Поиск по сайту

Комментарий президента РБА по вопросу о ликвидации Российской книжной палаты

В.Мещерякова: Владимир Руфинович, как Вы прокомментируете ситуацию с ликвидацией Российской книжной палаты Указом Президента РФ?

В.Р.Фирсов:

Первое, что вызывает озабоченность: ликвидация Российской книжной палаты в соответствии с указом Президента РФ «О некоторых мерах по повышению эффективности деятельности государственных СМИ» для руководителей нашей профессиональной сферы (в том числе, крупнейших федеральных библиотек, издательств и учреждений культуры) была неожиданной. Как мы знаем, в соответствии с Указом Президента РФ №601 от 7 мая 2012 года, устанавливается  порядок общественной экспертизы основных федеральных законодательных актов. Однако, этого не произошло. Такая неожиданность не только настораживает, но и вызывает сомнения в тщательности подготовки решения.

10 декабря 2013 г. дирекция Российской книжной палаты выразила официальную позицию (http://www.rba.ru/content/news/vid_news_str.php?id=2616 ) в отношении указа.

Позиция Российской библиотечной ассоциации такова: мы не можем говорить о том, принимать этот акт или не принимать, указ Президента РФ должен выполняться. Поэтому выражения протеста, сбор подписей против закрытия РКП, который открыт в Интернете, с моей точки зрения, бесперспективны – это информационный шум, уводящий в сторону от обсуждения основной проблемы. Более конструктивно говорить не о предотвращении закрытия Российской книжной палаты, поскольку решение принято, и впереди – долгий процесс его практического претворения, а о необходимости сохранения основных функций этого учреждения. Книжная палата – не просто одно из многообразных научных или культурных учреждений, это культуросозидающий для страны фактор. В современных условиях печатное слово, издательская продукция, как художественная, так и научная, образовательная, являются базовым условием для духовной, интеллектуальной жизни россиян, инновационного развития страны. Тем более, как мы знаем, наша культура продолжает носить литературоцентристский характер. В данном случае я имею в виду преувеличенно большое значение печатного слова. Даже сегодня, в условиях бурного развития КТ мы знаем, что цифровая информация воспринимается как более оперативная, а печатная – как более достоверная.

Какие принципиально важные функции должны быть сохранены прежде всего?  Назову только важнейшие.

Первая: государственная регистрация всего книжного потока, который издается в стране. Без этого не может существовать ни одно цивилизованное государство: то, что издается, должно быть обязательно учтено, зафиксировано как для живущего поколения, так и для последующих.

Вторая функция: организация получения обязательного экземпляра и его распределение для вечного хранения: прежде всего в национальные библиотеки. То, что поступило в национальную библиотеку, становится достоянием не только живущих граждан, но и последующих поколений, это основа национальной памяти, национальной самоидентификации. Должен сказать, что система обязательного экземпляра, которая сейчас активно обсуждается (в течение последних двух лет готовится проект нового закона), в том или ином виде существует во всех странах. Насколько я знаю, на других основаниях (не на законодательном уровне) эта система работает только в одной стране – в Голландии. Принципиально важно, что обязательный экземпляр распределяется не только в три национальные библиотеки, система предполагает, что он должен быть доступен в масштабах страны. Обязательный экземпляр, как мы знаем, поступает в Хабаровск (обеспечивается Дальний Восток), в Новосибирск (обеспечивается Сибирь). Хотя на сегодняшний день действительно существует некоторый перекос в распределении 16-ти обязательных экземпляров - 11 из них остаются в Москве. Но система обязательного экземпляра должна существовать, без нее нельзя говорить о цивилизованном современном государстве.

Третья функция Российской книжной палаты, которая порой недооценивается, – это функция научно-информационного обеспечения существования книжного рынка: РКП традиционно участвовала в подготовке
ежегодного аналитического отчета «Книжный рынок России. Состояние, тенденции, перспективы развития», публиковала огромное количество статистических и аналитических материалов, статей. Все это не носит абстрактно научный характер. Всякий рынок существует на основе механизмов саморегулирования: один из них – цена, но этого недостаточно, необходима научно обоснованная информационная картина. Это один из необходимых факторов обеспечения развития книжного рынка, и он может войти в ступор, если этот фактор не работает. Эту функцию, с моей точки зрения, РКП выполняет достаточно квалифицированно.

Вне зависимости от того, какой организации эти важнейшие функции будут переданы, важно, чтобы они выполнялись на столь же высоком квалифицированном уровне, как было до сих пор. Что касается ИТАР-ТАСС: если произойдет передача персонала, баз данных, огромного фонда, может быть, ему удастся воспроизвести эти функции. Не знаю, насколько подходит именно эта организация.

До сих пор я говорил о проблемах долговременного характера, но есть еще одна проблема, которая волнует библиотекарей, ответственных за обеспечение доступа к информации в нашей стране, и она не менее важна. При самом благоприятном развитии событий, во время передачи функций, неизбежна утрата полноты сохранения обязательного экземпляра в течение 2014 года. Мы знаем, что процесс ликвидации может быть растянут во времени. В указе Президента РФ сказано, что в течение 15 дней нужно подготовить проект нового федерального закона «Об обязательном экземпляре», и только после этого вступит в силу ликвидационный механизм. Это означает, что сейчас договоры на доставку обязательного экземпляра по-прежнему заключаются с Российской книжной палатой, однако для большинства издателей это учреждение уже перестало существовать: ведь вышел Указ Президента. Значит, полнота предоставления экземпляров неизбежно пострадает. Далее договоры должны будут заключаться с другой организацией. Но как она успеет наладить процесс? На это требуется определенное время. Нужно свести к минимуму возможные потери. Эта проблема развития российской культуры имеет важнейшее значение, ведь утрата полноты обязательного экземпляра, это невосполнимый провал национальной памяти, это катастрофа.

Сегодня я обсуждал эти вопросы с генеральным директором РКП Еленой Борисовной Ногиной. Наши позиции совпадают.

11 декабря я как президент Российской библиотечной ассоциации отправил письмо министру культуры РФ В.Р. Мединскому http://www.rba.ru/content/news/vid_news_str.php?id=2629, которое содержало два основных пункта. Первый: принимая решение Президента, мы будем прилагать все усилия и, надеюсь,  в содружестве с нашим  Министром, чтобы ключевые функции Российской книжной палаты сохранились. Второй: мы надеемся, что при решении всех организационных вопросов передачи функций будут привлечены национальные библиотеки России. Третий – при подготовке нового закона «Об обязательном экземпляре документов» Российская библиотечная ассоциация сможет использовать свое право на общественную экспертизу проекта. Это очень важно. Когда реализуется указ Президента РФ, все может происходить в сжатые сроки, не позволяющие учесть профессиональный опыт ведущих экспертов и специалистов, и закон может быть принят не в том виде, в каком было бы должно. Поэтому я планирую обратиться в течение ближайших дней также к председателю Государственной думы С.Е. Нарышкину и сообщить о желании РБА провести общественную экспертизу проекта Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов», который должен быть внесен в Государственную Думу в соответствии с Указом Президента РФ.

В заключение я хочу обратиться к директорам наших библиотек, ведущим специалистам и лидерам отрасли: система обязательного экземпляра и государственной регистрации является системообразующей для библиотечно-информационной сферы страны. Для дальнейшего формирования позиции РБА принципиально важно ваше мнение. РБА ждет ваших предложений.

 

Материал подготовила В.Мещерякова, специалист по связям с общественностью РБА: 

12.12.2013

Новости