Продвижение книги и чтения средствами визуальной культуры
Секция по чтению Российской библиотечной ассоциации совместно с Центром чтения Российской национальной библиотеки в содружестве с партнерскими организациями объявляет о проведении Всероссийского конкурса «Продвижение книги и чтения средствами визуальной культуры».
Визуальные образы имеют реальное воздействие на новые поколения, которые наиболее подвержены внешнему влиянию, остро ощущают на себе воздействие окружающей среды, связанное с более глубоким проникновением видеокультуры в современную жизнь. Развитие мультимедийных средств во многом меняет подход библиотекарей к привлечению читателей к книге. Продвижение книги и чтения с использованием средств визуальной культуры все более уверенно входит в практику работы российских библиотек.
За последние годы возникли проекты, направленные на создание собственной видеопродукции. Так, в 2006 г. МЦБС имени М.Ю. Лермонтова г. Санкт-Петербурга создала фильм-репортаж «Время читать! Или следствие ведут библиотекари». Этот фильм получил широкое распространение в профессиональной среде, демонстрировался на многих крупных совещаниях и конференциях, используется как учебное и информационное пособие, и вызвал волну подобных проектов. Так, созданы фильмы в рамках проекта «Год библиотек» в Курской области, по итогам Года чтения в Челябинской области – «Челябинск читающий», по итогам акции «Большое чтение» в Саратовской области. Ведется работа над видеофильмом «Читающая Орловщина». Ряд фильмов, посвященных продвижению чтения, создан библиотеками Москвы. Появились видеоролики, посвященные библиотекам, например, мультимедийный видеоролик «Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина», созданный в 2007 г., подчеркивает масштабность проекта и позволяет говорить о «Библиотеке Президента» как о национальном информационном портале. В последние годы библиотеки все чаще не только заказывают, но и создают видеоролики самостоятельно. Роликов, посвященных разным аспектам библиотечной деятельности, создано уже довольно много. Их количество позволяет классифицировать продукты по тематике, целевому назначению. Весомый блок составляют и видеоролики, посвященные продвижению книги и чтения. Созданная библиотеками продукция охватывает как комплексные проекты и акции, так и отдельные мероприятия, в т.ч. растет количество рекламных видеороликов. Например, еще в 2006 г. Кемеровская ОНБ создала видеоролик, посвящённый кузбасской акции «Подари книгу сельской библиотеке». Видеоролики выставлены в библиотечных блогах, например, в блоге «Библиотекари Беларуси» есть раздел «Видеоролики о любви к библиотеке». Появились статьи и материалы, в которых даются методические и практические рекомендации по их созданию. Демонстрация фильмов и роликов входит в практику проведения профессиональных библиотечных мероприятий различного уровня.
Мультимедийные презентации (созданные с использованием технологии Flash или при помощи Microsoft Power Point) – один из наиболее актуальных на сегодняшний день способов представления информации. Это продукт, который может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, диаграммы, звуковое оформление, видеофрагменты. Это соединение смысловой нагрузки с простотой восприятия информации особенно эффективно в пропаганде книги и чтения.
Таких продуктов в библиотечной практике разработано много. Среди наиболее ярких примеров – презентация, созданная Мурманским региональным центром чтения «Открытая книга» совместно с мурманской рэп-группой «Dam-k-rad». По итогам фестиваля «Арсеньев читает «Дерсу Узала», прошедшего в 2008 г. в г. Арсеньеве Приморского края, создана одноименная слайд-презентация. Тема использования мультимедийных презентаций в мероприятиях библиотек получает все большее осмысление библиотечными специалистами. В ЦБС Сормовского района г. Нижнего Новгорода проведен хит-парад мультимедийных презентаций «Модные книги читаемых авторов».
Активно используют мультимедийные презентации литературного характера в своей работе педагоги, прежде всего, учителя-словесники. Воспользоваться этими разработками библиотекари могут, например, обратившись к Интернет-порталу «Открытый класс» (Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/24480). Более того, педагоги сами стремятся к контактам с библиотеками, предлагая свои услуги и разработки. Симптоматично, что на Всероссийском библиотечном конгрессе РБА-2009 в Вологде на секции школьных библиотек был прочитан доклад доцента Вологодского института развития образования О.А. Маркевич «Мультимедийная презентация как способ продвижения чтения». Познакомиться с ним можно на странице секции по чтению на сайте РБА.
Важным направлением деятельности библиотек является проведение конкурсов творческих работ среди населения, направленных на создание видеопродукции в поддержку чтения. Так, в 2006 г. Новосибирская ОЮБ провела областной конкурс социальной рекламы чтения «Читать престижно!», направленного на привлечение молодых людей к продвижению чтения в молодежной среде. Участникам конкурса в возрасте от 14 до 30 лет было предложено создать видеоролик, сценарий аудиоролика, макет баннера, электронную видеопрезентацию обращенные к молодежной аудитории и создающие привлекательный имидж чтения и «человека читающего». В 2007 г. в Чувашской Республике (Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека) был проведен Республиканский конкурс на лучшую мультимедийную презентацию «Любимые книги моей семьи». В результате были определены лучший видеоролик, рекламный плакат, а также читающая семья. В 2009 г. Самарская областная универсальная научная библиотека проводит конкурсе социальной рекламы «Время читать», среди номинаций которого – сценарии видеороликов.
Массив накопленного опыта и актуальность работы позволяют поставить вопрос о необходимости осмысления достигнутого, выборе ориентиров и определении тенденций дальнейшего развития. Организаторы конкурса приглашают библиотеки всех типов и видов, библиотечные общества и ассоциации принять в нем участие, представив как уже созданные продукты, так и создав новые. Организаторы приглашают к сотрудничеству в качестве партнеров конкурса центральные библиотеки субъектов РФ, региональные библиотечные общества и ассоциации. Мы хотели бы с помощью партнеров активизировать библиотечное сообщество в деле создания и представления визуальной продукции на конкурс; региональные партнеры могут проводить собственные локальные конкурсы по выявлению лучших работ и направлять их на всероссийский конкурс.
Организаторы будут рады, если к проекту присоединятся любые организации, желающие стать спонсорами конкурса. Это позволит достойно наградить его победителей и лауреатов. Информационную поддержку конкурсу оказывает журнал «библиотечное дело».
Лучшие конкурсные работы будут представлены участникам библиотечного конгресса - XV Ежегодной Конференции РБА в Томске. В сентябре 2010 года фестиваль библиотечных проектов «Осень в Михайловском» будет посвящен теме «Медиапродукция библиотек по продвижению чтения», куда приглашаются участники и победители конкурса.
Председатель секции по чтению РБА,
В.В. Ялышева
Положение О Всероссийском конкурсе «Продвижение книги и чтения средствами визуальной культуры»
Общие положения
Конкурс проводится Российской библиотечной ассоциацией (Секция по чтению) совместно с Российской национальной библиотекой (Центр чтения РНБ). Партнерами конкурса выступают: Некоммерческий Фонд «Пушкинская библиотека», Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, Издательская группа «ГРАНД-ФАИР», Псковская областная универсальная научная библиотека, Библиотечная ассоциация республики Карелия, «Центр книги ВГБИЛ имени М. И. Рудомино», ЦГПБ им. В.В. Маяковского Санкт-Петербурга, журнал «Библиотечное дело».
Секция по чтению РБА совместно с Центром чтения РНБ при участии партнеров создают Оргкомитет (май 2009 г.), который осуществляет комплекс работ по проведению Конкурса. Оргкомитет Конкурса действует на базе Центра чтения РНБ.
Для оценки представленных работ и подведения итогов Конкурса Оргкомитет формирует Жюри, в которое включаются специалисты библиотечного дела и представители партнерских организаций.
Цель Конкурса
Популяризация книги и чтения с помощью средств визуальной культуры.
Задачи Конкурса
- активизация деятельности библиотек в сфере визуальной культуры;
- раскрытие творческого потенциала библиотечных специалистов;
- обмен опытом работы;
- развитие социального партнерства библиотек в продвижении книги и чтения.
Условия Конкурса
К участию в Конкурсе допускаются работы, созданные библиотеками всех типов и видов, библиотечными обществами и ассоциациями, в том числе в партнерстве с другими учреждениями и организациями, а также работы, созданные сторонними организациями при участии библиотек или библиотечных специалистов.
Работы на Конкурс представляются от имени библиотек, библиотечных обществ или ассоциаций.
Номинации Конкурса
1. Видеофильмы.
2. Видеореклама (рекламные ролики и видеопрезентации).
3. Телевизионные передачи (отдельные передачи или циклы, подготовленные при участии библиотек).
4. Слайд-фильмы.
Критерии оценки работ:
- ориентация на продвижение книги и чтения (к Конкурсу допускаются работы, посвященные деятельности библиотеки по продвижению книги и чтения, а также отражающие значимость чтения для личности и общества);
- позитивный опыт использования популяризации чтения на местном и региональном уровнях в практической работе библиотек;
- оригинальность художественного решения;
- партнерство с местными учреждениями культуры и образования, общественными организациями, СМИ, деловыми кругами и органами власти.
Требования к работам, представляемым на Конкурс:
- краткое описание продукции, в котором должны быть обозначены цель и задачи ее создания, целевые группы, партнерские организации, сроки создания, направления использования;
- сведения о руководителе, авторе или авторском коллективе (фамилия, имя, отчество, год рождения, образование, должность, место работы, контактная информация: номер телефона, факса, адрес электронной почты);
- сведения об организации-заявителе (название, юридический адрес, фамилия, имя отчество руководителя, контактная информация: номера телефона, факса, адрес электронной почты);
- информация о практическом использовании работы, присланной на конкурс;
- конкурсная работа представляется на CD-ROM, DVD-ROM в 2 экземплярах.
Сроки проведения Конкурса
Конкурс проводится с июня 2009 года по май 2010 года в четыре этапа:
1 этап — представление материалов на конкурс (с 1 сентября 2009 г. по 31 декабря 2009 г.)
2 этап — подведение итогов (январь — март 2010 г.)
3 этап — специальная церемония награждения победителей конкурса (май 2010 г., Всероссийский библиотечный конгресс РБА).
4 этап – участие победителей в фестивале «Осень в Михайловском» на тему «Медиапродукция библиотек по продвижению чтения» (сентябрь 2010 г., п. Пушкинские Горы Псковской обл.).
Подведение итогов Конкурса. Награды победителям
- итоги Конкурса объявляются на Всероссийском библиотечном конгрессе: XV Ежегодной Конференции РБА в мае 2010 года;
- три лучшие работы в каждой номинации награждаются ценными призами;
- авторы лучших работ примут участие в Фестивале «Осень в Михайловском» (сентябрь 2010 г., п. Пушкинские Горы Псковской обл.) за счет организаторов и партнеров Конкурса;
- партнеры Конкурса вправе присуждать специальные призы работам, представленным на Конкурс.
Методическое обеспечение Конкурса
Организационно-методическая поддержка Конкурса на всех этапах его проведения обеспечивается Центром чтения РНБ.
Работы принимаются по адресу: 191069, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д.18, Центр чтения РНБ с пометкой «На конкурс «Визуальная культура». Работы не возвращаются и не рецензируются.
Оргкомитет размещает информацию о ходе проведения Конкурса на web-страницах секции по чтению РБА , Центра чтения РНБ и партнеров Конкурса.
Контактный телефон: (812) 710-57-85,
факс (812) 310-80-39,
e-mail: consult@nlr.ru