям), и подготовленных к ним специальных приложениях: «Понятие одноименный товар по отношению к «книге», «Необходимость внесения поправок в ФЗ № 94».

Введение в действие ФЗ №94 с января2006 г. привело к серьезным и трудно преодолимым проблемам, практически остановившим нормальное комплектование государственных библиотек.

Применение ФЗ №94 не ведет к экономии государственных средств и не способствует эффективности их использования. По предварительным данным, введение ФЗ №94 привело к сокращению объема новых поступлений в государственные библиотеки, снижению оперативности и качества комплектования, появлению трудновосполнимых лакун, увеличению трудозатрат, появлению случайных и недобросовестных поставщиков.

Для выведения текущего комплектования библиотек из процедуры конкурсных торгов, предлагается внести в законопроект №352604-4 Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, указание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, представленный на рассмотрение Государственной Думы ФС РФ 05.02.2007 г. во втором чтении, следующие поправки:

Ст.1, п.1,а :

после слов : «за исключением случаев» дополнить словами:

«если осуществляются поставки культурных ценностей: книг, периодических изданий, лицензий на доступ к электронным базам данных, иных документов независимо от вида носителя информации, предназначенных для текущего комплектования архивных, библиотечных, музейных фондов, а также заказы на создание драматических произведений, киносценариев, на производство кинофильмов и театральных постановок».

Ст.3, п.2:

Статью 71 изложить в следующей редакции после слов:

«Бюджетные учреждения без заключения государственных или муниципальных контрактов вправе закупать товары, работы, услуги на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке».

Добавить:

«Закупка книг, периодических изданий, лицензий на доступ к электронным базам данных, иных документов независимо от вида носителя информации, предназначенных для текущего комплектования архивных, библиотечных, музейных фондов осуществляется без проведения конкурсных торгов, за исключением покупки одноименных товаров [книг и иных видов документов одного наименования и одного тиража], когда общая стоимость закупки не превышает, сумму, установленную нормативными правовыми документами Правительства РФ (федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем правовое регулирование в сфере размещения заказов)».

В зарубежных странах установлен достаточно высокий порог для начала обязательного применения конкурсных процедур. В соответствии с Директивой Европейского парламента и Совета 2004/18/ЕС о закупках, осуществляемых государственными организациями, он составляет 137 тыс. евро. (т.е. более 4,5 млн.рублей) (Прил. №3).

В случае принятия Законопроекта № 352604-4 без внесения необходимых поправок было принято решение добиваться от Правительства РФ (Министерства экономического развития и торговли, Федерального агентства по культуре и кинематографии) официальных разъяснений о специфике применения закона при осуществлении конкурсных процедур в текущем комплектовании государственных библиотек:

а) должен быть установлен более высокий порог обязательности применения этих процедур (не ниже 4, 5 млн.руб. в соответствии с европейскими нормами);

б) упрощена процедура приобретения книг и других документов у издателей, производителей, авторов, обладающих эксклюзивными правами на их распространение, как у «единственного поставщика»;

в) дано разъяснение понимания «книги, как одноименного товара».

В качестве тактических шагов обсуждалась возможность использования избирательных компаний партий в региональные и федеральные законодательные собрания.

Оценивая предлагаемый Законопроект ФЗ № 377311-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» (в части упразднения платного экземпляра и совершенствования формирования системы обязательного экземпляра) Т,В. Петрусенко и И.В. Эйдемиллер отметили, что в целом он является своевременным, носит конструктивный характер и заслуживает положительной оценки.

Специалисты поддержали предложение законодателей:

об упразднении института платного обязательного экземпляра; Это изменение идет в русле современных тенденций формирования книжного рынка России и совершенствования законодательства зарубежных стран.

о дополнении целей формирования системы обязательного экземпляра (статья 4 Закона) положениями о ведении централизованной каталогизации и обеспечении доступа потребителей к информации о получаемых документах, в том числе через телекоммуникационные сети.

и ряд других поправок.

Вместе с тем, Т,В. Петрусенко и И.В. Эйдемиллер обратили внимание В.Н.Зайцева на ряд предложений специалистов РНБ, которые имеют принципиальный характер для текущего комплектования библиотек:

1. В главу II. «Обязанности и права производителей документов» предлагается ввести отдельную статью «Доставка дорогостоящих, малотиражных изданий и изданий, изданных на зарубежной полиграфической базе»;

2. Предлагается уточнить механизм доставки муниципального обязательного экземпляра: (Ст.7 п.3 абз.3)

Вместо предлагаемой законодателями редакции данной статьи:

«Производители документов доставляют … по два обязательных экземпляра всех видов печатных изданий, в соответствующие библиотеки муниципальных образований»

Предлагается изложить ее в следующей редакции:

«производители документов самостоятельно или через полиграфические организации доставляют по два экземпляра краеведческих документов (печатных и других видов документов), связанных с данным муниципальным образованием по содержанию, по одному экземпляру официальных документов и по одному экземпляру тиражированных газет данного муниципального образования».

Кроме того, есть ряд принципиальных моментов, которые не нашли отражения в данном Законопроекте, но о которых давно говорят специалисты:

1. Из 16 полных комплектов ОЭ по основному виду издательской продукции: книги и брошюры, 11 комплектов распределяются в г. Москве и лишь 5 направляются в регионы (3 – Санкт-Петербург ( 2-РНБ, 1-БАН); 1 – в Новосибирск (ГПНТБ СО РАН); 1- в Хабаровск (Дальневосточная ГУНБ). С государственной точки зрения было бы рационально перевести Парламентскую библиотеку и Библиотеку Администрации Президента РФ в разряд получателей профильных комплектов ОЭ, а оставшуюся часть полных комплектов ОЭ перераспределить между двумя новыми центральными региональными библиотеками –получателями ОЭ : в Уральском экономическом районе - Свердловская ОУНБ им. В.Г. Белинского, на юге России : Донская публичная библиотека, г. Ростов – на - Дону).

Со своей стороны НИОБФ РНБ готов предоставить имеющиеся дополнительные расчеты по этому вопросу.

В противном случае в фондах Парламентской Библиотеки и Библиотеке Администрации Президента РФ оседает огромный поток непрофильных документов, включая газеты, стереотипные переиздания учебников для средней и высшей школы, дополнительные тиражи развлекательной литературы и т.д. Учитывая требование постоянного хранения документов, полученных в качестве Федерального обязательного экземпляра, это приведет к засорению фондов библиотек, снижению кризису (который уже наблюдается в Москве).

2. Для Библиотек - получателей Федерального обязательного экземпляра документов, существенное значение имеет очередность раскладки комплекта ОЭ в РКП, так как это непосредственно влияет на полноту комплектования фондов библиотек-получателей. Поэтому при подготовке Постановления Правительства РФ, утверждающего «Перечень библиотечно-информационных организаций, получающих из РКП федеральный обязательный экземпляр» необходимо учесть интересы, прежде всего двух национальных библиотек: РГБ и РНБ, ответственных за полноту национального библиотечно-информационного фонда отечественных документов и согласовать с библиотеками – получателями ОЭ.

По результатам данной рабочей встречи были подготовлены соответствующие предложения в «Общественный комитет содействия развитию библиотек» и Комитет по культуре Государственной Думы ФС РФ.

Зав. Научно-исследовательским отделом библиотечных фондов РНБ И.В. Эйдемиллер

Зав. Отделом комплектования РНБ Т.В. Петрусенко

25.01.2007

Новости