Обсуждение изменений в ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»
10 декабря 2013 г. Секретарь Секции по формированию библиотечных фондов Российской библиотечной ассоциации, заведующая научно-исследовательским отделом библиотечных фондов РНБ Ирина Всеволодовна Эйдемиллер приняла участие в совещании, организованном нормативно-правовым департаментом Минкультуры РФ по вопросу внесения изменений в Федеральный закон от 29.12.1994 г. №77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" в части предоставления обязательного экземпляра в электронном виде и целесообразности внесения изменений в IV часть ГК РФ.
В совещании участвовали представители нормативно-правового департамента и департамента науки и образования МК РФ, Российской государственной библиотеки, Российской книжной палаты, Минкомсвязи РФ, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. От издательств: М.Е. Рябыко, начальник юридического отдела Издательства «Эксмо», Е.Н. Бейлина, директор ИД «Университетская КНИГА», С.Г. Дарий, директор Издательства «Юрайт».
Совещание продолжило рассмотрение вопросов, поднятых ранее на совещании в МК РФ 26 ноября 2013 г.
Заседание началось с обсуждения указа Президента от 09.12.2013 г. "О некоторых мерах по повышению эффективности деятельности государственных средств массовой информации", в соответствии с которым федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Российская книжная палата" ликвидируется с "последующей передачей закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества в хозяйственное ведение" ИТАР-ТАСС.
В соответствии с п. 10 настоящего Указа в 15-дневный срок должны быть разработаны и внесены в Государственную Думу ФС РФ соответствующие изменения в Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», касающиеся передачи федеральным государственным унитарным предприятиям «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» и «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)» соответствующих функций …….федерального государственного бюджетного учреждения науки «Российская книжная палата». По заявлению генерального директора РКП Е.Б. Ногиной, опубликованной на сайте РКП: «Принятие решения о ликвидации РКП в нынешнем её статусе было полной неожиданностью для всего коллектива Палаты. Сообщаем также, что до официального обозначенного срока реорганизации Российская книжная палата сохраняет свои функции в полном объёме и без изменений».
Так как статус и функции нового учреждения пока непонятны – одним из предложений было отложить заседание. Тем не менее, большинство участников высказалось за обсуждение принципиальных моментов и выработки единой позиции вне зависимости от того, какое учреждение будет в дальнейшем исполнять функции РКП.
Ключевыми вопросами для обсуждения стали вопросы:
- механизм доставки электронных копий печатного ОЭ Библиотекам –получателям;
- сокращение количества печатных ОЭ малотиражных издания, выпущенных тиражом до 150 экз. в связи с введением ОЭ электронных копий печатного издания;
- внесение изменений в IV часть ГК РФ.
Позицию издателей по отношению к предлагаемому законопроекту выразил С.Г. Дарий директор издательства «Юрайт». Единый центр, который будет выполнять функции РКП должен остаться, хотя возможно его статус в будущем измениться. Издатели в целом не против предоставления электронной копии печатного издания, они не являются ретроградами и понимают, что к этому в целом движется развитие книжного рынка. Но для этого должны быть соблюдены определенные условия. Нужен защищенный единый ресурсный центр, защищенный доступ для заранее оговоренного списка библиотек – получателей ОЭ. Доступ должен быть открыт не для всех. С точки зрения издательств возникает вопрос: зачем нужно предоставлять 2-3 электронных экземпляра? При введении электронного ОЭ соответственно должно уменьшиться количество печатных ОЭ. Обязательный экземпляр это своего рода скрытое налогообложение. Понятие малотиражной литературы практически теряет смысл. В сегменте деловой литературы издания в основном выпускаются тиражами 1000, 500 и меньше экз.
Необходимо создание рабочей группы с участием библиотек и издателей, представляющих разные сегменты книжного рынка, так их позиции могут различаться.
Поддержала позицию «Юрайт» Е.Н. Бейлина, директор ИД «Университетская КНИГА». Действительно, издатели неоднократно приводит расчеты, показывающие в какие суммы обходится им выполнение закона «Об обязательном экземпляре» по доставке 16 печатных экз. Если в среднем издательство выпускает 400 назв. по себестоимости 300 руб., то для доставки 16 экз. потребуется без учета почтовых расходов порядка 2 млн. руб. (400 н*300 руб.*16 экз.= 1 920 000 руб.).
И.В. Эйдемиллер, зав.НИОБФ РНБ, секретарь Секции по формированию библиотечных фондов РБА, рассказала о результатах совещания с петербургскими издательствами (Издательство «Лань», ИД «Профессия», Издательство «БХВ-Петербург») и позиции РНБ. По мнению РНБ и издательств: должна быть создана дискуссионная панель с представителями библиотек-получателей ОЭ, представителей издательств, независимых экспертов. Нужно время для широкого обсуждения предлагаемых поправок, которые кардинально меняют систему обязательного экземпляра. Необходимо создание единого ресурсного центра, защищенной системы хранения и поддержки цифрового контента. В функции Центра должно входить ведение государственного статистического и библиографического учета. Нельзя разъединять печатный экземпляр и электронную копию. Издательство одновременно с печатным изданием предоставляет в центр электронную копию в рекомендуемом электронном формате (от издательств звучало предложение о PDF). Центр делает архивную, страховую и пользовательскую копию и открывает защищенный доступ к электронным копиям ОЭ Национальным библиотекам (РГБ, РНБ, Президентской библиотеки им.Б.Н. Ельцина) и Федеральным библиотекам – получателям ОЭ (БЕН, БАН, ГПНТБ, ГПНТБ СО РАН, ГПИБ и т.д.). Также на совещании звучало предложение открыть такой доступ для Центральных библиотек 10 Федеральных округов.
Одновременно предлагается сократить до 3-х экз. количество печатных ОЭ малотиражных изданий, выпущенных тиражом до 150 экз. (Архив печати, РГБ, РНБ) при условии обязательного предоставления электронной копии издания.
Это предложение объясняется объективным процессом сокращения тиражей. Малотиражная литература составляет сейчас до 50% книжного рынка. Издания, выпущенные тиражом до 150 экз., как правило, не поступают в РКП вообще или поступают в неполном объеме (от 1 до 3 экз.).
А.Ю. Самарин, заместитель Генерального директора РГБ выступил с резкой критикой предлагаемой модели доставки электронного ОЭ. Если в первом варианте поправок к ФЗ 77 предлагалась доставка 3-х электронных копий печатных изданий непосредственно в 3 Национальные библиотеки (РГБ, РНБ, ПБ), теперь предлагается доставлять 4 электронных копии (в том числе для РКП) на материальном носителе (флешке, диске) в единый центр (условно РКП или центр, который будет исполнять ее функции) для хранения и дальнейшего распределения между библиотеками – получателями ОЭ. То есть одновременно с печатными изданиями Библиотека получит набор флешек или дисков.
Необходимость доставки электронной копии на материальном носителе объясняется функцией обеспечения НБ постоянного хранения и дальнейшей работе с полученными электронными копиями печатных изданий по заключению лицензионных договоров с правообладателями.
Вариант создания единого ресурсного защищенного центра доступа вызывает много вопросов. Есть ли экономические расчеты по созданию такого центра? Открытым остается вопрос о доступе для Центральных библиотек 10 федеральных округов - на каком основании этот доступ будет осуществляться.
При выборе модели предоставления НБ доступа к электронной копии печатного издания из единого ресурсного центра возникает опасность превращения библиотеки в «точку доступа» и, соответственно, это может привести к сокращению финансирования комплектования. Сейчас за счет ОЭ НБ получают до 80% объема своего комплектования.
Сокращение печатного ОЭ малотиражных изданий до 3-х экз. также вряд ли будет поддержано Федеральными библиотеками – получателями ОЭ, так как научная литература, как правило, как раз и выходит тиражом до 150 экз. и составляет базовую основу их комплектования.
Эйдемиллер И.В. Экономического расчета по созданию единого ресурсного центра не проводилось. Однако, очевидно, что поддержка и сохранность электронной копии и обеспечения доступа через Единый ресурсный центр будет дешевле, чем прием, обработка, поддержка, хранение и обеспечение доступа к ним в каждой из 3-х национальных библиотек. При этом Президентской библиотеке им.Б.Н. Ельцина весь поток электронных копий печатный изданий не нужен, точно также как если мы откроем доступ для федеральных библиотек получателей профилированного ОЭ. При предлагаемой РГБ модели доставки ОЭ Библиотека получатель может получить коробку разбитых дисков и не открывающихся или не читаемых флешек, а поток документов, и, соответственно издержки на его обработку, хранение, поддержку возрастут в два раза. Что касается изданий, выходящих тиражом до 150 экз., Федеральные библиотеки – получатели ОЭ и так их, как правило, не имеют. В предлагаемом варианте они будут иметь гарантированный доступ к электронной копии.
М.Е. Рябыко, начальник юридического отдела издательства «Эксмо», обратил внимание участников совещания на очень важные моменты, касающиеся соблюдения авторского права. Во-первых, у издателей могут и не быть права на электронную версию издания, только на печатный вариант. Как в таком случае издательство будет выполнять Закон? Во-вторых, что Библиотеки – получатели ОЭ собираются делать с электронными копиями печатного издания? С какой целью вообще принимаются данные поправки? Если для сохранения национального достояния это одно. Если для обеспечения доступа для читателей - другое. Логика подсказывает, что внесение поправок необходимо для того, чтобы электронным вариантом печатного издания могли воспользоваться читатели. Но в ст. 1275 ГК РФ говорится, что библиотеки могут «без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения предоставлять во временное безвозмездное пользование оригиналы и экземпляры произведений, правомерно введенные в гражданский оборот». Понятие «правомерно введенные в гражданский оборот» означает изданные. Но электронные копии не являются изданиями. То есть речь скорее всего должна идти не об электронной копии печатного издания, а об электронном издании.
Н.В. Ромашова, директор Нормативно-правового департамента Министерства культуры России, согласилась с тем, что нужно внесение изменение в IV часть ГК РФ, иначе получается «мертвый» экземпляр, который библиотеки использовать не смогут. Она рассказала о том, что в Минкомсвязи состоялось промежуточное рабочее совещание, где присутствовали не все члены рабочей группы, на котором представители федеральных библиотек – получателей ОЭ высказались против сокращения печатного обязательного экземпляра. Если возникает предложение о сокращении до 3-х экземпляров обязательного экземпляра печатных изданий, выпущенных тиражом до 150 экз. при условии предоставления электронной копии или электронного доступа, это предложение надо обсуждать с федеральными библиотеками - получателями ОЭ. Обсуждаемые в данной рабочей группе изменения в ФЗ 77 «Об обязательном экземпляре документов» должны быть внесены в Правительство РФ до конца января 2014 г. Какие поправки в ФЗ 77 будут подготовлены в 15 дневный срок в соответствии с Указом Президента от 09.12.2013 г. "О некоторых мерах по повышению эффективности деятельности государственных средств массовой информации", связанные с передачей функций РКП - ИТАР-ТАСС пока трудно сказать. Будут ли это формальные изменения просто в наименовании учреждения или эти изменения коснутся существенных функций РКП.
М.В. Кручинина, заместитель директора Департамента государственной политики в области средств массовой информации Минкомсвязи России сообщила, что Межведомственная рабочая группа по внесению изменений в ФЗ 77 продолжит свою работу в плановом порядке в начале 2014 года. До конца 2013 года изменения Минкомсвязи РФ вносится не будут. Планируется расширение состава Межведомственной группы за счет включения в ее состав представителей издателей и фирм.
Дискуссионным также был вопрос о внесение в число целей формирования системы обязательного экземпляра «формирование Национальной электронной библиотеки».
Е.Н. Гусева, заместитель Директора Департамента науки и образования Минкультуры России – начальник отдела библиотек и архивов, член рабочей группы по созданию НЭБ, сообщила, что в настоящее время «Концепция НЭБ» обсуждается. Фонд НЭБ, держателями которого выступают Национальные библиотеки, составляет уже 1 млн.300 тысяч названий. Ежегодно в соответствии с Указом Президента должно оцифровывается 10% текущего печатного потока. Сейчас дискутируются вопросы о выкупе прав для всеобщего доступа к этой части потока, создании единого портала, единого читательского билета, возможности доступа зарегистрированным читателям из любого места.
Участники совещания выразили сомнение, что надо отдельно прописывать в качестве цели системы ОЭ формирование НЭБ, тем более что понятие является еще не устоявшимся и дискуссионным. НЭБ не является частью национального библиотечно-информационного фонда. В соответствии с законом «О библиотечном деле» национальный библиотечно-информационный фонд формируется на основе ОЭ, книжных памятников, редких и ценных изданий. Было предложено изменить формулировку цели «формирование Национальной электронной библиотеки» на «обеспечение доступа к документам, в том числе через информационно-телекоммуникационные сети».
Подвела итоги совещания Н.В. Ромашова, директор Нормативно-правового департамента Министерства культуры России. Предлагаемые поправки о сокращении количества ОЭ печатных издания малотиражных изданий, выпущенных тиражом до 150 экз. с одновременным предоставлением электронной копии должны быть обсуждены с представителями федеральных библиотек – получателей ОЭ, издательств и правообладателей.
Следующее совещание должно состояться в Министерстве культуры РФ в 20-х числах декабря.
На нем планируется рассмотреть вопросы:
- механизма доставки электронных копий печатного ОЭ.
- уменьшение количества печатных ОЭ для изданий, вышедших тиражом до 150 экз.
- внесение изменений в IV часть ГК РФ.
- вопросы контроля и ответственность за доставку ОЭ.
И.В. Эйдемиллер, секретарь Секции по формированию фондов РБА