Есть ли читатели в социальных сетях?
Этот и многие другие вопросы волновали участников круглого стола «Социальные медиа в пропаганде чтения: проблемы и возможности», который прошел 21 ноября 2014 года в Доме русского зарубежья им. А.И. Солженицына в рамках VIII Всероссийской конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы».
Круглый стол был организован рабочей группой Российской библиотечной ассоциации «Библиотеки и социальные медиа» и Секцией РБА по издательской и книгораспространительской деятельности.
Цели работы у библиотек в социальных сетях могут быть разные, но задача привлечения своего читателя к чтению – всегда остается одной из самых важных. Пока не разработаны методики и рекомендации по использованию популярных у молодежи ресурсов, и участники круглого стола обменялись своим опытом и мнениями о перспективах использования социальных сетей и необходимости теоретического осмысления.
Работу по осмыслению и институализации деятельности библиотек в социальных меди начала Рабочая группа Российской библиотечной ассоциации «Библиотеки и социальные медиа», о чем участникам круглого стола рассказала руководитель рабочей группы, председатель секции РБА по издательской и книгораспространительской деятельности,начальник управления специальных проектов Российской государственной библиотеки Никонорова Екатерина Васильевна (
Краткий обзор современных тенденций пропаганды чтения в библиотечных блогах представила координатор рабочей группы «Библиотеки и социальные медиа» Российской библиотечной ассоциации, главный специалист управления специальных проектов РГБ Шибаева Екатерина Александровна (
По мнению Ивана Ивановича Засурского, президента «Ассоциации интернет-издателей», заведующего кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ, социальные медиа дают библиотекам больше возможностей благодаря включенности проектов «одним кликом» и вовлечения в большое количество мероприятий (
О практических аспектах применения социальных сетей в деятельности библиотеки рассказала Вахрушева Александра Леонидовна, заместитель директора Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева (
Егорова Галина Ивановна, председатель координационного совета региональных центров чтения при НФ "Пушкинская библиотека", руководитель Центра книги и чтения Тверской областной универсальной научной библиотеки им. А.М. Горького(Тверь) поделилась своим опытом организации сетевых проектов (
Буктьюберы – люди, снимающие видео о книгах, – наоборот, рассказывать о книгах очень любят. Участвующая в заседании круглого стола
Результаты социологического исследования читательской аудитории социальной сети ВКонтакте «Что читает современная молодежь?» представила доцент отделения интегрированных коммуникаций НИУ «Высшая школа экономики», кандидат социологических наук Любовь Фридриховна Борусяк (
Это выступление вызвало бурную дискуссию среди участников конференции, которые отметили необходимость глобального осмысления полученных результатов, с предоставлением выводов для формирования государственного понимания возможности изучения интереса к чтению через социальные медиа.
Среди приглашенных экспертов были также специалисты по маркетингу в социальных медиа, начавшие заниматься книжными проектами. В частности, об архитектуре общения с читателем в социальных сетях рассказала редактор сайта и страниц в социальных медиа Российской государственной библиотеки, профессиональный комьнити-менеджер и преподаватель курса «Коммуникации в блогах и социальных сетях:специфика и стратегия» в учебном центре РГБ Титова Анна Алексеевна (
Ракова Юлия Александровна, комьюнити-директор BookMate, отметила, что миссия BookMate очень совпадает с миссией библиотек – привить любовь к чтению (
Участники встречи согласились, что в социальных медиа можно найти много потенциальных читателей, но их любовь к чтению и читательские предпочтения не всегда можно выявить. В социальных сетях есть много успешных кейсов по привлечению внимания пользователей к чтению, но библиотекарям необходимо искать новые формы общения с пользователями соцсетей и искать с ними общий язык. Возможности продвижения чтения в сфере социальных медиа еще не достаточно изучены, поэтому стоит обратить внимание на научно-методическое изучение вопроса и проведение анализа присутствия библиотек в социальных медиа.
Организаторы круглого стола сердечно благодарят Библиотечно-информационный портал города Москвы, телеканал «Библио-ТВ» и лично Алексея Чувильского за
Екатерина Шибаева,
координатор рабочей группы РБА «Библиотеки и социальные медиа» (РГБ, Москва)