Заседание Общественного комитета содействия развитию библиотек России по вопросу "Библиотека и образование: обеспечение доступа граждан к современным знаниям"
3 апреля в здании Интеллектуального центра Фундаментальной библиотеки (ФБ) Московского государственного университета (МГУ) состоялось очередное заседание Общественного комитета содействия развитию библиотек России. В качестве члена Общественного комитета в его работе принял участие Президент РБА, ген. директор РНБ В.Н. Зайцев.
В повестке дня был доклад Министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко "Библиотека и образование: обеспечение доступа граждан к современным знаниям" и информация о работе экспертных групп комитета.
Председатель Общественного комитета, Председатель Государственной думы РФ Б.Г. Грызлов отметил важность решения проблемы поддержки и сохранения библиотек в России, поскольку от этого зависит вектор развития общества в целом и качество воспитания будущих поколений граждан. Б.Г. Грызлов также подчеркнул необходимость использования в библиотеках новых технологий, инновационного подхода, без которых невозможно получить современные знания.
Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий, выступая на заседании, напомнил, что история развития библиотечного дела в стране началась 252 года назад с создания библиотеки Московского университета. В настоящее время библиотека насчитывает 13 млн. томов. Она отвечает современным требованиям, каждое читательское место обеспечено доступом к сети Интернет. В.А. Садовничий сказал, что Фундаментальная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова готова оказывать помощь другим библиотекам в стране.
Министр образования и науки А. А. Фурсенко доложил о проблемах доступа к знаниям, о библиотеках и образовании. К сожалению, в последнее время количество библиотек сокращается, фонды убывают, существует хроническое недофинансирование. Библиотеки должны заниматься и занимаются хранением и распространением знаний. Но в образовательных учреждениях библиотеки зачастую являются просто "перевалочными пунктами" для учебников, которые, к тому же, не всегда достойны называться книгой. Эта проблема решается: к примеру, до каждой школы дошли такие издания, как стотомник "Библиотека отечественной классики".
Вообще же должно быть обеспечено наполнение библиотек не только печатной продукцией, но и иными модулями (т. е. должны присутствовать музыкальные произведения, живопись и т. п.). Статус библиотеки меняется. Теперь ее миссия — служить структурным центром информационного обеспечения школьников и учителей, а не просто хранилищем.
Нужен федеральный центр образовательных и информационных ресурсов, который обеспечивал бы свободу доступа к ним учащимся и преподавателям.
Для нормальной реализации вышеозначенных программ должен быть повышен уровень информатизации — это даст возможность библиотекам взаимно координировать и интегрировать данные. Кроме того, необходим определенный "скачок" в увеличении фондов, оснащении библиотек, а также в изменении отношения к библиотечным работникам. В частности, нужен переход на новую систему оплаты, чтобы она — в зависимости от значимости библиотечного звена — дотягивала хотя бы до уровня преподавателей. (В настоящее время средняя зарплата библиотекаря по ЕТС составляет порядка 2000 рублей.) В Михайловском в июле этого года состоится первый съезд школьных библиотекарей, на котором будут обсуждаться вопросы школьных библиотек.
В вузах ситуация еще до нынешнего года была печальной: немногие учебные заведения сумели сохранить и приумножить свою базу. И в вузах, и в НИИ должна быть сформирована электронная база. При этом важно сохранить роль книги, хотя это будет сложно в связи с всевозрастающей ролью Интернета.
Директор Научной библиотеки МГУ В. В. Мосягин выразил ту же обеспокоенность: увлекшись компьютерами и Интернетом, важно не потерять печатный фонд. Эта проблема пришла на место актуальных 15, 10 и даже 5 лет назад вопросов компьютеризации и информатизации.
Главная проблема, как уже было отмечено, — это низкая зарплата сотрудников библиотек и, как следствие, тяжелая кадровая ситуация. Библиотеки в последнее время становятся кузницами кадров для литературных агентств, книгоиздательских фирм и прочих учреждений. Как ни странно, лучшими годами в плане кадровой ситуации были годы после дефолта (1998–1999 гг.) — когда многие стали возвращаться из агентств назад в библиотеки.
Полнотекстовые ресурсы и доступ к ним требуют централизирующей роли государства, но в настоящее время отсутствует государственное регулирование библиотечного дела, ибо в 1990–1991 гг. прекратил свою деятельность Совет по библиотекам. Министерство культуры, Минобрнауки, Академия наук и смежные организации должны совместно работать и вырабатывать решения.
Председатель Счетной палаты РФ С. В. Степашин, являющийся председателем Книжного союза, сказал, что для решения проблем нужны значительные затраты и соответствующие изменения в бюджете — поэтому хорошо, что за столом присутствуют те, от кого эти действия зависят. В бюджете должно быть предусмотрено увеличение зарплат работникам библиотек и выделение средств на обновление фонда (особенно в школьных и сельских библиотеках). Кроме того, С. В. Степашин предложил в законодательном порядке обязать крупные издательства передавать библиотекам часть своих изданий, поступлений. (Присутствующие депутаты, по его замыслу, должны инициировать в Государственной Думе соответствующий законодательный процесс.) М. Е. Швыдкой, представлявший Федеральное агентство по культуре, говорил о качестве фондов, имеющихся в распоряжении библиотек. В школьных библиотеках основную массу составляют учебники. Художественная литература представлена крайне скудно — как количественно, так и качественно, поэтому нужно, чтобы фонды школьных библиотек были пополнены произведениями современных писателей. (Хотя классика тоже нужна, тем более, что ее плохо читают.) Впрочем, пополнение фондов актуально для всех уровней библиотек, ведь полстраны живет в сельской местности и малых городах — людям не по карману покупать дорогие издания.
Директор института всеобщей истории РАН А. И. Чубарьян говорил о понижении качества чтения. Молодое поколение можно потерять, если не следить за тем, что оно читает. Дайджесты и сборники кратких пересказов школьной программы не должны заменить настоящее чтение, подлинную классику. В этой связи на библиотеки следует возложить обязанность давать рекомендации, вырабатывать программы чтения, воспитывать общую культуру и побуждать к чтению. (Для самообразования тоже нужна система рекомендаций, помощи и т. п.) Есть риск потерять молодежь на постсоветском пространстве и в дальнем зарубежье — из-за отсутствия обеспечения современными изданиями русскоязычного населения. По идее Чубарьяна, над ними можно и нужно взять шефство.
По итогам выступлений были внесены соответствующие поправки в проект решения. В проекте значатся такие положения, как контроль качества учебников, оцифровка наиболее ценных изданий или изданий по приоритетным направлениям, повышение уровня заработной платы, обеспечение книгами русскоязычного населения за рубежом, уточнение законов об образовании и о библиотечном деле.
По второму вопросу повестки дня комитет заслушивал отчеты экспертных комиссий. Специалисты высказали предложение произвести структурирование деятельности комитета в соответствии с законами, которые в последнее время активно принимались Госдумой. Нужно упорядочивать и само законодательство. Желательны новая редакция закона "О библиотечном деле" от 29 декабря 1994 года и принятие закона об охране редких книг (поскольку расхищаются фонды редких книг). Признано необходимым разработать концепцию библиотечного дела и произвести всеобщую перепись ресурсов (последняя всеобщая библиотечная перепись производилась в 1986 году), улучшить материальную и информационную обеспеченность библиотек.